Пальчиковая гимнастика для детей 3 4 лет картотека. Пальчиковые игры для малышей. Пальчиковые игры можно разделить на несколько видов
Картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет
по лексическим темам
«Осень».
«Солнышко и дождик»
Прилетела тучка. (Двигаем ладонь – это тучка .)
Спрятались ромашки. (Раскрытые ладошки сжимаем и прячем .)
Падают дождинки (.)
На детские мордашки:
И на лбу, и на шеках,
На носу и на ушах.
Выглянуло солнышко, (Поднимаем ладонь с растопыренными пальцами .)
Расцвели ромашки. (Поднимаем руки, сжатые в кулачки, раскрываем их.)
Прыгают веснушки (Кончиками пальцев касаемся лица .)
На детские мордашки:
И на лбу, и на щеках,
На носу и на ушах.
«ДАРЫ ОСЕНИ»
Солнце, солнце, веселей,
Посвети, ещё погрей!
(Сжать пальцы в кулак, разжать )
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай:
(Хлопки )
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях.
Свёклу, редьку и картошку.
И, конечно же, морковку.
(При перечислении загибать по одному пальцу на левой руке, а затем – на правой )
Чтоб когда придет зима,
Были полны закрома.
(Сжать пальцы в кулак )
«Пирожки»
Вот мы тесто замесили, (Сгибаем, разгибаем пальцы .)
Мяли, мяли, посолили. (.)
Порубили на куски (Машем ребром левой руки, как будто рубим ножом .)
И слепили пирожки. (Две ладошки касаются друг друга, то одна сверху, то другая .)
Что за вкусный пирожок! (Руки сплетаем в замок, делаем вид, что пробуем пирожок .)
Угощайся, мой дружок!
«Охотники»
По дорожке мы бежали– (Поворачиваем правую руку тыльной стороной вверх. От сгиба локтя до запястья правой руки бегут два пальца левой руки – это человечек. )
Бегемота мы поймали. (Хватаем левой рукой большой палец .)
По дорожке мы бежали -
Крокодила мы поймали. (Хватаем левой рукой указательный палец .)
По дорожке мы бежали - И слоненка мы поймали. (Хватаем левой рукой средний палец.)
По дорожке мы бежали - Обезьянку мы поймали. (Хватаем левой рукой безымянный палец.)
По дорожке мы бежали - Попугайчика поймали. (Хватаем левой рукой мизинец.)
Повторяем упражнение левой рукой .
«Детский сад. Игрушки»
«Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят : (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики .)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики .)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками .)
«ПРЯТКИ»
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого )
Мы во двор пришли гулять.(идем средним и указательным пальцами, остальные поджаты )
Бабу снежную лепили,(круговые движения ладонями, как будто лепим шарик)
Птичек крошками кормили,(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто крошим )
С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки )
А ещё в снегу валялись.(переворачиваем ладошки вверх-вниз )
Все в снегу домой пришли.(потрясти опущенными вниз кистями рук )
Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки )
«Дружба»
Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. (в замок (несколько раз
)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями
)
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
«Овощи»
«Огород»
В землю семена кладем, (Указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до левой ладошки .)
Их зароем (Слегка царапаем ладошку .)
И польем. (Трясем кистью над ладошкой .)
Вырастет капуста. (Складываем руки в замок .) Вырастет моркошка. (Ладони прижимаем друг к другу.)
Лук, (Вытягиваем по два пальчика на обеих руках.)
Петрушка (Скрещиваем руки, растопыриваем пальцы .)
И подсолнух, (Растопыриваем пальцы, руки прижимаем друг к другу тыльной стороной, ладони отгибаем .)
А еще картошка. (Показали кулачки .)
Будет славный урожай, (Большой палец
Поскорее собирай! (Пощипываем ладонь .)
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке : (Дети делают ладошки «корзинкой »)
Вот пузатый кабачок
Положили на бочок,
Перец и морковку
Уложили ловко,
Помидор и огурец (Сгибают пальчики , начиная с большого .)
Наша Зина - молодец! (Показывают большой палец.)
«Фрукты»
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик –апельсин ,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива ,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик –абрикос ,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик –груша ,
Просит : «Ну –кА, скушай!»
Этот пальчик – ананас , (Поочередно разгибают пальчики и на себя .)
Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошки вокруг и на себя.)
«Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас – а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)
«Ягоды, грибы»
По тропинке в лес пойдем. (Два пальца левой руки – человечек – шагает по ладошке правой руки.)
Много ягод наберем.
Земляничку и клубнику (Щепотью левой руки «отщипываем» кончики пальцев правой по 2 раза.)
И бруснику, и чернику.
И калинку, и малинку -
Все положим мы в корзинку. (Сложенные в щепоть пальцы правой руки опускаем в корзинку – левую ладонь, согнутую «лодочкой».)
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел ,
Этот пальчик гриб нашел ,
Этот пальчик чистить стал ,
Этот пальчик жарить стал ,
Этот пальчик все съел , оттого и потолстел.
«Деревья. Кустарники»
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики , начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки .)
Листья березы, (Загибают пальчики , начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины, листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками .)
«Дом, семья»
«МОЯ СЕМЬЯ»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком
«Ребята»
Все ребята спать пошли. (Показываем девять пальцев. Большой палец загнут.)
Только Ваню не нашли.
Где же Ваня?
Нету Вани.
Ищут-ищут – не найдут,
Ну а Ваня тут как тут. (Разгибаем и показываем большой палец.)
палец – Катю, мизинец – Дашу.
То же самое показываем на другой руке. Постепенно увеличиваем темп.
«Домашние животные»
«Повстречались два котенка»
Повстречались два котенка. (
Мяу-мяу! Мяу-мяу! (Соприкасаются кончики мизинцев двух рук.)
Повстречались два щеночка. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.)
Гав-гав! Гав-гав! (Касаются кончики безымянных пальцев двух рук.)
Повстречались два козла. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки .) Ме- ме-ме! Ме-ме-ме! (Соприкасаются кончики средних пальцев двух рук.)
«Повстречались два барана».
(По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.) Бе- бе-бе! Бе-бе-бе! (Соприкасаются кончики указательных пальцев двух рук.)
Повстречались два быка. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки .) Му-му- му! Му-му-му! (Соприкасаются кончики больших пальцев двух рук.)
Эту вкусную траву (Растопыриваем пальцы на двух руках.)
Не отдам я никому! (Прячем пальцы под мышками .)
«Дикие животные»
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить
Правую руку сжимаем в кулачок.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли мышки погулять. (Левой рукой разгибаем по одному пальцы на правой руке.)
По полянке скачут. (Средний и указательный пальцы левой руки прыгают на раскрытой ладони правой .)
Зерна в норке прячут. (Пальцы левой руки скребут по ладони правой .)
Раз, два, три, четыре, пять!
В норке спрятались опять! (Левой рукой загибаем по одному пальцы на правой руке.)
Повторяем упражнение левой рукой.
«Домашние птицы»
«Встреча»
Показываем разных животных и то, как они говорят . Вот пришли к нам два гуся:
Га-га-га! Га-га-га!
Вот пришли два попугая:
Да-да-да! Да-да-да!
Вот пришли к нам два зайчонка: (Шевелим пальцами-ушками .)
Раз-два-три! Раз-два-три!
Вот пришли к нам две собачки:
Посмотри! Посмотри!
Две козы к нам прибежали,
И друг дружку забодали!
«Гусенок»
Шел гусенок по тропинке.
Видит: вкусные травинки. (Растопыриваем пальчики.)
Ам-ам-ам, ам-ам-ам! (Гусенок щиплет пальчики, как тра вку.)
Никому я их не дам. (Два пальчика – человечек – идут по ноге до колена .)
Шел утенок через бор
И увидел мухомор. (Показываем мухомор – к кулачку приставляем указательный палец.)
«Знаю точно я, друзья:
Мухоморы есть нельзя!»
«Транспорт»
«Автобус»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим
)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки
)
Они очень редко заходят сюда.
«Машина»
Би-би-би- гудит машина
(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук-тук-тук-
Мотор стучит
(ритмично хлопают руками)
Едем, едем, едем, едем,- он так громко говорит.
(ритмично потопывают ногами)
Шины трутся о дорогу,
Шу-шу-шу- они шуршат.
(потирают ладони)
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та - вперед спешат
(делают ритмичную «вертушку» руками)
«Посуда»
«Помощники»
Раз, два, три, четыре,
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить )
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибают пальчики по одному)
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой )
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали-
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
«Посуда»
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник
(надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
(присели, одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни- разобьются.
(кружатся, рисуя руками круг )
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке
(потянулись, руки сомкнули над головой)
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принес.
(легли на ковер, вытянулись)
«Зима»Новогодний праздник
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили.
(«Лепят», меняя положение ладоней )
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий
(грозят пальчиком)
Раз – подбросим.
Два – поймаем.
Три – уроним
И …сломаем.
Вот пришел к нам мороз. (Ладошками хлопаем по коленям, изображая шаги.)
Щиплет щеки, щиплет нос. (Щиплем щеки и нос.)
Ручками помашем, (Машем руками.)
Ножками попляшем. (Топаем ногами .)
Раз-два-три, раз-два-три, (Имитируем движения при лепке .)
Будем мы лепить снежки.
Раз-два-три-четыре-пять, (Сжимаем пальчики.)
Будем пальчики сжимать.
Уходи, мороз седой (Машем рукой .)
Да с лохматой бородой! (Приставляем запястья к подбородку, двигаем пальцами.)
«Зимние забавы»
«Снежная баба»
Сегодня из снежного мокрого кома
(идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот
(Рисуют руками три круга, начиная с маленького)
Никто не проедет,
Никто не пройдет.
(Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой)
Знакома она уже всей детворе,
А Жучка все лает:
«Чужой во дворе!»
(Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок – Жучка)
«Дорожка»
Дорожка – тыльная сторона руки. От сгиба локтя до ладони движется кисть на
пальчиках, имитируя походку животных.
Вот по узенькой дорожке
Медленно крадется кошка.
А потом прошелся слон
Весом ровно десять тонн.
Вот лошадка пробежала.
И корова прошагала.
Муравьишка пробежал.
И зайчишка проскакал.
Дворник тут с метлой пришел
И дорожку всю подмел. (Правой кистью подметаем дорожку.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному
)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков
)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками
)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной
)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки
)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)
«НОВЫЙ ГОД»
Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».
Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы
.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх
; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами
; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами
.
Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами
; «человечков» - положение «ушки» вниз
«Одежда. Обувь»
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
(загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)
Вот так,
Вот так,
Новые кроссовки.
(шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)
«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
(загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Будем там тихонько спать.
(укладывают ладони на стол)
«Профессии»
«Повар»
Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы
)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец
)
И очень доволен он. (Разводят руками)
«Мастера»
Ножничками режем – (Указательным и средним пальцем на обеих руках показываем , как режем ножницами.)
Чик-чик-чик!
Часики по стрелочке -
Тик-тик-тик! (Сгибаем правую руку в кулак, разгибаем указательный палец и выполняем им круговые движения – это стрелка часов.)
Молоточек тукает -
Тук-так-так! (Бьем кулаком одной руки о другую.)
Если мы работаем,
То вот так! (Показываем большой палец на обеих руках.
«Мебель»
Имитируем движения, описанные в стихотворении.
Если бьет девятый час,
Пальцы моются у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы в сад идут у нас.
Если бьет уж первый час,
Пляшут пальчики у нас.
Если бьет уж третий час,
Пальцы прыгают у нас.
Если бьет четвертый час,
Пальцы плавают у нас.
Если бьет девятый час,
Пальцы кушают у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы спать идут у нас.
«Мебель»
В нашей комнате-столовой –
Есть отличный СТОЛ дубовый,
СТУЛЬЯ – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
Две широкие КРОВАТИ
С одеялами на вате
И берёзовый КОМОД,
Мама там бельё берёт.
А в гостинной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ – центр музыкальный.
(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)
«Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
(загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
«Комнатные растения»
ХРИЗАНТЕМЫ
Ах! Какие хризантемы! (Пальцами показать. как цветок распускается )
Мы сорвем их без проблемы. (Обеими руками срываем цветы .)
Ух! Охапку мы набрали! (Обеими руками показать охапку )
Эх! Прихватим и для Вали! (Махнуть рукой и рвать цветы дальше)
Эхе-хе… цветов не стало. (Удивленно пожать плечами.)
Их и раньше было мало… (Развести руки в стороны.)
Ох! Зачем мы их сгубили? (Прижать к щекам обе руки)
Ведь не мы же их растили! (горестно покачать головой)
На пригорке вырос мак (Пальцами левой руки сделать бутон )
Он склонил головку так. (Бутон наклонить )
Бабочка над ним порхает, (Кисти рук перекрестить, помахать ,
Быстро крыльями мелькает. (как бабочка крылышками )
«Зимующие птицы»
Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»
«Сколько птиц к кормушке нашей».
Мы расскажем. Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
«Защитники Родины»
«Капитан»
Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами
,
Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок
.
Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой. Как рыбы плывут в воде)
«Солдаты»
Аты-баты, аты-баты!
Мы отважные солдаты!
А теперь, ребятки,
Встали по порядку!
Каждого мы знаем.
Всех пересчитаем.
«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».
Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке
)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек
»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх
)
Цветочек
Вот цветочек вырастает. (Медленно поднимаем правую руку, согнутую в кулак .)
Лепесточки раскрывает. (Раскрываем кулачок .)
Над цветком пчела летит (Левую кисть складываем в щепоть и совершаем круговые движения над правой ладонью .)
И тихонечко жужжит,
Собирает сладкий сок– (Пощипываем правую ладонь.)
Угощайся, мой дружок!
«Капель»
С крыши капает капель: Пальцы стучат по ладошке . Кап-кап, кап- кап! В медленном темпе. Это к нам пришёл апрель: Кап-кап, кап-кап! Увеличиваем темп . Солнце припекло сильней «Солнышко» из ладошек . И быстрей звенит капель: Кап, кап, кап, кап, кап! В быстром темпе.
«Шаловливые сосульки»
Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой)
Сели на карниз. Положить руки на колени.
Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук .
Посмотрели вниз. Опустить голову вниз.
Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами.
Стали каплями кидаться. Руками соответствующие движения .
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, В такт наклонять голову вправо – влево .
Кап-кап, дзинь – дзинь.
Посадили зернышко, Нажать на центр ладони пальчиком
Выглянуло солнышко. Кисти сжимаем и разжимаем по очереди
Солнышко, свети - свети!
Зернышко, расти - расти! Ладони вместе, руки двигаются вверх
Появляются листочки, Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно
Распускаются цветочки. Кисти разжимаем по очереди.
*** Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими .
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Выполняем руками волнообразные движения
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
А из под старой травки
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)
Уже глядит цветок.
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак . Раскрылся колокольчик
Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".
Динь-динь, пришла весна.
«Правила дорожного движения»
Физкультминутка
Наши маленькие ноги
Шагают бойко по дороге дети -маршируют на первое четверостишье
Путь везде отрыт для нас
Пешеходы мы сейчас
А теперь мы побежим
Мы ведь к поезду спешим -дети бегут на второе четверостишье
Опоздать боялись мы
Очень беспокоились
Вот теперь мы пассажиры дети садятся
Хорошо устроились
Долго, долго ехали
И в Москву приехали встают любуются
Красивый город и большой
Гостей встречает он с душой
Многоэтажные дома, улицы широкие смотрят вверх
Поток машин туда сюда
Скорости высокие крутят головой в разные стороны
Все у нас без исключенья
Знают правила движенья грозят пальчиками
Мы дороги переходим
На зеленый свет
Если красный загорится
Стоп! Дороги нет хором повторяют это четверостишье
Нам Москва понравилась
Хорошая Москва! качают головой
Снова мы в Москву поедем руки ладонями соединить у груди
Года через два.
«Постовой»
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте )
Людям машет: Не ходи!
(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс )
Приглашает нас идти (шагаем на месте )
Вы, машины, не спешите (хлопки руками )
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте )
«Цветы»/ Неделя театра
«Музыканты»
Мы на дудочке играли: (Пальчики бегают перед лицом по воображаемой дудочке .)
Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!
Мы на кнопки нажимали:
Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!
А потом на пианино: (Пальчики бегают перед грудью – играем на пианино.)
Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!
Быстро-быстро заиграем:
Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!
А потом на барабане: (Сжимаем руки в кулаки, барабаним перед собой.)
Бам-бам-бам! Бам-бам-бам!
Громко-громко барабанит Барабан, барабан!
Сразу папа прибежал, (Прячем руки за спину .)
Барабан у нас отнял.
Тянет репку дедушка, (Правая рука сжимает пальцы левой и тянет ее .)
Тянет репку бабушка,
Тянет репку внучка,
Тянет репку Жучка,
Тянет репку мышка,
Мышка-шалунишка.
Вытянули репку– (Показываем кулачок .)
Гладкую и крепкую! (Гладим кулачок.)
«Перелетные птицы»
«Перелетные птицы»
Птицы в небе тают, тают
Птицы к югу улетают.
Все растаяли вдали
Аист, цапли, журавли
Машем руками
Ладонь «козырьком» ко лбу
Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы
«Скворечник»
Мы построили скворечню
Для веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
Попеременно постукивать кулачками друг о друга и по столу.
Свести руки над головой.
Попеременно постукивать кулак о кулак и ладонь о ладонь.
Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза.
«Птенчики в гнезде»
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и шевелить ими.
«Птенчики»
Птенчики скворцов зовут:
Мама, папа! Тут мы, тут!
Принесите нам еды
И немножечко воды.
Червячков мы поедим,
С вами в небо полетим!
Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрывать «клювики».
Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями.
«Вдоль по реченьке»
Вдоль по реченьке
Лебедушка плывет,
Выше бережка
Головушку несет,
Белым крылышком
Помахивает,
На цветы водичку
Стряхивает.
Изобразить руками ровную поверхность.
Поднять согнутую руку, локоть выставить вперед, кисть руки с сомкнутыми пальцами сильно наклонить к локтю.
Помахать руками.
Потрясти кистями рук.
«Шла кукушка»
Шла кукушка мимо рынка,
У нее была корзинка,
А корзинка на пол – бух!
Полетело десять (девять, восемь) мух.
«Идти» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.
Ладони соединить «ковшом» - «корзинка».
Ударить сомкнутыми ладонями по столу (коленям), разъединить руки.
Развести руки в стороны, шевеля пальцами, - «летящие мухи». Количество разогнутых пальцев должно соответствовать тексту.
«Космос»
Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки –
Значит можно начинать. Выполнять движения по тексту.
Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках
.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну.
В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)
Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)
А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук
.)
«Продукты питания и их назначение»
Чтобы вкусный суп сварить, (Выполняем движение – мешаем ложкой суп .)
Надо овощи помыть. (Выполняем движение – моем овощи.)
А потом порезать ловко (Ребром правой руки «режем» по ладошке левой.)
Лук, картошку и морковку.
Чтобы вкусный суп сварить, (Выполняем движение – мешаем ложкой суп.)
Надо в чан воды налить. (Складываем из правой руки стаканчик и наливаем.)
И капусту порубить, (Ребром левой руки рубим ладошку правой.)
И немножко посолить. (Выполняем движение– солим.)
И еще немножко (С левой ладошки берем по одному горошку.)
Положить горошку.
Закипела вдруг вода. (Волнообразные движения руками.)
Значит, суп сварился? Да! (Киваем.)
«Пирожки»
Вот мы тесто замесили, (Сгибаем, разгибаем пальцы .)
Мяли, мяли, посолили. (Делаем движения, как будто солим .)
Порубили на куски (Машем ребром левой руки, как будто рубим ножом.)
И слепили пирожки. (Две ладошки касаются друг друга, то одна сверху, то другая.)
Что за вкусный пирожок! (Руки сплетаем в замок, делаем вид, что пробуем пирожок.)
Угощайся, мой дружок!
Части тела. Здоровье
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос, это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп.
Это ножки. Топ- топ.
Ох устали вытрем лоб!
Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.
«С добрым утром»
С добрым утром, глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце.
Я проснулся?
(Поглаживание частей тела, о которых говорится. Глазки смотрят в бинокль, ушки слушают, ручки хлопают, ножки притопывают, руки к солнышку, голова вверх, улыбнуться.)
«Солдаты»
Два пальца на каждой руке – человечки. Они маршируют, высоко поднимая «колени».
Аты-баты, аты-баты!
Мы отважные солдаты!
А теперь, ребятки, (Показываем две руки с растопыренными пальцами.)
Встали по порядку!
Каждого мы знаем.
Всех пересчитаем. (Считаем пальцы, загибая их.)
Первый, второй, третий, четвертый, пятый,
Шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый.
«День Победы»
Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук
Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)
Аты - баты, аты - баты!
(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.
На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы - вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу
В этот домик приглашаем.
Как у нас семья
Большая Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)
«Детский сад»
В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший- это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)
«Насекомые»
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.
«Паучки»
Вот бежит к нам паучок.
Наш веселый старичок. (Скругляем правую кисть, ставим на пальчики, бежим – это паучок.)
А за ним бежит другой:
«Поиграть хочу с тобой! (Скругляем левую кисть, ставим на пальчики, бежим.)
Раз, два, три четыре, пять!
Тебя буду догонять!» (Одна рука догоняет и хватает другую, затем руки меняются местами.)
«Две сороконожки»
Две сороконожки (Кисти ставим на пальчики – это сороконожки, они бегут по
ножкам.)
Бежали по дорожке.
А потом кричали:
– Купите нам сапожки!
Посажу на стульчик (Переворачиваем кисть, на каждый пальчик надеваем сапожок.)
Я сороконожку.
И на ножку каждую
Надену по сапожку.
Чтоб по улицам ходить, (Быстро-быстро стучим пальчиками по ножкам.)
Громко каблучками бить!
Осы любят сладкое,
К сладкому летят,
И укусят осы,
Если захотят Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны(«усы»). Шевелить «усами»
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным,вращать им в разные стороны.
Божьей коровки папа идёт,
Следом за папой мама идёт,
За мамой следом детишки идут,
Вслед за ними малышки бредут.
Красные юбочки носят они,
Юбочки с точками чёрненькими.
На солнышко они похожи,
Встречают дружно новый день.
А если будет жарко им
То спрячутся все вместе. Всеми пальцами правой руки шагать по столу.Всеми пальцами левой руки
шагать по столу.Шагаем обеими руками одновременно.Поджать ладони, пальцы плотно прижаты.Постучать указательными пальцами по столу. Изобразить пальцами солнышко.Спрятать пальцы обеих рук в кулачки
.
Пау – пау – паучок,
Паутиновый бочок,
Паучок всё вверх ползёт,
Паутинку он плетёт.
Паутинка хоть тонка –
Крепко держит мотыльков. Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок.
Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками.
Два – три года - самое важный возраст для развития детской речи. Взрослым нужно помочь малышам освоить этот полезный навык в полной мере. Один из способов активизировать речевые способности ребенка - регулярно проводить с ним гимнастику для пальчиков.
Что это такое
Существует множество специальных упражнений для младших дошкольников, которые позволяют стимулировать речевые центры через мелкую моторику. Растирания, проглаживание, разминание пальчиков позитивно сказывается на том, насколько быстро и хорошо малыш заговорит. Детям до 2 лет такую зарядку помогает делает взрослый, массируя ручки и играя в специальные , а у ребят постарше уже получается запоминать и выполнять простые упражнения самостоятельно.
Большой плюс, что почти вся пальчиковая гимнастика для малышей существует в форме коротких забавных стишков, сказок с ритмичными повторами. Такой материал не только «подсказывает» очередность действий, но также создает позитивный настрой.
Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:
- Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель - сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.
- Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
- Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени. Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.
- Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.
- Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.
- Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.
- Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.
Сказки для пальчиков
Дети очень любят слушать интересные истории, поэтому короткие сказки можно и нужно использовать для , вот пример такого комплекса:
Побежали пальчики гулять («топаем» по столу). Бегут-бегут и вдруг слышать мяуканье. Кто же это? Неужели кошка? Конечно, так и есть. Крадется рыжая кошечка по тропинке, коготки свои прячет и показывает (открываем и закрываем пальчики в кулачки). Дадим кошечке молочка.
А увидел зайка собачку (ладошка открыта, все пальчики вместе, большой - поднят). Вот какая собачка, она добрая. Познакомилась с зайчишкой и убежала.
Бежали-бежали пальчики и козочку повстречали. Ух, она рогатая! Ух, она бодатая! (Показываем «рожки», наклоняем их из стороны в сторону, «бодаемся»).
Следующим повстречался пальчикам петушок (складываем вместе указательный и большой пальцы, остальные поднимаем). Угостим петушка зернышками («насыпаем» зернышки). Петушок рад, клюет угощение (стучим «клювиком» из пальчиков по столу). А теперь к петушку и курочка с цыплятками прибежала (делаем клювик на кулачке). Ищет курочка зернышки, роет землю лапками («роем» тоже), угощает своих малышей (снова «клюем»).
А вот и еще какая птичка прилетела на угощение. Это сорока, сорока-белобока. Давай расскажем про нее стишок! «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила». (Малыш водит пальчиком по ладошке, потом загибает пальчики). Побежали пальчики дальше.
Ой, а это кто? Это поросенок! Розовый бочок, носик - пятачок (покажем «пятачок» крепко сжатым кулачком). Поздоровались пальчики с поросенком и побежали домой, отдыхать.
Упражнения
Вариантов упражнений для пальчиков существует очень много, они не обязательно являются частью законченной истории. Их можно подобрать не только по возрасту ребенка, но и разным темам. Например, овощи или домашние животные, перелетные птицы или транспорт. Вот несколько таких зарядок:
Одна из самых простых - это пальчиковая гимнастика про цветы:
Рост цветочек на полянке, (ставим руку на локоть)
Распускался спозаранку. (открываем пальчики на ладошке)
Днем стоял и красовался (наклоняем кисть в разные стороны)
Ну а на ночь закрывался (закрываем пальчики).
Собирали мы цветочки, (раскрытые ладошки складываем «чашечкой»)
Чтоб сплести их них веночки. (водим пальчиком по ладошке)
Получился вот какой, (складываем большой круг из пальцев)
Яркий, пышный и большой!(раскрываем все пальчики на ладошках, разводим их в стороны)
Очень простая и полезная пальчиковая гимнастика Деревья качаются:
Вот два дерева в лесочке (руки на локоть, пальчики открыты)
Наверху у них листочки (собрали пальчики, шевелим ладошками)
Ветер начал задувать (руки с раскрытыми пальчикам качаются)
И листочки обрывать. (ладошки «собрали» и медленно опустили на стол)
Малышам очень нравится пальчиковая гимнастика про апельсин, веселая и несложная:
Вот у Саши апельсин (сжимаем пальцы в кулачок)
Чистил он его один. (открываем пальчики по одному)
Сочный фрукт сам разломил, (изображаем обеими руками это действие)
И друзей всех угостил! (открываем ладошки перед собой).
Можно выполнять этот комплекс упражнений и под стихотворение «Мы делили апельсин», если ваш малыш уже немного подрос и хорошо знает этот мультфильм.
Для детей 3 лет может быть использована пальчиковая гимнастика про животных жарких стран или Крайнего Севера. Постепенно упражнения и стихи к ним становятся все сложнее и интереснее.
Очень популярна у педагогов пальчиковая гимнастика про засолку капусты:
Вот большой кочан капусты (изображаем руками большой шар)
Но без соли он не вкусный.
Будем мы его рубить (ставим ладошки на ребра и стучим ими по столу)
И солить-солить-солить (складываем пальцы вместе и имитируем посыпание солью)
Хорошенько все пожмем (активно сжимаем и разжимаем пальчики)
И морковочки натрем. (проводим сжатым кулачком по открытой ладошке)
Здравствуйте, уважаемые посетители сайта НИИ «Эврика»! Первое, с чем начинает играть подрастающий малыш, - это собственные ладошки и пальчики. Только это не просто игра, а ещё и большой труд по установлению контроля над собственным телом и развитию функций мозга. Ребёнок достаточно подрос и теперь всё своё внимание сосредоточил на окружающей среде и игрушках? Это важный этап развития, но пальчиковые игры для детей 3–4 лет полезны не меньше, чем для грудничков, и в этой статье мы расскажем почему.
Изучите нашу подборку из 9 пальчиковых игр и предложите поиграть своему крохе. Что развивают эти забавы у малыша? Это целый ряд важных навыков, которые станут основой для успешной учёбы и раскрытия творческого потенциала:
- ловкость;
- внимательность;
- ритмичность;
- быстрое запоминание стихов и потешек;
- контроль движений.
Играть при помощи пальцев и потешек можно в детском саду, на прогулке и дома, а также в дороге или в очереди.
Апельсин
Мы делили апельсин! (пальцы соединяем в замок, раскачиваем из стороны в сторону)
Много нас (пальчики выпрямляем и растопыриваем),
А он один (показываем указательный палец)!
Эта долька - для ежа (собираем пальцы в кулак, поочерёдно разгибаем при перечислении животных),
Эта долька - для стрижа,
Это долька - для утят,
Это долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура! (ладошки опускаем вниз, пальцы растопыриваем)
Он сердит на нас, беда! (грозим пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (перебираем пальчиками по столу)
Перелётные птицы
Тили-тели, тили-тели, с юга птицы прилетели! (скрещиваем большие пальчики, машем ладонями)
Прилетел к нам скворушка - серенькое пёрышко (при перечислении птиц загибаем по очереди пальчики сначала одной руки, а затем другой, начиная с левого мизинца),
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж -
Все вернулись, прилетели (скрещиваем большие пальцы, машем ладонями),
Песни звонкие запели! (соединяем указательный и большой пальчик в виде клюва, «клюв» раскрываем, имитируем пение)
Изучаем подводный мир
Посмотри скорей вокруг! (ладонь подносим ко лбу в виде «козырька»)
Что ты видишь, милый друг? (приставляем пальчики в виде «очков» у глаз)
Здесь прозрачная вода.
Плывёт морской конёк сюда (при перечислении морских обитателей разгибаем пальцы с кулачка, начиная с мизинца),
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
Солим капусту
Мы капусту рубим (делаем энергичные движения прямыми кистями рук вверх и вниз),
Мы морковку трём (пальцы сжимаем в кулаки, делаем движения кулаков к себе и от себя),
Мы капусту солим (имитируем посыпание солью из щепотки),
Мы капусту жмём (крепко сжимаем пальчики в кулаки и разжимаем, сжимаем и разжимаем).
Зимние забавы
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать (при перечислении действий поочерёдно соединяем большой палец с остальными),
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Вот и праздник приближается,
Снова ёлка наряжается (поднимаем руки вверх и медленно разводим в стороны).
Мы развесили игрушки (поочерёдно соединяем большой палец с остальными):
Бусы, шарики, хлопушки.
Здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят (делаем руками «фонарики», крутим их в воздухе).
Дружба
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (сжимаем и разжимаем пальцы),
С вами мы подружимся, маленькие пальчики (соединяем одноимённые пальцы обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно соединяем пальчики обеих рук, начиная с мизинцев) -
Начинай считать опять (руки опускаем вниз, встряхиваем кистями).
Осенний букет
Пошли пальчики гулять, стали листья собирать (пробегаем пальцами по бёдрам и коленям):
Красный листик, жёлтый листик, красный листик, жёлтый листик, красный листик (поочерёдно соединяем одноимённые пальцы рук) -
А потом давай считать:
Один, два, три, четыре пять! (поочерёдно загибаем пальцы на одной руке)
Сколько листиков собрали? (протягиваем вперёд ладошки)
Пять! (поднимаем вверх одну руку, растопырив пальцы)
Комар
Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж (водим пальчиком вокруг уха),
Летят осы вокруг носа, с-с-с (водим пальчиком вокруг носа),
Летит комар, на лоб - оп (касаемся пальчиком лба),
А мы его - хлоп (хлопаем ладошкой по лбу) -
И к уху, з-з-з (сжимаем кулачок, подносим его к уху).
Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Котёнок
Шёл один я по дорожке (показываем один палец, затем два и три),
Шли со мной мои две ножки,
Вдруг навстречу три мышонка:
«Ой, мы видели котёнка! (хлопаем себя ладонями по щекам и покачиваем ладонями голову)
У него четыре лапки (показываем четыре пальца),
На лапках - острые царапки (царапаем ногтями поверхность),
Один, два, три, четыре, пять, (на каждую цифру показываем соответствующее количество пальцев),
Нужно быстро убегать!» (указательным и средним пальчиками убегаем по поверхности)
Развитие и снятие стресса при помощи пальчиков
Ну как, понравились вам наши пальчиковые игры? Надеемся, что да. Не забудьте снять на видео успехи вашего крохи, ведь позже ему будет интересно это посмотреть. Во время такого занятия ваш малыш:
- Установит с вами тесный эмоциональный контакт, что укрепит ваши отношения.
- Расширит свой кругозор, ведь в стихах можно поднять очень много интересных для него тем: животные, растения, счёт, цвета, времена года и другие.
- Разовьёт фантазию и образное мышление, ведь малыш всегда представляет то, что делает.
- Расслабится и переключит внимание, если был чем-то недоволен.
Развивайтесь весело и получайте удовольствие от каждой минуты общения с вашим ребёнком! До скорых встреч!
Ладошки и пальчики – важнейшие части тела ребенка. С помощью конечностей малыш удерживает различные предметы, учится считать, играет. Движения пальчиками и пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику рук. Большую роль в развитии детских пальчиков играет развивающая гимнастика.
Польза упражнений для пальчиков
Малыши, у которых хорошо развита мелкая моторика рук, быстро овладевают различными навыками в повседневной жизни: правильно держат ложку, рисуют мелками, карандашами, а в дальнейшем учатся правильно держать ручку и писать. Им легко удается самим застегивать пуговицы на одежде или завязывать на обуви шнурки. Играя при помощи пальцев в возрасте от двух до трех лет, дети активно развивают свою речь, быструю реакцию на происходящее и образное мышление, тренируют память. Во время таких игр можно читать небольшие стишки, потешки, скороговорки, считалочки, слушать любимую музыку, что на ранних этапах развития формирует у детей чувство ритма, музыкальный слух. Все эти навыки и привычки пригодятся малышу в будущем. Поскольку в играх могут принимать участие все старшие члены семьи, это сблизит малыша с родными, поможет установить тесный контакт. Дети становятся довольными, веселыми и спокойными.
Она развивает не только мелкую моторику конечностей, но и стимулирует деятельность мозга у детей. Очень важно проводить игровые занятия пальчиками с малышами, начиная с рождения и до 3-х лет. В этот период ребенок учится мыслить, а затем и разговаривать. Изначально взрослые сами массируют ручки и пальчики младенца, растирая и поглаживая их, посылая тем самым в речевые центры мозга необходимые импульсы. Бытует мнение, чем больше развита рука ребенка, тем проще ему будет освоить учебную программу начальных классов в школе.
С чего начать занятия по пальчиковой гимнастике?
Начинать пальчиковую гимнастику необходимо постепенно, сначала задействовав одну руку малыша, а затем вторую. Необходимо разогреть ладошки ребенка легкими массажными движениями, затем похлопать вместе с ним в ладоши, и только потом приступать к основным упражнениям. Стишки, скороговорки, считалочки повторять по несколько раз, медленно подключая ребенка к игре. Можно воспользоваться книжками с яркими иллюстрациями животных, игрушек и т. д., привлекая внимание ребенка, показывая картинки и задавая попутно несложные вопросы. Данный процесс должен сопровождаться характерными звуками и движениями. Проводить занятия с малышом необходимо регулярно, каждый день, уделяя этому от 10 до 20 минут 2 – 3 раза. По мере взросления ребенка упражнения должны усложняться, дополняться и видоизменяться.
Игровые упражнения
Разминка
Обеими ручками малыша одновременно сжимать и разжимать пальчики. Желательно делать это под ритмы музыкального сопровождения.
Семья
Начиная с большого пальца, загибаем поочередно все пальцы руки, перечисляя членов семьи. Когда образовался кулачок, накрыть его ладошкой второй руки.
Шалун
Приговаривать веселую потешку, рисуя пальцем круги на детской ладошке. Затем поочередно загибаем каждый пальчик. В конце упражнения берем пальцами другой руки мизинчик и медленно покачиваем им в стороны.
Веер
Расслабить пальчики обеих рук. Поднести их к лицу и медленно покачать, изображая ладошками веер.
Качели
Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем синхронно обеими руками. Сомкнуть и выпрямить все пальчики на руках, поднять вверх. Потом слегка загибаем пальчики и плавно опускаем вниз.
Пальчики-братики
Берем ладошки малыша в свои руки и поочередно загибаем пальчики в таком порядке: мизинец, безымянный, средний палец, указательный и большой. В процессе этого легко поглаживаем и массируем детские пальчики.
Зайка
Малыш слегка подпрыгивает, пряча обе ручки за спиной. Затем показывает пальчиком, где у зайки носик, ушки, лапки – показывает ладошки. И вприпрыжку крутится вокруг своей оси.
Курочка на прогулке
На поверхности стола двумя пальчиками – средним и указательным делаем движения в виде шагов. Затем всеми пальчиками рук выполнить щиплющие манипуляции, как курочка травку щиплет. Все пальцы рук бегут по поверхности. Произвести ритмичные хлопки в ладоши, грозящие движения пальчиком. После этого двумя пальцами руки ребенок делает движения, будто собирает зерна.
Чистая водичка
Ребенок делает руками движения, как будто умывает личико, поглаживает щеки, потирает ушки. Затем с небольшим усилием потирает ладошками.
Кошкины лапки
Сжатые ладошки в кулачки выложить на стол перед собой. Выпрямить пальцы и поскрести по поверхности царапающими движениями. Проделать упражнение несколько раз подряд.
Ёжик
Распрямить ладонь и прижать к ней пальцы, как будто ёжик убирает иголки, затем резко распрямить пальчики – показал иголки.
Птички
Скрестить руки малыша в зоне запястья, выпрямив и расслабив пальчики. Поднимать и опускать руки, помахивая пальцами, будто крыльями. Собираем пальчики одной руки в щепоть и слегка шевелим, перебираем ими – кормим птичек. Пальчиками обеих рук барабаним по столу – птички клюют зерно. Снова скрещиваем в запястье руки и машем выпрямленными пальчиками – птички улетают. Повторяем упражнения несколько раз.
Барабанчик
В эту игру рекомендуется играть с группой детей. Усадить их вокруг стола. Пусть все дети выложат ручки на стол. Показать малышам, как барабанить пальчиками по ровной поверхности. Сначала пусть постучат выпрямленными указательными пальчиками, а затем всеми пальчиками обеих рук одновременно. Предложить постучать по столу, соревнуясь кто громче. Потом можно разнообразить данную игру дополнительными движениями, меняя их громкость и ритм.
Замок
Руки положить перед собой на стол, соединив пальцы в замок. Постучать по столу замочком. Сделать круговые движения перед собой, не размыкая пальцы. Покрутить кистями рук в таком же положении, потянуть замочек сначала вправо, а затем влево. Разомкнуть пальчики.
Занимаясь пальчиковой гимнастикой с ребенком в возрасте 2 – 3 лет, взрослые прививают ему полезные навыки, расширяют кругозор, стимулируют мозговую деятельность. К тому же ежедневное тесное общение с малышом доставит немало приятных минут, успокоит и развеселит ребенка. Каждый взрослый член семьи может сам придумывать для занятий новые движения, песенки, стишки и считалочки.
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ 3-4 ГОДА
Пальчиковая гимнастика:
1. Развивает речь .
Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать , повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять .
4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой .
5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша !
6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение ? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими . А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма !
Пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
1. Упражнения для кистей рук .
Примеры таких игр - это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:
Учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
Учит напрягать и расслаблять мышцы;
Развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
Учит переключаться с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев условно статические.
Эти игры - совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
3. Упражнения для пальцев динамические.
Развивают точную координацию движений;
Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
Учат противопоставлять большой палец остальным.
УПРАЖНЕНИЯ:
1 Тема: «Игрушки » У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого . | 2 Тема: « Детский сад » (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
строк, а на слове “вставать” – открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) |
||||||||||||||||||||
3 Тема: «Овощи » У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой ». Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с большого . Наша Зина - молодец! Показывают большой палец. | 4 Тема: «Фрукты » Этот пальчик - апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик - слива, Вкусная, красивая. Высоко на ветке рос. Этот пальчик - груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик - ананас, Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя . |
||||||||||||||||||||
3 Тема: «Сад огород» Засолим капусту Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз. Мы морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки. Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.
| 5 Тема: «Грибы » По грибы
Раз, два, три, четыре, пять, |
||||||||||||||||||||
5 Тема: «Перелетные птицы» Тили-тели, тили-тели - С юга птицы прилетели! Скрещивают большие пальцы, машут ладошками. Прилетел к нам скворушка - Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж - Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки . Все вернулись, прилетели, Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют». | 5 Осень ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ, Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди . ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ: ВОТ ДУБОВЫЙ, Поочередно загибают пальцы на руке. ВОТ КЛЕНОВЫЙ, ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ, ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ, ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ. Встряхивают кистями рук. |
||||||||||||||||||||
6 Тема: «Одежда» Стирка Стирка Постираю чисто, с толком Рубашку, кофту и футболку, Делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. (При повторе то же с другой рукой.) Устали мои руки! Встряхивают обе руки. | 7 Тема: «Дикие животные» Дикие животные Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. Вращают большим пальцем. |
||||||||||||||||||||
8 Тема: «Комнатные растения» Комнатные растения На окно скорее глянь: Здесь у нас цветет герань. Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония - Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Мы все названья помним! Раскрывают ладошку. Мы взрыхлим цветы, польем, Пошевеливают опущенными вниз пальцами. Пусть подрастают день за днем! Трамвай, метро и самолет. Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого . |
|||||||||||||||||||||
12 МОНИТОРИНГ Будем сказки называть: Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Эта сказка - «Теремок». Эта сказка - «Колобок». Эта сказка - «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного . «Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад! Показывают большой палец. | 13 МОНИТОРИНГ Тесто Тесто мы месили (сжимаем кисти рук) |
||||||||||||||||||||
14 Тема: «Зима » Зимние забавы Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. . Новогодние игрушки Праздник приближается, Елка наряжается. По Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны. Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. Поочередно соединяют большой палец с остальными . А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. Крутят ладошками в воздухе - «фонарики». | 15 Тема: Зимующие птицы» Птички зимой Прилетайте, птички! («Зовущие» движения пальцами обеих рук) Сала дам синичке. («Режущие движения» одной ладони по другой) Приготовлю крошки, (Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
|
||||||||||||||||||||
16 Тема: «Дикие животные» Белочка.
| 17 Тема: « Чудеса Деда мороза» Новый год
|
||||||||||||||||||||
18 Тема: «Зимние забавы» Снежок Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики) | 19 Тема: «Домашние животные» Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину) |
||||||||||||||||||||
20 Тема: «Эмоции» Гости. (Русская игра. Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.) | 21 Тема: «Инструменты» Сапожник Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток. Мастер, мастер, |
||||||||||||||||||||
22 Тема: «Народная игрушка» | 23 Тема: «Будем в армии служить» Наша армия Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой! Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. |
||||||||||||||||||||
24 Тема: «Профессии » Профессии Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим .) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим .) Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.) Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.) | 25 Тема: « Восьмое марта » Наши мамы Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи . Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель - Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек». Мамы разные важны! |
||||||||||||||||||||
26 Тема: «Мебель» Кресло, стол, диван, кровать, Шкаф, комод и табурет. Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки. Много мебели назвал - Десять пальчиков зажал! Поднимают зажатые кулачки вверх. | 27 Тема «Посуда » Посуда Девочка Иринка порядок наводила. Показывают большой палец. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке!» Поочередно соединяют большой палец с остальными |
||||||||||||||||||||
31 28 Тема: «Весна» Времена года Круглый год Круглый год, круглый год! Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем. За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим - Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой | 29 Тема: «Животные весной» Зайцы.
|
||||||||||||||||||||
30 Тема «Космос» | 31 Тема «Перелетные птицы (Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.) по столу/коленям, разъединяем руки.) Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.) |
||||||||||||||||||||
32 МОНИТОРИНГ Цветы Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения Наши алые цветки Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головками качают. | 33 МОНИТОРИНГ Хозяйка Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу) |
||||||||||||||||||||
34 Тема: «День Победы, Наша Родина» | 35 Тема: «Насекомые» Дружно пальчики считаем Насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы) Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибаем пальцы в кулак) Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем) Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину) |
||||||||||||||||||||
36 Тема: «Кто живет в водоемах » Подводный мир Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком». Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз. Здесь прозрачная вода. Плывет морской конек сюда. Вот медуза, вот кальмар. А это? Это рыба-шар. А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. | 37 Тема: «Лето, лето- какого оно цвета?» (загибаются пальцы по одному на каждый счет) Вот за что люблю я лето? Лето солнышком согрето. Два – в лесу растет трава. Три – ромашки – посмотри! А четыре - это лес, Полный сказок и чудес. Пять – купались мы опять. Шесть – пора грибов поесть. Семь – малины я поем. Восемь – сено мы покосим. Девять – бабушка идет, Землянику нам несет. Десять – все вокруг в листву одето. Вот за что люблю я лето!) |
||||||||||||||||||||
36 Тема: «Кто живет в водоемах» (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.) с боку на бок.) Выполняем ими "ныряющее" движение.) рук – рыбка спит.) соединяются – рот.) ладонями – уплывают.) | Тема: «Хлеб» Хлеб Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальчики. А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками, «лепят». Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи - Всё мы испечем в печи. Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх. Очень вкусно! |