Чем занять детей дома: мастерим игры из подручных материалов. Дидактические игры для детей: развитие речи, сенсорики, физического развития. Картотека с целями своими руками Детские развивающие игры с 2 лет
В этом посте я решила выложить несколько наших хитов уходящего месяца. В заголовке указано, что игры для двухлеток, но на самом деле них можно пробовать играть уже в год. Писать насколько игры полезны будет лишним и так уже все грамотные 🙂 , поэтому перейду сразу к делу играм:
- (Раздача материалов для печати);
Игры для детей 2 лет | Имитация животных
Правила игры заключаются в поочередной имитации животных всеми участниками игры. Задания выбираются случайным образом с помощью крутящейся стрелки. Они состоят из 7 листов с заданиями, в которых надо вырезать отверстия, 1 завершающий лист с цветным центром и 1 лист со стрелкой.
Для долговечности я листы заламинировала, но это совсем не обязательно. А вот для того чтобы стрелка хорошо крутилась, её надо укреплять ламинированием или приклеить на картон. Подробней о ламинировании развивающих материалов с помощью утюга читайте . Для закрепления стрелки в магазине тканей я купила заклепку и плоскую бусину с большим отверстием. Скачать материалы .
Отверстие бусины должно быть таким, чтобы ножка заклепки входила в него. При сборке бусину помещаем между листом бумаги и стрелкой. Собранная конструкция оказалась очень удачной. В файле размер стрелки увеличен, поэтому её надо укорачивать.
Идея сделать такую игру мне пришла после очередного посещения детского мира.
Я обнаружила книги серии «Играем всей семьей» от Мозайки Синтез (Лабиринт), но не стала спешить с покупкой, так как в интернет-магазинах ценник более выгодный. Придя домой, возникла идея сделать подобную книжку-игру своими руками.
Игры для детей 2 лет. Кубики своими руками
С пазлами Яна справляем на «Ура», так как мы регулярно «прокачиваем» умение их собирать. С кубиками практики было значительно меньше, но теперь мы этот пробел наверстаем. В интернете обнаружила идею апгрейда старых кубиков. Начнем с картинками в стиле, как у DJECO (my-shop).
Картинки для кубиков скачиваем . В формате PDF подготовлены картинки для кубиков с ребром 3,5. см, JPG содержит картинки для кубиков с ребром 7 см. На 3 кубика потребуется 6 персонажей. Клеим последовательно: сначала все детали одного персонажа приклеиваем на разные кубики, затем беремся за следующего. Для того, чтобы было максимальное количество вариантов персонажей, на один кубик клеим головы, на другой — туловища, на третий — ноги.
Несколько примеров комбинации персонажей:
Игры для детей 2 лет | Самая дешевая больница
До детсада Яна плохо была знакома с больницей и лечебными процедурами, для этого не было причин, поэтому игру в доктора я обходила стороной. В очередной раз забирая Яну из детсада, мы увидели игру в Айболита, при которой Яна старательно имитировала кашель. Тут надо учесть, что на самом деле у нее кашля еще ни разу в жизни не было:-D. Это было до такой степени мило, что дома я решила поддержать игру. Учитывая, что набора доктора у нас нет, пришлось обходиться подручными средствами. Несмотря на это, вышло очень интересно.
Пострадавшие Пациенты
Список процедур был следующий:
- Забинтовать. Бинтование оказалось самой интересной процедурой. Кроме того, отличным упражнением на развитие моторики.
- Помазать мазью. В рамках этой процедуры мы гладили больные части тела тюбиком с кремом. Тюбик при этом не открывали.
- Накормить таблетками. В роли таблеток были пуговицы. «Таблетки» разного цвета от разных болезней.
- Напоить лекарством из бутылочки. Для этого у нас в наличии оказалась кукольная бутылочка, также можно использовать настоящую.
- Поставить укол. Конечно же, настоящим шприцом! Конечно же, без иголки. Мне запомнилось с детства чувство особой радости, когда играешь настоящим шприцом, а не игрушечным.
- Уложить спать.
Наши пациенты обычно начинали выздоравливать, когда заканчивался бинт для следующих больных .
«медикаменты»
На этом пока всё. В будущем этот пост будет актуализироваться. Любители полепить, заглядывайте в . В нём выложены фото хорошеньких штампиков из FixPrice, которые плохо рисуют, но делают отличные оттиски на тесте для лепки.
Всем увлекательных игр и хорошего настроения!
Не «стоять» на месте малышу помогут развивающие игры для детей 2 лет. Они направлены на совершенствование психических, интеллектуальных, социальных и физических качеств, которые к тому моменту времени уже в некоторой степени сформировались.
Как развивать ребенка в 2 года
К этому сверхответственному занятию спонтанно приступать нельзя. Сначала родителям важно проанализировать, какие навыки уже приобрел их карапуз. К тому моменту времени дети должны овладеть следующими умениями:
- ходить;
- подпрыгивать;
- сохранять равновесие;
- ударять по мячу ногой;
- строить из кубиков башню;
- мыть самостоятельно руки и ;
- кушать, не пачкаясь;
- знать до 200 слов;
- повторять небольшие ;
- имитировать поведение взрослых.
Развивающие занятия для детей 2 лет направлены на совершенствование таких сторон личности малыша:
- физическая;
- эмоциональная;
- социальная;
- интеллектуальная и так далее.
Игры, развивающие память
Такие задания способствуют запоминанию различного рода информации, которая отличается сложностью. Одновременно тренируется слуховая и зрительная память. В таких играх используются развивающие картинки для детей 2 лет. Эти занятия очень увлекательные. Дети 2 лет испытывают массу положительных эмоций. Развивающие игры могут быть такими:
- «Найди пару». Взрослый показывает крохе картинку, потом прячет ее и просит карапуза отыскать такую же.
- «Что на картинке?» Детям дают карточку с изображением нескольких предметов или какого-то сюжета. Потом взрослый забирает картинку и задает вопросы по увиденному.
- «Что исчезло?». Мама раскладывает на столе игрушки или игровые карточки, потом убирает что-то одно и просит ребенка сказать, что исчезло.
- «Мои приключения». Вечером или следующим утром взрослый может попросить кроху рассказать, что он делал на детской площадке или в парке.
Игры, развивающие мышление
Эти логические задания помогают детям 2 лет сравнивать предоставляемую им информацию, анализировать ее и устанавливать элементарные закономерности. Умения, приобретаемые благодаря таким развивающим играм, в дальнейшим помогут детям решать сложные школьные задачи и справляться с житейскими тяготами. Такие задания учат рассуждать и самостоятельно делать заключения. Вот какие развивающие игры для детей 2 лет могут использоваться:
- «Пазлы» – они могут состоять первоначально из 2-4 элементов;
- Сортирование предметов по признакам – по размеру, цветовому соотношению, форме, типа материала, из которого изготовлены;
- «Кто чем питается» – для такой игры детям 2 лет понадобятся специальные развивающие карточки;
- Сопоставление понятий – много-мало, высокий-низкий, мягкий-твердый и так далее;
- Загадки – малыш должен по описанию узнавать предмет или животное;
- «Часть и целое» – суть таких зданий состоит в том, чтобы по фрагменту (хвост, лапа, хобот или что-то другое) дети узнали, кто перед ними.
Игры, развивающие внимание
Эти задания потребуют от детей 2 лет усидчивости. К тому же они научат крох концентрироваться на конкретном объекте. Развивающие игры для детей на внимание могут быть следующими:
- «прятки»;
- «найди по силуэту предмет»;
- «отыщи пару»;
- «какой кусочек откололся от картинки»;
- поиск предметов – по 1-му или 2-м признакам;
- «найди такой же узор» и так далее.
Игры, развивающие речь
Такие увлекательные занятия направлены на обогащение словарного запаса карапуза. Первоначально взрослые столкнуться могут с тем, что малыш отвечает «детским языком». Психологи и логопеды сходятся во мнении, что все крохи, начавшие постигать развивающие игры для детей 2 лет, проходят этот этап. Через время они уже начинают отвечать по-взрослому.
Игры, развивающие речь ребенка в 2 года, могут быть такими:
- «Вопрос-ответ». Взрослый в упрошенной форме расспрашивает малыша, что он видит на картинке.
- Обсуждение прочитанного – стишка, сказки, рассказа.
- Обучение использования в речи эпитетов. Нужно помочь малышу не просто упоминать какие-то предметы, рассказывая, что видит на картинке, а описывать их.
- «Сказочник». Ребенок 2 лет вместе со взрослым пытается пересказывать короткие истории.
- Изучение с малышом предлогов, наречий и местоимений.
- Прослушивание песен и сказок.
- Знакомство с новыми предметами. Важно не просто называть их, а показывать, из каких элементов состоят, для чего нужны и так далее.
Развивающие игры для детей 2 лет дома
Для таких увлекательных занятий могут использоваться покупные наборы или подручные средства. Крохам очень нравятся такие игры. Направлены они могут быть на развитие различных навыков и способностей детей. Очень нравится малышам 2 лет лепка. Такие развивающие занятия для детей могут включать следующие упражнения:
- раскатывание ;
- игра с тестом;
- работа с пластмассовым ножом;
- лепка фигурок из пластилина либо теста.
К тому же развивающие занятия для детей 2 лет дома могут включать в себя рисование. Сначала кроха осваивает выполнения простых линий: дорожек, прямых и волнистых. В этом же периоде дети учатся правильно подбирать цвета: если рисуют солнышко – желтый, траву – зеленый, море – синий и так далее. К тому же ребенок во время таких занятий осваивает работу с кисточкой.
Также развивающие игры для детей 2 лет стимулируют мелкую и общую моторику. Они могут включать в себя такие занятия:
- застегивание липучек;
- пересыпание круп;
- лепка;
- аппликации;
- взбивание венчиком мыльной пены;
- собирание воды губкой;
- сминание бумаги;
- игра с прищепками;
- составление узоров при помощи макаронных изделий, круп;
- перекладывание бусинок пинцетом.
Развивающие компьютерные игры для детей 2 лет
Между бабушками-дедушка и родителями не утихают споры по поводу того, можно ли в таком возрасте сидеть у монитора. Люди старой закалки считают, что лучшие развивающие игры для совершенствования навыков детей 2 лет – это беготня во дворе. Такую точку зрения они аргументируют тем, что у компьютера зрение падает, осанка портится, да и ребенок становится нервным. Однако если подойти с умом к такому развивающему занятию, все эти последствия пожинать не придется.
У малыша должны быть установлены временные ограничения пребывания у компьютера. К тому же родителям следует ответственно отнестись к тому, какую игру запустить чаду. Существуют развивающие программы для детей 2 лет. Их суть заключается в том, что крохе нужно перевернуть картинку, достроить домик, собрать или найти того, кто спрятался. Такие занятия очень увлекательные.
Развивающие настольные игры для детей 2 лет
К этому возрасту ребенок уже способен воспринимать элементарные правила и может манипулировать предлагаемыми ему предметами. Однако домашние развивающие игры для детей 2 лет несколько отличаются от тех настольных карточек, что предусмотрены для малышей постарше. Можно выделить 3 основных различия:
- Простота правил.
- Игра заканчивается раньше, чем успевает надоесть непоседе.
- Все элементы выполнены из натурального прочного материала.
Различают такие познавательные пособия:
- развивающие игры для детей 2 лет - раскраски;
- карточки для изучения транспорта, времен года, профессий и так далее;
- игра «продуктовый магазин»;
- карточки «съедобное-несъедобное»;
- пособие «учим время» и другие.
Развивающие подвижные игры для детей 2 лет
Онлайн игры для детей 2 лет – серия флеш развлечений развивающе-обучающего характера. Разработчики постарались максимально упростить геймплей, чтобы малыши могли играть в них самостоятельно. По сути, прохождение представляет собой поочередную смену картинок и выполнение одного-двух простеньких действий. Картинки разделены по тематикам: есть подборка, посвященная временам года, погоде, животным, тому, кто из них что ест. Часть онлайн игр предлагает выполнить логические задания, специально рассчитанные на возраст около 2 лет. Например, из предметов на экране нужно выбрать все, окрашенные в красный цвет, или отыскать среди кучи несъедобных один съедобный. Для управления играми нужна только мышка. Все предметы в них изображены крупно, чтобы маленькие ручки могли дотянуть курсор и не промазать. Конечно, в идеале родителям лучше находиться рядом и помогать малышам в сложных моментах. Но даже если это невозможно, не беда – двухлетние геймеры постараются и справятся сами.
-
Легкие пазлы для малышей
Простые пазлы для развития мышления и интеллекта у малышей. Соберите из 5 частей 4 пазла: коровку, пчелку, льва и собаку.
Большой сборник развивающих игр с животными для малышей: меморина, поиск по форме, угадывание по звуку, сортировка объектов.
Сборник интересных развлечений для развития сенсорики. Угадывайте фигуры по тени, животных - по форме, складывайте простые пазлы.
Обширная коллекция детских пазлов на тему фермы, подводного мира, динозавров. Угадывайте по тени животное и складывайте по фрагментам пазл.
Интересные задания для развития пространственного и ассоциативного мышления, интеллекта. Угадывайте по тени машины, фигуры, зверей.
Коллекция html5 раскрасок с изображением различных животных. Делайте простую заливку или зарисовывайте зверушек кисточками.
Html5 сборник развивающих детских игр. Попробуйте справиться с тремя заданиями: найти одинаковые пары, определить животное по тени и очертаниям.
Упражнение по раскладыванию узора в правильной последовательности, рекомендованное педагогами для сенсорного развития.
Монстрик Элмо из программы «Улица Сезам» будет загадывать деткам загадки о животных, а девочкам и мальчикам нужно определять, чей это малыш.
Любите играть в прятки? Тогда веселые животные джунглей предлагают попытаться их найти. Забава полезна для развития внимательности малышей.
Детская меморина с игрушками, которая поспособствует развитию внимания и памяти у детей. Находите парные картинки игрушек, чтобы раскрыть все поле.
В этой игре малыши будут учиться различать сезоны года, время суток, погоду. Перемещайте картинки к соответствующей им надписи.
Не секрет, что для эффективного и всестороннего воспитания ребенка важно подобрать игры, упражнения и забавы, подходящие для его возраста. Двухлетние малыши уже хорошо владеют своим телом, координированы, способны к логическому мышлению и самостоятельному времяпрепровождению. Развивающие игры для детей 2 лет должны отвечать их физическим, познавательным и творческим потребностям.
В возрасте 2 лет большинство малышей прогрессируют по всем направлениям развития и многое умеют.
Какие развивающие игры подойдут для детей 2-х лет? Их следует подбирать сбалансированно по указанным направлениям. Важно учитывать особенности конкретного малыша, его предпочтения. Ребенок очень активен и любит бег? Организуйте ему регулярные веселые вылазки в парк, поставьте дома шведскую стенку, научите его кататься на самокате. Малыш интересуется творчеством, тянет ручки к мокрому песку на пляже, обожает краски? Найдите для него комплект для раннего творчества, состоящий из пластилина разных цветов, пастелей и кисточек. Легче всего заинтересовать ребенка тем, к чему он сам предрасположен, и развивать его, играя.
Развиваем физическую активность
Развитие физики малыша очень важно в любом возрасте. Оно способствует построению устойчивого иммунитета, развитию правильных реакций и помогает в воспитании определенных привычек. Двухлетние дети каждый день нуждаются в физической активности, и чем разнообразнее будет она, тем лучше.
Игры на свежем воздухе особенно полезны: стимулируется поступление кислорода в мозг, что активирует его развитие, а организм в целом закаляется и крепнет. Что может быть проще игры на улице?
Несколько идей для развивающих игр для детей на свежем воздухе.
Полезно чередовать темп бега, переходя то на замедленный шаг, то на бег трусцой, то на бег с подскоками. Всегда весело бегать в компании других детей, взрослых или же животных, например, собаки. Если вам нужно выгулять собаку, всегда берите с собой малыша: он может подавать палку для игры с любимым питомцем или вместе с ним бежать за ней. Они проведут время весело и с пользой! Мальчикам может быть интересен облегченный вариант футбола (без ворот), девочкам – скакалка.
- Катание на велосипеде или самокате.
Для нежного двухлетнего возраста велосипед и самокат должны быть специальными – маленькими по размеру, выполненными из качественных и безопасных материалов, сконструированными для категории 2+. Важно показать малышу на своем примере, как нужно передвигаться. Подберите малышу самую удобную обувь для активных занятий на свежем воздухе. Такие упражнения развивают чувство баланса у ребенка и оказывают благотворное влияние на его вестибулярный аппарат. Развивающие игры для мальчиков 2 лет могут быть более активными (хоккей, стрельба, догонялки), для девочек – спокойными (танцы), однако, данное разделение очень условно. Наблюдайте за своим малышом и за его темпераментом.
- Лазанье.
Большинство детских площадок оборудованы лесенками, турниками и специальными конструкциями для лазанья в виде домиков, улиток и т.д. Для того чтобы подняться на горку, малышу необходимо сначала пройти к ней длинный путь по ступенькам. Заведите малыша на площадку и покажите на своем примере, как забираться на турники и сооружения, подходящие для его возраста.
Что делать, если на улице непогода? Не стоит откладывать игры с физической активностью до лета: существует много развивающих игр для детей 2 лет дома.
Развиваем логику и мышление
Очень важно уже в раннем возрасте обратить внимание на развитие мыслительных способностей детей. К ним относятся упражнения для развития речи и артикуляционного аппарата. К двум годам детская «база данных» зачастую уже хранит немало информации:
Большую часть из перечисленных категорий малыш способен произнести, хоть и с ошибками. Прислушивайтесь к речи ребенка.
В развитии памяти важную роль играет повторяемость: обычно схватываются слова «налету», но для того, чтобы ребенок мог их произнести снова, важно повторять ему новые слова регулярно.
В 2 года полезно вовлекать детей в игры, развивающие мышление, память и логику.
Развивающие логические игры для 2-летнего ребенка.
- Изучать вместе новые геометрические формы, цвета и фигуры.
- Сортировка различных предметов по размеру, цвету, форме.
- Поиск предмета по его силуэту (звезда, солнце, луна).
- Поиск связанных по смыслу картинок: мама-дитя, корова-жеребенок, коза-козленок и т.д.
Для подобных игр существуют картонные карты с элементом подсказкой. Аналогичные можно составить и самому, ориентируюсь на интересы ребенка (для мальчиков 2 лет – все виды машинок, для девочек 2 лет – предметы гардероба, любимые героини мультфильмов и пр.).
- Концентрация на одном предмете в течение длительного времени.
Многие матери иногда находят полезным отсутствие игрушек поблизости – так ребенок может сконцентрироваться на одном предмете из «взрослого» мира, например, на билете, письме, карандаше, пуговице. Можно вместе вертеть предмет в руках и анализировать то, как он выглядит (длинный, тонкий, твердый, острый), какого он цвета, есть ли на нем рисунок, легкий он или тяжелый, пахнет ли. Взрослый сам может описывать свои ощущения от предмета. Вы увидите, что ваше чадо быстро начнет мыслить подобным образом и рассуждать по вашему сценарию, обсуждая другие предметы.
- Подбор книг, сюжеты которых касаются жизни малыша на данном этапе.
Готовите ребенка к яслям? Найдите книгу с симпатичными персонажами, в которой дети идут в детский сад или ясли. Как они готовятся к этому событию? Ждут ли его? Как проходит первый день? Полезно начать чтение «подготавливающей» книги за месяц до похода в ясли: так малыш успеет привыкнуть к этой идее, и по аналогии с героем истории захочет завести новые знакомства, играть с новыми игрушками в яслях.
К упражнениям, направленным на развитие речевых способностей малыша 2 лет, относятся.
- Чтение вслух книг – идеальное для этой цели занятие.
Совместное прочтение сказок, историй, стихотворных форм (четверостиший), пение песен. Помните – как ребенок слышит слово, так и будет его произносить. Родителям всегда необходимо следить за качеством своей речи. Идеально, если книги, которые вы читаете вместе с детьми, будут дополнены иллюстрациями: так ребенок сможет отчетливо представить себе главного героя и сопереживать ему.
- Общение.
Важно обсуждать с ребенком 2 лет все события, которые происходят вокруг него и с ним самим. Пошел дождь на улице? Расскажите на понятном ему языке, что это за явление, как долго оно длится, что происходит с лесом во время дождя, где укрываются животные и птицы. Малыш не выспался? Объясните ему, насколько важен человеку сон, что все члены семьи спят в ночное время и так восполняют свои силы.
- Включайте воображение.
Придумывайте вместе простые сказки. Ребенку нравится Колобок? Придумайте вместе с ним 5 невероятных историй про этого персонажа.
Я умею делать что-то
Пришло время немного размяться: попрыгать, побегать похлопать в ладоши - словом, повеселиться. Спойте или прочитайте нараспев такой стишок:
Я умею делать что-то,
Делать что-то, делать что-то,
Вот что я могу
(подпрыгните, а малыш - вслед за вами)!
Продолжайте:
Я умею делать что-то,
Делать что-то, делать что-то,
Вот что я могу
(хлопните в ладоши, и малыш сделает то же самое)!
Потом, прочитав этот стишок, вы можете присесть, побегать по комнате - что захотите. Главное, чтобы малыш повторял все ваши движения.
Игра развивает координацию движений, умение последовательно выполнять движения.
Послушаем специалистов
Помните, что запрет не может звучать как просьба, содержать оттенок уговора, произноситься б «пустоту» или с улыбкой. С детьми недопустимы речевые формулы вроде: «Я очень прошу тебя не делать того-то и того-то» или «Зайка моя, спички - не игрушка, правда ведь?»
С мамой за покупками
Вы собираетесь в магазин? Возьмите малыша с собой, не отказывайте ему в удовольствии. А прежде чем выйти из дома, вместе составьте список покупок. Пусть малыш подсказывает, что нужно купить. Попросите его: «Ну-ка, посмотри, хлеб еще есть? Нет? Значит, надо купить».
Дома малыш поможет вам достать из пакета покупки, рассмотрите вместе этикетки - это тоже интересно! И приготовьте какое-нибудь блюдо из тех продуктов, которые вы покупали вместе с малышом. Поблагодарите его от всего сердца: он так старался, помогал маме. Пусть он почувствует себя нужным и значимым. Настоящий помощник - опора маме!
Игра учит самостоятельности, ответственности, аккуратности.
Послушаем специалистов
Следите за тем, чтобы не провоцировать ребенка на нарушение запрета по собственной забывчивости. Например, вы запрещаете малышу брать что-либо с кухонного стола. Однажды бы говорите так: «Помоги маме, подай со стола пульт от телевизора!»
Малыш рассуждает: «Теперь мне разрешается это делать и самому!»
Ладошки и пальчики
Давно же мы не тренировали наши ручки! Похлопаем в ладошки? Конечно, малыш всегда рад похлопать в ладошки. А вы напевайте ему песенку-потешку:
Ладушки, ладушки (хлопайте в ладоши)!
Где были?
У бабушки.
Спали на подушке (руки положите под щеку),
Ели колобушки (хлопайте ладошками по коленям).
И пальчики потренировали, и малыша развеселили!
Пальчиковые и жестовые игры очень полезны для развития речи, мышления ребенка, координации движений и мелкой моторики
Послушаем специалистов
Понемногу приучайте малыша, чтобы он помогал вам накрывать на стол и убирать посуду после еды. Пока ему нет четырех лет, он может расставлять небьющуюся посуду. Напоминайте ребенку правила поведения за столом. Но не заставляйте молчать: люди за столом всегда разговаривают!
Право выбора
Сядьте с ребенком на диван и усадите рядом его любимые игрушки: куклу и мишку. Обратитесь к кукле: «Ляля, что ты хочешь съесть: яблоко или банан?» Пусть малыш ответит за куклу. Вы можете вместе обсудить все «за» и «против» каждого варианта.
Потом обратитесь к мишке: «Мишутка, что мы будем делать: поиграем дома или пойдем гулять?» Снова дайте малышу подумать и обсудить эти два варианта. Решение принято? Тогда пусть малыш ответит за мишку. Главное, чтобы малыш остался доволен выбранным решением.
Игра учит ответственности и умению принимать решения.
Послушаем специалистов
Чтобы бы могли придерживаться раз заведенных правил и призывать чадо к порядку, запретов не должно быть много, но те, что есть, никогда не должны нарушаться, и вы должны быть в этом последовательны. Ни в коем случае не отменяйте принципиально важные запреты в «награду» за что-то или «под хорошее настроение».
Оденем куклу
Купите или сшейте наряды для куклы и объясните ребенку: «Вот это - одежда зимняя, это - летняя, это - спортивная. Трусики и маечки - нижняя одежда, а платье с кружевами - наряд на выход». Пусть малыш повторяет за вами названия одежды - так он быстрее запомнит.
Оденьте вместе куклу: «Куда Ляля сегодня отправится? В гости? Тогда - вот нарядное платье». Если вы решите отправить Лялю в тренажерный зал - наденьте на нее спортивный костюм. А на прогулку - пальто, шапку и шарфик.
Игра развивает познавательные навыки, усидчивость, расширяет кругозор, словарный запас и фантазию.
Послушаем специалистов
Научите ребенка использовать в игре предметы-заместители. Пусть он печет пирожки из песка, барит макароны из травы, жарит картошку, заменяя ее шишками. Главное - освоить действия, а играть можно с чем угодно. Такие игры прекрасно развивают различные житейские навыки, фантазию и воображение.
Маленький химик
А сейчас мы проведем настоящий опыт. Налейте в прозрачную пластиковую посуду чистую воду и подкрасьте ее акварельными красками. Что получилось? Красивый раствор яркого, насыщенного цвета.
Возьмите еще три прозрачные пластиковые чашки. Пусть малыш нальет в них раствор: в одну - немного, в другую - побольше, в третью - еще побольше. Теперь добавим в каждую чашку воды и посмотрим, что у нас получилось. В первой чашке вода слегка закрасилась, а в остальных - сильнее и сильнее.
Вместе с малышом сравните получившиеся растворы. Пусть он сам попробует расставить чашки по порядку - от самого светлого оттенка к самому темному.
Игра развивает познавательные навыки, готовит к рисованию красками.
Послушаем специалистов
У маленьких детей больше разбита крупная моторика, и они рисуют от плеча, поэтому лист бумаги должен быть достаточно крупным. И приготовьтесь к тому, что радиус «жертв и разрушений» равен примерно 3 м, поэтому лучше всего застелить все вокруг газетами.
Лёд - тоже Вода?
Малышу будет интересно смотреть, как оттаивает лед. Но для начала нужно ему показать, что лед получается из воды, Налейте воду в разные формы: стаканчики, тарелочки, формочки для песка и поставьте в морозилку. Можно в одну из чашек положить маленького пупсика, а потом посмотреть, как он будет оттаивать.
Когда вода замерзнет, одну форму со льдом оставьте в холодильнике, другую поставьте в комнате на столе, третью - у батареи. Понаблюдайте вместе с малышом - где лед растает быстрее?
Можно также положить кусочки льда в стаканы с горячей, теплой и холодной водой. Пусть малыш сравнит результаты и попробует объяснить, почему так получилось. Если ему это трудно, подскажите.
Игра развивает познавательные способности и наблюдательность.
Послушаем специалистов
Дети очень наблюдательны. Иногда нам кажется, что они просто шалят: разливают воду, кидают вещи на пол, ломают игрушки. А на самом деле малыши таким образом познают мир. Им интересно, почему вода растекается, почему мячик отскакивает от пола, а кукла - нет и что будет, если оторвать мишке лапу.
Ай, ду-ду!
Малыш всегда готов поиграть и повеселиться. Спойте ему веселую песенку-потешку. А одновременно изображайте, что играете на дудочке. Вы знаете, как это делать: держите кисти рук на уровне рта, а пальцами совершайте волнообразные движения.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная.
Вот как малыш весело подыгрывает и подпевает вам!
Игра способствует развитию речи, воображения, мелкой моторики.
Послушаем специалистов
Маленькие дети часто что-то требуют. Все, что им нравится, они хотят получить немедленно. И это абсолютно нормально. А как в такой ситуации поступать родителям? Уступать ребенку из каких-то ложных соображений (из чувства вины или из страха, что он будет плакать) не нужно. Малыш быстро усвоит, что вами легко манипулировать. Однако не следует также говорить «нет», просто чтобы показать ребенку, что вы главнее. Он это почувствует и станет еще более требовательным и капризным.
Веселая зарядка
Попросите ребенка нагнуться и достать лежащую перед ним игрушку. Ножки при этом должны быть прямыми - придерживайте его за коленки. Так, хорошо, а теперь можно выпрямиться.
Положите малыша на спинку. Ножки его согнуты в коленях. Приложите ладони к его ступням, а он пусть старается отодвинуть ваши руки. Вот какие сильные ножки!
Малыш лежит на спине, а в руках держит палочку. Придерживая его одной рукой за коленки, другой тяните за палочку до тех пор, пока он не сядет. Получилось? Умница!
Упражнения развивают силу и тренируют мышцы.
Послушаем специалистов
Дети от полутора до трех лет часто впадают в, казалось бы беспричинную, раздражительность и даже в истерику. Подобные припадки гнева сильно изматывают родителей. Однако краткие приступы раздражительности могут быть даже полезны для нормального развития нервной системы ребенка. Они снимают внутреннее напряжение, дают выход подавленным эмоциям.
Волшебный мешочек
В волшебный мешочек можно играть вдвоем с малышом, а можно превратить эту игру в увлекательный конкурс, когда соберется веселая компания из нескольких ребят. Положите в небольшой мешочек несколько хорошо знакомых ребенку предметов: расческу, шнурок, карандаш.
Завяжите малышу глаза и попросите его вытащить из мешочка один предмет. Пусть он попробует узнать этот предмет на ощупь. Угадал? Прекрасно! Значит, полагается приз!
Когда ребенок узнает все предметы, находящиеся в мешочке, замените их другими. Вы можете положить в мешочек предметы, названия которых начинаются на одну букву. Пусть малыш постепенно осваивает алфавит!
Игра развивает тактильные ощущения, воображение, память, сообразительность.
Послушаем специалистов
В этом возрасте дети развиваются столь стремительно, что двухлетний и пятилетний малыши - это жители разных галактик. Если новые друзья по развитию будут сильно опережать вашего ребенка, то он всегда будет лишь на вторых ролях. Если же вокруг окажутся дети младше его, ему будет с ними скучно.
Картинки-парочки
«Где-то у нас было лото? Надо его достать. Наверняка там найдутся парные карточки с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т. д, Сейчас мы поиграем по-другому!»
Выложите четыре пары картинок, чтобы малыш хорошенько их рассмотрел. Пусть он скажет, что на них нарисовано, и запомнит, где находятся одинаковые.
Запомнил? Тогда переверните картинки изображениями вниз. А теперь откройте одну из них и попросите малыша найти ей пару.
Открывайте карточки до тех пор, пока все пары не будут найдены. С каждым разом ребенок будет все быстрее находить парные карточки. Постепенно усложняйте задачу: увеличивайте их количество.
Игра развивает зрительную память, внимание, усидчивость.
Послушаем специалистов
Привлекайте ребенка к выполнению домашних дел. Малышу очень важно чувствовать себя полезным и ощущать гордость за самостоятельно выполненную работу. Не лишайте его этого удовольствия!
Кубики с картинками
В кубики малыш уже давно играет, но таких у него еще не было. На них что-то нарисовано, а что - непонятно. Может быть, мама объяснит? Мама составила кубики, и получилась картинка!
Если малыш понял, в чем секрет, раздвиньте немного кубики, но не переворачивайте их.
Теперь переверните кубики на другие грани и составьте другую картинку. Снова немного раздвиньте их и попросите малыша собрать. Справился, молодец!
Когда малыш чуть-чуть подрастет, купите ему кубики с буквами и цифрами и научите его по ним читать и считать.
Игра в собирание картинки развивает память, координацию, сообразительность, мелкую моторику.
Послушаем специалистов
Прежде чем начать собирать кубики, малыш должен представить, что у него должно получиться. Такое мышление называется наглядно-образным, поскольку ребенок мысленно оперирует образами, опираясь при этом на наглядный материал.
Учимся рисовать
Рисовать можно по-разному. Изображать все, что хочется, призывая на помощь фантазию и воображение. Можно положить перед собой картинку и стараться повторить рисунок на альбомном листе. Или обвести контуры по заранее заготовленным шаблонам. Это тоже очень полезно.
Купите или сделайте из картона шаблоны с контурами предметов, которые малышу хорошо знакомы. Это могут быть рамки с рисунками внутри, а могут быть фигурки, которые нужно обводить снаружи. Покажите малышу, как это делается, и пусть он попробует,
Продвигайтесь от простого к сложному. От простых геометрических фигур - к силуэтам животных и птиц. От картонных шаблонов - к картинкам, нарисованным на бумаге. Когда малыш научится обводить сплошные линии, переходите к картинкам, нарисованным пунктиром,
Шаблоны для рисования развивают согласованность движений глаз и рук, помогают научиться рисовать.
Послушаем специалистов
В трехлетнем возрасте любой ребенок охотно рисует. Не следует ждать, что в три года малыш сможет правильно нарисовать человека, дом, машину. Не нужно поправлять его и учить рисовать «правильно». У него свое видение мира и свое присущее его возрасту умение передавать то, что он видит.
Солнечные зайчики
Выглянуло солнышко - какая радость! Где наше маленькое зеркальце? Сейчас мы будем пускать солнечных зайчиков! Вот так - на пол, на потолок, на стены!
А теперь пусть малыш поймает зайчика. Подержите зеркальце неподвижно - дайте малышу коснуться зайчика рукой, а потом быстро переместите его.
Малыш тоже хочет пускать зайчиков - дайте ему зеркальце! Подвигайте маленькой ручкой - малыш почувствует, что передвижение зайчика зависит от его движений. Пусть ребенок поиграет самостоятельно.
Игра развлекает ребенка, заставляет его двигаться, способствует развитию мышления.
Послушаем специалистов
Детям-зрителям интереснее рассматривать иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. Они с удовольствием рисуют, лепят. Малышей-слушателей легко успокаивают музыка или знакомые голоса. Они любят петь, рассказывать стихи и предпочитают разговорные игры. Малыши-деятели много двигаются сами и любят, когда их кружат и подбрасывают на руках взрослые. Им больше нравятся подвижные игры.
Без веревочки, а едет!
У малыша большая радость: ему подарили машину на дистанционном управлении!
Запустите машину и покажите, как ею управлять. Вот как она едет! И вперед, и назад, и направо, и налево. А вот - остановилась.
Вложите дистанционное управление в руку ребенка и нажимайте его пальчиками на кнопки. Пусть малыш почувствует, что это он управляет машиной. А вы иногда присоединяйтесь к игре: просите малыша направить машину в ту или иную сторону
Игра развивает мелкую моторику, воображение, ориентирование в пространстве, внимание.
Послушаем специалистов
Двухлетнего ребенка уже не надо побуждать к игре: она становится его самостоятельной потребностью. Делайте акцент на обыгрывании различных Житейских ситуаций, доступных его пониманию, используя замещающие предметы (камешки вместо пирожков для кукол, нитки вместо макарон и т. д.).
Совершенствуемся в лепке
Покажите малышу основные способы лепки. Попросите его раскатать небольшие кусочки пластилина между ладонями. Отлично - получилась колбаска. Заострите один конец колбаски - готов карандашик.
А теперь слепите разноцветные колечки. Или бублики. Малыш постепенно начнет работать не ладошками, а пальчиками.
Лепка развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, память, глазомер и воображение.
Послушаем специалистов
Раньше было распространено мнение о том, что дети-вундеркинды, как правило, отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам. Однако в последние десятилетия это мнение учеными опровергнуто. Установлено также, что ранние успехи ребенка не связаны с каким-либо особым нажимом со стороны воспитателей.
Играем в «классы»
Нарисуйте на асфальте самые простые «классы», из пяти клеток, и пронумеруйте их. Покажите малышу, как бросать биту. Это может быть камешек или круглая коробочка от гуталина. Главное - не слишком маленькая и не острая.
Пусть малыш допрыгает на одной ноге до клетки с битой. Если на одной ноге пока не получается, можно - на двух. Задача малыша - постараться не наступить на линию. Допрыгал - снова кидаем биту. Можно позвать других ребят - будет еще веселее!
Игра развивает координацию движений, чувство равновесия и навыки счета.
Послушаем специалистов
Если ваше решение отвести ребенка в детский сад находится в стадии обсуждения, имейте в виду, что детский сад не является обязательной ступенью в развитии ребенка. Самостоятельность и умение общаться со сверстниками не хуже развиваются и при домашнем воспитании.
Кукольный театр
Подберите к спектаклю специальные куклы-бибабо, которые надеваются на руку, как перчатки. Рассмотрите игрушки вместе с малышом: «Узнаешь, кто это? Помнишь сказку?»
Пусть малыш выберет себе игрушку, а вы помогите ему надеть ее на руку. Вторую игрушку наденьте себе на руку и сразу войдите в роль: «Я - Лиса. А ты кто?»
Малыш слегка растерялся: не знает, что отвечать. Подскажите ему: «А ты - Колобок. Спой мне песенку!» Поговорите с маленьким артистом, введите его в спектакль,
Отрепетируйте пьесу, а потом позовите всех домашних смотреть представление. И пусть все громко хлопают в ладоши.
Игра развивает фантазию, стимулирует речевое развитие и артистизм.
Послушаем специалистов
Обыгрывая любимые сказки, дети активно усваивают ролевые отношения и эмоционально-выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки, изменять интонацию, темп речи, имитировать движения зверей).
Времена года
Найдите четыре красочные картинки, на которых изображены осенний, зимний, весенний и летний пейзажи. А теперь подберите еще много-много картинок, меньших по размеру, но тоже посвященных временам года. Покажите малышу четыре большие картинки. Спросите его, какое сейчас время года, и вспомните с ним вместе, какие бывают еще.
Разложите маленькие картинки поверх больших: сезон к сезону. Каждый раз объясняйте: «Видишь, здесь нарисован снег - значит, это зима. Кладем туда, где лежат зимние картинки», и т. д. А потом смешайте все картинки - пусть малыш сам разложит их по группам.
Игра способствует развитию зрительной памяти, внимательности и умению анализировать.
Послушаем специалистов
Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
Математические паззлы
Принцип таков: на картинке изображена цифра, а под картинкой располагается кармашек, в который нужно вкладывать соответствующее количество предметов.
Сложите вместе с малышом все паззлы. Назовите цифры по порядку.
Возьмите несколько предметов, попросите малыша пересчитать их и вставить в кармашек, расположенный под нужной цифрой.
Игра помогает освоить порядковый счет, запомнить изображение цифр, учит соотносить число с количеством предметов.
Послушаем специалистов
Детские представления о мире остаются в памяти очень надолго. Общаясь с малышом, всегда поддерживайте и стимулируйте его стремление к новым познаниям. Ведь это - основа умственных и творческих способностей.
Ещё порисуем!
Как приятно рисовать пальцем на запотевшем окне или по насыпанной тонким слоем на столе или подносе крупе! А еще можно намочить пальчик и водить им по доске. Вариантов множество, и все они нисколько не исключают рисования.
Прежде всего покажите малышу, как проводить вертикальные линии снизу вверх и горизонтальные — слева направо. Пусть малыш нарисует дорожку или цветные ленточки.
Освойте с ним вместе рисование красками методом «тычка»: кисточкой или палочкой с прикрепленным на ее конце кусочком поролона. Получится снег или дождь.
Обратите внимание малыша на то, что карандаш и фломастер оставляют на бумаге тонкий след, а кисточкой можно провести широкие линии. «Они похожи на ленточки, ручейки и дорожки - правда, малыш?»
Рисование развивает воображение, чувство цвета и композиции.
Послушаем специалистов
Педантичность и строгость родителей приводят к тому, что ребенок растет тревожным, плохо воспроизводит информацию, боясь ошибиться и быть наказанным.
Железная дорога
Соберите железную дорогу вместе с малышом. Расскажите, для чего она нужна, как по ней ездят поезда и как далеко на них можно уехать.
Ну что ж, самое время запустить паровоз. Сперва - один, без вагонов. Покажите малышу, как его останавливать на станциях. Если станций в комплекте нет, постройте их сами - из кубиков.
Ну а теперь можно прикрепить к составу вагоны - и в добрый путь!
Игра расширяет кругозор, развивает мелкую моторику и умение играть в сюжетные игры.
Послушаем специалистов
Нарушения развития речи у детей в наше время зачастую объясняются тем, что родители не находят времени с ними просто поговорить. И маленькие дети подолгу смотрят телевизор. Не перекладывайте свои родительские обязанности на телевизор. Ведь это всего лишь техника, а вашему малышу нужны мама и папа.
Игрушечный баскетбол
Прикрепите кольцо к стене на уровне вытянутой руки ребенка. Покажите ему, как забросить мяч в сетку.
Сначала пусть малыш забрасывает мяч с близкого расстояния. А вы стойте рядом и считайте меткие попадания. Каждый раз отмечайте его успехи: «Надо же, в прошлый раз ты попал пять раз из десяти, а сегодня — целых восемь!»
Игра развивает крупную моторику, координацию, способность управлять собственным телом.
Послушаем специалистов
Трехлетнему малышу важно чувствовать, что родители всегда готовы включиться в его игру, что он для них - самый интересный человек на свете. В этом возрасте у него формируются привязанности, которые он пронесет через всю жизнь.
Строительный конструктор
Соберите несколько маленьких домиков. Получился настоящий город лилипутов! Огородите его крепостной стеной с воротами.
Расскажите малышу историю про Гулливера в Стране лилипутов. Он обещал быть осторожным и перешагивать через маленькие дома, чтобы не сломать их.
А теперь расставьте домики из конструктора так, чтобы между ними можно было пройти. Малыш будет Гулливером! Он будет шагать по улицам города лилипутов, переступая через препятствия. Не очень-то легко: нужно поднимать ножки и при этом сохранять равновесие.
Игра способствует развитию мелкой моторики, фантазии, координации движений и равновесия.
Послушаем специалистов
В три года у ребенка совершенствуется координация движений, усваиваются более сложные навыки. Ест сам, как взрослый, держит ложку. Может полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, натягивать колготки. Причем делает не только то, что хочет, но и то, о чем его просят.
Веселые картинки
Ваш малыш уже не раз пробовал рисовать, и ему это занятие очень понравилось. А значит, пришло время не просто делать «каляки-маляки», а что-нибудь изобразить. Порисуйте вместе. Сначала вы изобразите шарик, а малыш пусть дорисует к нему ниточку. Вот и первая картинка: шарик в небе!
Не забывайте расспрашивать малыша, какие цвета он использует. Попросите ребенка нарисовать солнышко с лучиками, цветочек и другие изображения, которые сочетают округлые и прямые линии.
Ну, что нарисовал юный художник? Попытайтесь угадать. Если не получается, осторожно задайте ему несколько наводящих вопросов.
Игра развивает мелкую моторику, фантазию, мышление.
Послушаем специалистов
В некоторых семьях чаще используется система наказании, а не поощрений. Родители скупы на ласку и похвалу. Все это приводит к тому, что у ребенка формируется тревожный тип личности. Он имеет низкую самооценку и крайне неуверен в себе.
Машинка с мелкими деталями
Малыш немного подрос, и теперь ему можно купить машинку более сложной конструкции. Ведь так интересно открывать дверцы и капот, крутить руль!
Покажите ему какие детали машинки открываются и двигаются. Посадите в машинку пупсика или зверюшку. Открываем дверцу садимся, закрываем дверцу крутим руль - поехали!
Сядьте друг против друга на пол и катайте машинку. Придумывайте различные игровые ситуации: аварии, езду по горке или по дороге-змейке.
Игра развивает фантазию, мелкую моторику и координацию движений.
Послушаем специалистов
Обычно двух-, трехлетние малыши очень не любят, когда кто-то берет их игрушки. Они плачут, кричат, топают ногами! Родители начинают перевивать: малыш растет жадиной! Если мама требует отдать игрушку, малыш обижается: может, мама больше любит другого мальчика?
Музыкальные прятки
Что может быть веселее игры в прятки? Только музыкальные прятки.
Пусть малыш отвернется, а вы возьмите какой-нибудь музыкальный инструмент, спрячьтесь и сыграйте на нем. Малыш прислушается: откуда раздается музыка? - и найдет вас. А вы удивитесь: «Ой, а как же ты меня нашел?»
Теперь - очередь малыша прятаться. Вручите ему инструмент и дайте побольше времени, чтобы он успел куда-нибудь укрыться. И конечно, долго изображайте, что не можете его найти. Найдете вы его или он сам выскочит- неважно. Все равно будет весело!
Игра способствует развитию слуха, сообразительности и воображения.
Послушаем специалистов
Если у малыша наблюдается задержка речи, то есть, если в (5 года он не реагирует на простые слова и не знает названий окружающих предметов, а в возрасте 2 лет не пытается повторять слова, обратитесь к врачу, ведь в 2,5 года он уже должен составлять фразы из двух слов, а в 3 года - произносить простые предложения.
Игрушечный городок
Конструктор у вас есть, но пока вы с малышом собирали из него самые простые сооружения. Сядьте рядышком с ним и соорудите из конструктора какую-нибудь постройку. Пусть ребенок сделает нечто похожее.
Обсуждайте с малышом его действия: детали какой формы и какого цвета ему понадобятся.
Так у вас появится игрушечный городок, в котором будут проживать пупсики и зверюшки. Вместе вы придумаете интересные сюжеты для игр. Задавайте побольше вопросов: малыш с удовольствием расскажет вам о своем городке и его обитателях.
Игра развивает мелкую моторику, наблюдательность, фантазию и творческие способности малыша.
Послушаем специалистов
На третьем году жизни малыш играет все более самостоятельно. Его действия уже не разрозненны, а вполне последовательны и осмысленны. Малыш сам придумывает сюжет игры, состоящий из разнообразных событий и действий, и старательно ему следует.
Поймай рыбку!
Опустите в банку с водой несколько пластмассовых рыбок с металлическими вставками. Сделайте удочку из карандаша и лески. К свободному концу лески привяжите магнит. Покажите малышу, как ловится рыбка. Опуская удочку в воду, приговаривайте:
Ловись-ловись, рыбка,
Большая и маленькая!
Ну что ж, первая рыбка поймана. А следующую поймает малыш - дайте ему удочку!
Спрашивайте его, сколько рыбок он поймал и какого цвета. Если ребенок выловит ту рыбку, которую наметил, это - большой прогресс!
Игра развивает координацию движений, умение сосредоточиваться.
Послушаем специалистов
Катать шарик длинной палочкой или спицей по лабиринту, сделанному из кубиков; забрасывать шарики и мячи в кастрюли и миски - это веселые и полезные задания на тренировку координации и согласованности движений.
Раскраски
Детям очень нравится не только рисовать, но и раскрашивать картинки. Купите ребенку раскраску, карандаши и фломастеры.
Покажите, как это делается: закрасьте один рисунок. А малыша просите подавать вам карандаши определенного цвета. Говорите примерно следующее: «Так, а сейчас мне нужно закрасить травку. Какого цвета травка? Правильно, зеленого. Значит, дай мне зеленый карандаш».
Следующий рисунок раскрасит малыш. А вы все так же обсуждайте с ним, какого цвета огурец и листья на деревьях, какого цвета солнце, какого - яблоко и т. д. Похвалите своего маленького художника - он так старался!
Игра развивает изобразительные навыки, умение соблюдать границы рисунка, совершенствует мелкую моторику рук и память.
Послушаем специалистов
Ребенок не должен считать себя главой семьи. При всей любви к малышу не давайте ему собой манипулировать. Общайтесь с ним на равных, не сюсюкая и не заискивая. Уважайте и любите себя - тогда и малыш будет испытывать по отношению к вам такие же чувства.
Узоры из кубиков
Предложите малышу собрать одноцветную дорожку. Пусть он сам подберет кубики. Прекрасно получилось! Теперь соберите дорожку с чередующимися цветами, например, красно-синюю.
Составляйте с ним вместе квадраты из различных частей. Сначала соберите квадрат из двух прямоугольников. Теперь разберите и попросите малыша составить квадрат заново. Так он понемножку освоит соотношение части и целого.
Постепенно усложняйте задачу, используя все больше и больше кубиков.
Не забывайте спрашивать малыша, какого цвета квадрат он складывает. Пусть малыш учится обращать внимание на цвет и на форму.
Игра развивает пространственное представление, мышление, память, усидчивость.
Послушаем специалистов
Как ни странно, подчинение правилам игры доставляет ребенку большое удовольствие. Он придает этим правилам огромное значение и не разрешает никому их нарушать. Для него очень важно, чтобы в игре было все «как в жизни». Так что не нарушайте правил - в игре это главное условие.
Мячик, поскачи!
Если дома есть мяч, скучно никогда не будет. Сколько же с ним можно придумать веселых игр и развлечений!
Бросайте мяч об пол или стенку и ловите его двумя руками, приговаривая: «Мячик, мячик, поскачи!» Теперь пусть малыш попробует сделать то же самое. Если мяч несколько раз ударится об пол, прежде чем он его поймает, ничего страшного.
Покажите малышу, как можно ударять мяч об пол одной или двумя руками. А в такт ударам мяча читайте стихотворение С, Маршака:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не расстанемся с тобой!
И малыш тоже хочет, и ему дайте мяч! Вот как он делает, вот как бьет по мячику! Укатился мячик - побежали догонять!
Игра способствует физическому развитию ребенка, совершенствованию координации движений.
Послушаем специалистов
Если постоянно указывать ребенку на его промахи и ошибки, а удачные действия воспринимать как нечто само собой разумеющееся, он начнет сочинять истории о своих достижениях. Хвалите малыша за его успехи: потом не придется ломать голову над тем, почему он вдруг стал обманывать.
Играем на кухне
Покажите малышу овощи. Проговаривайте названия четко и ясно: «Вот это морковь, свекла, репа, картошка».
Загадывайте ему загадки. Например, про морковку: «Сидит девица в темнице, а коса - на улице». Или про лук: «Сто одежек - все без застежек».
Попросите его разложить яблоки по двум мискам: маленькие - в одну, большие - в другую.
Можно рассортировать овощи и фрукты по форме, можно - по цвету. И постепенно усложнять задачу. В конце концов, вы попросите малыша: «Выбери из этих овощей не зеленый и не красный, не большой и не маленький».
Игра способствует развитию логического мышления и памяти ребенка.
Послушаем специалистов
Большинство малышей демонстрируют разнообразные таланты и способности. И тем не менее родители с грустью замечают, что по мере того, как малыш растет, эти способности почему-то становятся значительно скромнее. Для того чтобы так не происходило, нужно с раннего детства развивать у детей память и логическое мышление.
Где же наши ручки?
Читайте малышу стишок и показывайте то, о чем говорите. А малыш пусть повторяет за вами названия частей тела и выполняет те же движения.
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои (руки за спиной)?
Раз, два, три, четыре, пять!
Покажитесь мне опять (покажите руки).
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои (закройте уши ладонями)?
Раз, два, три, четыре, пять!
Покажитесь мне опять (покажите уши)!
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои (закройте глаза ладонями)?
Раз, два, три, четыре, пять!
Покажитесь мне опять (уберите ладони от глаз)!
Игра способствует развитию координации движений,
Послушаем специалистов
Для развития речи у малыша подберите стишки или песенки-потешки, в которых рифмуются слова, различные по смыслу, но отличающиеся одним только звуком («наша - Маша»).
Угадай, что на картинке?
Возьмите картинку, на которой изображено что-то хорошо знакомое ребенку: стол, яблоко, кошка, собака и т. д. Разрежьте картинку пополам, покажите малышу одну половинку и попросите угадать, что здесь нарисовано. Картинку можно не разрезать, а просто закрыть часть рисунка белой бумагой.
Когда картинки будут малышу хорошо знакомы, вы сможете показывать не половину, а треть или четверть изображения. А потом дадите малышу несколько частей одной картинки - пусть попробует составить.
Игра развивает зрительную память и сообразительность.
Послушаем специалистов
Если у вашего малыша зрительное восприятие разбито в большей степени, чем слуховое, то учите с ним стихи следующим образом. Прочитав строку, покажите ему соответствующую картинку в книге. В воображении малыша Возникнет связь между этим изображением и текстом. Подобная ассоциация очень поможет ему запомнить стишок.
Больше или меньше?
Пришло время научить малыша сравнивать различные предметы и живых существ. Для начала пусть он научится сравнивать их по размеру. Назовите какие-нибудь предмет или животное, а малыш скажет, что или кто из них больше.
Итак, начнем: муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар и т. д.
Точно так же назовите пары предметов или животных, а малыш скажет, что или кто из них меньше.
Игра развивает интеллект, сообразительность, способность к аналитическому мышлению.
Послушаем специалистов
Необходимо разобраться в причинах, побуждающих малыша жаловаться. И помнить, что основная причина - доверие к взрослому и надежда на помощь с его стороны. Именно совета, как поступить в той или иной ситуации, чаще всего ждут дети, пожаловавшись родителям на свои трудности.
Игрушки пляшут
А сейчас мы устроим танцы! Нам понадобятся две мягкие игрушки. Предположим, заяц и мишка.
Пусть малыш выберет, кем из них он будет играть. Договорились: он - мишкой, вы - зайцем.
Зайчик умеет плясать веселый танец и хочет научить танцевать мишку: «Мишка, давай потанцуем!» Он показывает движения, а мишка в руках у малыша их повторяет. Напевайте песенку:
Мы танцуем весело,
Поднимаем ножки,
Поднимаем ручки,
Крутим головой.
Делаем наклоны,
Хлопаем в ладоши,
Мы такие ловкие,
Куколка, с тобой!
Вместо слова «куколка» вы можете говорить «мишенька», если у малыша в руках мишка,
А теперь поиграйте по-другому. Возьмите обе игрушки и «танцуйте» за них, а малыш пусть танцует сам.
Игра способствует развитию координации движений и мышления малыша.
Послушаем специалистов
Зачастую в сюжете игры отражаются его глубинные переживания и внутренние конфликты. А для вас игра вашего малыша - это окно, через которое бы можете заглянуть в его мир.
Найди половинку
Для этой развивающей игры вам понадобятся два одинаковых набора красочных открыток. Разрежьте их из одного набора пополам. Положите перед малышом целую открытку и 3-4 половинки от разных открыток.
Покажите малышу половинку открытки и попросите найти подходящую к ней. Трудно? Не получается? Тогда начните вместе прикладывать эту половинку к другим разрезанным картинкам. Нет, эта не подходит... И эта не подходит... А эта подошла - вот какая получилась картинка!
Понравилась малышу игра? Получается у него? Значит, усложните задачу: предложите ему уже не 3-4, а 8 половинок,
Игра развивает логику и мышление,
Послушаем специалистов
Малыш может совершенно по-разному вести себя с мамой и папой, бабушкой и воспитательницей в детском саду. Это напрямую связано с характером взаимоотношений, складывающихся у ребенка со взрослыми.
Мячик-солнышко
Если к вашему малышу пришли в гости другие детишки вы можете затеять с ними веселую игру в мячик. Усадите всю компанию в круг - прямо на пол. Пусть малыши широко расставят ножки и катают мячик друг другу. А вы тем временем читайте им стишок:
По небу солнце холит
И в домики заходит.
И к Ване заходит (мячик катится к Ване),
И к Кате заходит (мячик от Вани катится к Кате),
И к Пете заходит (мячик от Кати катится к Пете),
И к Маше заходит (мячик от Пети катится к Маше)...
Игра способствует физическому развитию, совершенствует координацию движений и чувство ритма, учит находиться в коллективе.
Послушаем специалистов
Когда ребенок окажется в коллективе сверстников, ему придется соотносить сбои желания с их желаниями, иначе с ним никто не захочет играть. Поэтому, даже когда вы играете с ребенком вдвоем, приучайте его к правилам коллективной игры. Ведь другие дети ему так потакать не будут!
Расскажу про кошку
А вот прекрасная игра для пальчиков:
Подставляй ладошку
(возьмите детскую ручку и поверните ладошкой вверх)!
Расскажу про кошку (погладьте ладошку).
(малыш сжимает пальчики в кулак и разжимает)!
раз-два-три-четыре-пять
(поочередно загибайте ему пальчики)!
Вот - кулак (ладошки сжаты в кулачок),
А вот- ладошка (малыш разжимает ладошку),
На ладошку села кошка
(«пробегите» своими пальцами по детской ладошке)!
И крадется потихоньку
(«пробегите» пальцами по его руке до плеча),
И крадется потихоньку
(спрячьте свою руку малышу под мышку)...
Видно, мышка там живет!
Вот как весело малыш смеется - под мышкой щекотно!
Игра развивает мелкую моторику рук, воображение и артистизм.
Послушаем специалистов
Вы можете помочь своему карапузу избавиться от неуклюжести с помощью игры. Скажите ему, например, так: «Сейчас ты - зайчик. Прыгай так, чтобы тебя не услышала лиса». Увидите, насколько точными станут его движения!
Кто что делает?
А вот сразу несколько хороших устных игр. Вы начинаете, малыш - продолжает. А можно - наоборот.
Машина едет, гудит...
Кошка бегает, спит...
Назовите два предмета или два живых существа. Пусть малыш назовет, какое общее действие они совершают:
И лягушка, и зайчик... (прыгают).
И птица, и муха... (летают).
А теперь нужно перечислить предметы, выполняющие одно действие:
Едет- машина, поезд, велосипед, а еще...
Тает - мороженое, лед, а еще...
Игры расширяют кругозор и способствуют развитию интеллекта, сообразительности, памяти.
Послушаем специалистов
Случается, что совсем маленькие дети очень охотно произносят бранные слова. Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова употребляются. Во-вторых, дети видят, что такие слова шокируют, злят, расстраивают того, к кому они обращены, и используют их именно с этой целью.
Играем в прятки
Покажите малышу игрушку например, зайчика. Пусть он внимательно его рассмотрит. А вы расскажите ему что зайчик любит быстро бегать и прятаться. Попросите малыша отвернуться к стене или закрыть глаза. Положите зайчика на какое-то новое, но видное место, можно среди других игрушек. И позовите малыша: «Все, открывай глазки! Найди зайчика, где он спрятался?»
Если малыш легко справился с задачей, в следующий раз спрячьте зайчика так, чтобы он не был виден целиком. Прикройте его платочком так, чтобы видны были только ушки.
Игра не только забавляет детей, но и развивает их внимание, память, воображение.
Послушаем специалистов
Очень часто от взрослых можно услышать следующие изречения: «Ты же мальчик, что же ты плачешь, как девочка?» Может быть, не стоит обострять отношения между будущими мужчинами и женщинами?
Какой игрушки не хватает?
Разложите перед ребенком 5-6 игрушек - пусть он хорошенько рассмотрит их. Через минуту попросите его отвернуться и уберите одну или две игрушки, а остальные переставьте.
Попросите малыша вспомнить, какой игрушки не хватает. Сразу он, может, и не назовет, но постепенно будет играть в эту игру все лучше и лучше. А вы постепенно усложняйте задачу: с каждым разом раскладывайте все больше игрушек и убирайте по две-три сразу.
Игра способствует развитию наблюдательности и памяти.
Послушаем специалистов
Чем старше становится ребенок, тем лучше у него работает память. Это связано с совершенствованием техники ее применения. Малыш запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности. Став постарше, он начнет прибегать к определенному приему - связывать новую информацию с прежним опытом, образуя ассоциации.
Какие разные звуки!
Читайте стихотворение и произносите выделенные слова вместе с малышом:
На лугу паслась корова: «Му-у-у, му-у-у!»
Полосатый шмель летел: «З-з-з, з-з-з!»
Летний ветерок подул: «ф-ф-ф, ф-ф-ф!»
Колокольчик зазвенел: «Динь, динь, динь!»
Стрекотал в траве кузнечик: «Тр-р-р, тц-с-с!»
Еж колючий пробегал: «Пх-пх-пх!»
Птичка маленькая пела: «Тиль-ль, тиль-ль!»
И сердитый жук жужжал: «Ж-ж-ж, ж-ж-ж!»
Пусть малыш сначала послушает, а потом попытается повторить. Если сразу не получается, не приставайте к нему! Все придет со временем.
Игра предназначена для тренировки артикуляционного аппарата.
Послушаем специалистов
Наиболее легко детское ухо воспринимает низкочастотные звуки (у, о, м, н, л, р, п, в, д, г). Большинство из этих звуков, за исключением «л», «р», появляются в детской речи одними из первых (мама, баба, папа, дядя). Многие высокочастотные звуки (и. з, с, з, ш, ж, ч, щ, ср) усваиваются детьми в произношении несколько позже, после 3-4 лет.
Елочки и грибочки
У вас есть цветная бумага? Отлично! Значит, можно поиграть с малышом в мозаику. Вырежьте 10 карточек зеленого цвета и 10- красного. Обрадуйте малыша: скажите ему, что сейчас вы будете играть в елочки и грибочки.
Возьмите карточку зеленого цвета и положите на стол. Объясните малышу, что в вашей игре это - елочка. Рядом положите красную карточку - это будет грибочек. Размещайте карточки на столе поочередно: елочка-грибочек, елочка-грибочек. И приговаривайте:
Елочки нарядные
Встали все в рядок,
А за каждой елочкой -
Красненький грибок!
Пусть малыш попробует продолжить ряд самостоятельно. Если он ошибется, скажите: «Проверь, все ли у тебя правильно. Почему два грибка вместе?»
Иногда дети размещают 2-3 пары правильно, а потом начинают ошибаться. И ваш малыш запутался? Тогда помогите ему немного: пусть он выкладывает карточки под вашу диктовку: «Елочка-грибочек, елочка-грибочек...»
Когда ребенок освоится, добавьте в мозаику цвета и измените последовательность их чередования, например: елочка-грибочек-белый цветочек-желтый цветочек-синий цветочек и т. д.
В этой игре малыш учится чередовать предметы по цвету, Игра развивает абстрактное мышление и воображение.
Послушаем специалистов
Может быть, вам знакома такая ситуация: не успел малыш родиться, а его уже учат плавать, не успел научиться отличать один предмет от другого, его сажают за разрезную азбуку. А все потому, что иметь вундеркинда очень престижно! Зачастую родители требуют от своего малыша то, что ему пока не по силам, постоянно сравнивают с каким-нибудь соседским ребенком, научившимся читать в три года, и т. д. В результате малыш становится капризным, делает все наоборот, хитрит и изворачивается. Это типичные симптомы недоразвития. Трудновыполнимые требования и неготовность малыша им соответствовать создают для него стрессовую ситуацию. Если и вы заметили нервозность в поведении своего ребенка, сбавьте уровень требований и постарайтесь сделать все, чтобы он сам потянулся к занятиям.