«Веселое путешествие». Сюрпризная прогулка для детей средней группы. Прогулка-событие с детьми младшего возраста Игра « Что возьмем с собой?»
Педагогический проект
подготовительной группы «Изюминка»
« В поисках принцессы»
« В поисках принцессы»
Составила:
Мунохаева Г.Г.
воспитатель гр. №6
Цель: Проявить заинтересованность детей к двигательной активности через вид деятельности – прогулка, в виде путешествия с элементами развлечения.
Задачи: Оздоровление организма детей во время пешеходной прогулки. Развитие силы, ловкости, навыков самоорганизации. Учить ориентироваться по карте, на местности. Побуждать детей к выбору цели, не ограничиваясь в поисках путей решения, поддерживать интерес к предстоящей деятельности, уверенность в своих силах и умение действовать в экстремальных ситуациях. Развивать речь детей, умение высказывать суждения в проблемных ситуациях. Привлекать к совместной деятельности с командой, стимулировать активность, вовлекать в экспериментальную деятельность, выручать друг друга в сложных ситуациях. Закреплять правила поведения в природе.
Участники проекта: Дети подготовительной группы, родители воспитанников и воспитатели группы.
Срок проведения: Осень – сентябрь
Предполагаемый результат: Сформировать у детей положительное отношение к своему здоровью, развитие силы и ловкости, навыков самоорганизации, умения доводить начатое дело до конца, не ограничиваясь в поисках путей решения.
I этап. Подготовительный
1. Предварительная работа с детьми: Рассматривание иллюстраций о путешествиях, туристах, фотографий природы. Чтение сказок, стихов. Отгадывание загадок. Слушание звуков природы. Дидактические игры: «Что возьмем с собой?», «Правила поведения на природе – 9 нельзя», « К названному дереву – беги».
2. Предварительная работа с родител ями: Консультация о нестандартном оборудовании для двигательной активности детей. Привлечение родителей к изготовлению нестандартного оборудования, и участие в проведении прогулки, для исполнения ролей сказочных персонажей.
Подготовка оборудования воспитателями и родителями воспитанников : карточки с изображением предметов, карта-схема, письмо, мишень для метания, корзина с шишками, веревка для паутины, «моталочка» с 6 лентами, туннель (темный, длинный рукав, с одной стороны пришит обруч, другой свободен), ключи из картона, разной конфигурации, «кочки» (из линолеума или картона), «волшебный мешочек» с угощением для детей, фотоаппарат.
IIэтап. Основной : сбор детей на прогулку .
Ход прогулки – путешествия:
I .Организационный момент: Проблемная ситуация: На адрес детского сада приходит письмо.
«Дорогие ребята, мне очень нужна ваша помощь. Злая мачеха заперла меня в высокой башне, я сижу там уже очень давно одна-одинешенька, мне очень грустно. Помогите мне выбраться оттуда. Вам нужно отправиться в сказочный лес, на йти ключ, который откроет замок моей башни. Дорогу в этот лес вам укажет схема-карта, вам ее принесет мой верный голубок. На пути вам встретит ься много испытаний, трудностей, но я очень вас прошу помочь мне » .
II . Основная часть:
– Ну что ребята отправимся в путешествии или посидим лучше в группе, может принцессу кто-нибудь другой спасет?
Хорошо. Главное в путешествии держаться вместе. И вот будет у нас какой девиз: «Один за всех, и все за одного». Путь предстоит дальний, что мы возьмем с собой в дорогу?
Игра « Что возьмем с собой?»
Материал: карточки с изображением - спички, топор, кружка, продукты, нож, электрочайник, холодильник, компьютер, телевизор, одеяло, сапоги, котелок, палатка, аптечка, удочка, рюкзак .
– В дорогу собрались, тогда идем по нашей схеме-карте.
Вот и первый житель сказочного леса, угадайте кто это?
Я красив, силен, могуч,
Я грознее грозных туч,
И умнее всех, нет слов,-
Много у меня голов? (змей горыныч )
– А вы знаете куда вы пришли?
А вы знаете как себя здесь нужно вести, расскажите-ка, а то может я вас дальше не пущу.
Игра « Правила поведения на природе - «9 нельзя»
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников
Нельзя топтать цветы и грибы
Нельзя разводить костер, пока не обкопаешь место или не обложишь его камнями.
Нельзя разорять птичьи гнезда
Нельзя брать в рот незнакомое растение, оно может быть ядовитым
Нельзя ловит диких животных и уносить их домой
Нельзя разорять муравейники
Нельзя шуметь
Нельзя оставлять мусор после себя
Молодцы, знаете правила, проходите в наш лес.
Погляди, злодей лесной
На тропе вершит разбой
Он свистит, как соловей,
Назови, его скорей? (Соловей разбойник)
Он предлагает с ним посоревноваться.
Игра « Кто самый меткий?» (Нужно шишкой попасть в цель, кто попадает большее количество раз, тот и победил)
(С –р)- Молодцы, обыграли меня, что вам за это подарить?
(Дети) – нет ли у тебя какого-нибудь ключа, нам он очень нужен.
Есть, не знаю откуда он у меня, берите он мне не нужен, дверей у меня нет, замка тоже.
– К кому же мы пришли?
Болото дом ее родной
К ней в гости ходит водяной . (кикимора)
Нам нужно преодолеть это препятствие, чтобы пройти дальше. Выполняйте четко, правильно, аккуратно, а то провалитесь в болото, и не выберетесь.
Игра « С кочки на кочку» (прыжки на 2х ногах с продвижением вперед)
– Молодцы, справились, некого в болоте не оставили. Посмотрите что это там лежит?
Ребята, что-то лес все дремучее становится, кто же в нем живет?
На ступе волшебной старуха летит
Так быстро, что ветер за нею свистит,
Живет она в сказочной темной глуши
Ты имя старухи назвать поспеши? (баба яга).
Вы такие ловкие и смелые, раз уже до моей избушки добрались, а пройдите мое испытание, пройдите через паутину, не заденьте ее, а то прилипните к ней и придет страшный паук и заберет вас к себе, а если преодолеете это препятствие, я вам дам что захотите.
Игра «Паутина» (нужно перелезь через натянутые вере вки, не задевая их)
Молодцы, справились! Что вы хотите? (Ключ).
Он живет в глуши лесной,
Сердца моего герой,
Он костями громыхает
И в округе всех пугает
Это что за старичок? (кощей бессмертный)
Я предлагаю вам со мной посоревноваться, кто быстрее доберется до моей жизни, что лежит в яйце, выиграете подарю подарок, а проиграете, оставлю у себя на вечно. Согласны?
Игра « Моталочка » (Веревка - моталка на 6 человек, кто быстрее намотает вер евку на палочку, тот и победил)
Молодцы вы быстрые и смелые, не испугались со мной соревноваться. Что хотите на подарок? (Ключ)
Ой, ребята, кто это?
Людей возле речки часто он пугает
И выкуп немалый платить заставляет
Он в омуте тихом обычно живет
Та к кто же хозяина вод назовет? (водяной)
Не бойтесь меня ребята, я живу постоянно в воде круглый год, летом хорошо – водичка теплая, а в другие времена – холодная, я постоянно простужаюсь, болею, поэтому и сердитый такой, помогите мне как-нибудь?
Ребята, а давайте научим его делать самомассаж « Неболей -ка»
Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
Лоб мы тоже разотрем,
Ладошку держим козырьком.
Вилку пальчиками делай,
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем, да-да-да,
Нам простуда не страшна
Каждый день выполняй, и не будешь болеть.
Спасибо ребята, чем вас отблагодарить?
У вас в речке случайно какого-нибудь ключика нет?
Есть, вам нужен? (Да)
Ребята, посмотрите, впереди гора, а в ней туннель. Не испугаемся проползем через него, посмотрим что там за горой?
Игра « Проползи п о туннелю» (дети по очереди проползают по туннелю, длинный темный рукав, на одном конце, приши т обруч, другой конец свободен)
Ой ребята, что это? Конечно, это башня, где сидит наша принцесса. Мы нашли ее, теперь самое главное подобрать ключ к замку и открыть его.
Игра на логическое мышление « Подбери ключ»
Ребята большое вам спасибо, что вы не побоялись трудностей, отправились в далекое путешествие и пришли мне на помощь. За это я вам дарю «Волшебный мешочек», а в нем сюрприз для вас всех.
III этап. Заключительный:
Подведение итогов прогулки с детьми:
Беседа «Расскажи о своих впечатлениях» ;
Зарисовки о путешествии;
Составление фотоотчета о путешествии;
Вывод:
Анализирую результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересов включаются в различные виды физических упражнений, проявляют чувство ответственности за себя и других, на практике применяют полученные правила поведения в лесу, идут на выручку друг другу. Прогулка – путешествие способствовали более тесному контакту дети-родители-воспитатели. Было предложено и дальнейшее совместное участие родителей в реализации других проектов.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), обучение детей в ДОУ ведётся по пяти направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие. Эти категории взаимосвязаны в образовательном процессе и реализуются в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка, совершенствовать лучшие качества в нём.
Теоретические основы проведения прогулок в ДОУ
Организация и проведение прогулки - сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития. Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов. Прогулка - один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Вместе с тем на прогулке выполняется установка Федерального государственного образовательного стандарта на развитие в детях способностей и мотивации к различным видам деятельности.
Ежедневные прогулки способствуют повышению иммунитета детей
Современные детские сады работают в соответствии с построенными по ФГОС программами и придерживаются Федеральных государственных требований (ФГТ) к деятельности детей. В нормативных документах указано 7 основных видов деятельности для дошкольного обучения:
- игровая;
- коммуникативная;
- трудовая;
- познавательно-исследовательская;
- продуктивная;
- музыкально-художественная;
- чтение.
Прогулка представляет собой комплекс проведения образовательной деятельности с детьми. Все виды деятельности по ФГТ можно использовать на прогулке в различных сочетаниях в зависимости от того, какой деятельностью ребята занимались до выхода на улицу и что будет по плану после.
Если прогулка в режимном распорядке следует после физкультуры или другой активной физической деятельности, то на улице занятие начинается в спокойном ритме. И наоборот, после занятий пением, развития речи, художественной деятельности на свежем воздухе предполагаются активные физические упражнения.
Задачи прогулок
- Познавательная, расширение знаний об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире.
- Пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы.
- Развитие мыслительных способностей. Ребята учатся самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы.
- Развитие наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности, познавательной активности.
- Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности.
- Способствование художественно-эстетическому и речевому развитию.
- Повышение уровня физической подготовленности дошкольников.
- Оптимизация двигательной активности.
- Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.
- Создание положительного эмоционального фона.
Приёмы (структурные компоненты) прогулки
- Наблюдение. Проводится с группой, по подгруппам или в индивидуальном порядке. Наблюдать с детьми можно за природными явлениями и ситуациями в общественной жизни.
Для привлечения внимания воспитанников к наблюдательному процессу используются: постановка педагогической задачи, загадки, игровые и проблемные ситуации, сюрпризные моменты, проведение беседы с поисковыми вопросами, сравнениями, привлечением личного опыта ребят.
Посредством наблюдения дети знакомятся с окружающим миром
- Подвижные игры и физические упражнения, в том числе проведение спортивных игр с элементами соревнования в старших группах (бадминтон, футбол, городки и др.).
Подвижные игры на прогулке - одно из любимых развлечений детей
- Творческие задания и упражнения по речевому развитию. Они проводятся в условиях хорошей погоды, с использованием выносного материала (прослушивание сказки о природе, беседа по вопросам или картинкам, изготовление поделок из природного материала и т. д.).
Творческие задания привлекают детей своей необычностью
- Трудовые поручения: привлечение детей к сбору игрушек, оказание посильной помощи в наведении порядка на площадке (сбор листвы, расчистка дорожек от снега, уход за посадками). Трудовая деятельность должна вызывать радость от ощущения значимости проделанной работы.
Зимняя прогулка - время расчистки дорожек и площадки
Виды прогулок
Выделяется 2 вида прогулок с дошкольниками по месту их проведения:
- На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки ежедневно, реализуются все основные педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы можно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов.
- Пешеходные прогулки за пределы ДОУ. С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер безопасности во время его прохождения. Целью прогулок в ближайшие парки и скверы служат наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок, различных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями спортом и др.). Если ребятам предстоит пересечь проезжую часть, чтобы дойти до места прогулки, следует накануне повторить с воспитанниками правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать).
В зависимости от того, какой вид детской деятельности преобладает во время занятий на свежем воздухе, можно выделить виды прогулок по тематике:
- Прогулки-походы. С ребятами 5–7 лет можно проводить пешие прогулки на территории детского сада или за его пределами с учётом продуманного маршрута и конечной цели. Этот вид прогулки тренирует выносливость дошкольников, активизирует способность наблюдать за окружающим вокруг, выделять то, что поставлено задачей похода (поиск подходящих для поделок природных материалов, узнавание изученных на развивающих занятиях видов птиц, повторение правил дорожного движения).
Проводить прогулки-походы стоит несколько раз в учебном году (по одной на каждое время года), чтобы воспитанники не потеряли интерес к этому виду активности.
Походы можно осуществлять на территории ДОУ в любое время года
- Прогулка с персонажем. Этот вид прогулки содержит в основе развлекательный элемент и направлен на создание хорошего настроения у воспитанников. В качестве персонажа-ведущего прогулки обычно выступает сказочный герой (его роль исполняет воспитатель или другой сотрудник ДОУ по договорённости), он поручает детям увлекательные задания, создавая проблемную ситуацию («Помогите мне разгадать все загадки и найти спрятанные предметы, чтобы я смог попасть обратно в сказочную страну», например) и вовлекая к участию в подвижных играх.
Дети с радостью откликаются на задания сказочных персонажей
- Прогулка-мероприятие. Проводится во время важного события в жизни детского сада (Праздник осени, Масленичная неделя, Пасхальная неделя, День космонавтики, День Победы, Патриотическая неделя, Неделя экологии и т. д.). Задания на прогулке соответствуют тематической направленности события, подчёркивают его важность, создают сопричастность детей. Прогулка-мероприятие может быть посвящена частному случаю в жизни конкретной группы (появился новый инвентарь, завезли песок, пришла пора заниматься озеленением участка).
Тематическая прогулка на неделе, посвящённой изучению ПДД, надолго запомнится ребятам
- Трудовые акции направлены на осуществление поддержания порядка на территории детского сада, облагораживание площадок и участков. Хорошо, чтобы подобные прогулки с преобладанием коллективной трудовой деятельности фиксировались в памяти ребят. Можно создавать стенгазеты с информацией о проделанной работе, делать фотоколлажи для информационного стенда ДОУ.
Ребятам лучше запомнится прогулка, если они будут наблюдать результаты своего труда
- Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни. Рекомендуется проводить подобные прогулки в разное время года, акцентируя внимание ребят на важности закалки.
Групповая зарядка зимой на свежем воздухе способствует закаливанию детей
Выносной материал для прогулок
Предметы и материалы необходимые для проведения занятий на улице воспитатель определяет исходя из плана проведения прогулки. На площадках многих детских садов имеются специальные склады для игрушек и инвентаря, в случае отсутствия таковых следует заранее подготавливать необходимые инструменты и предметы. По сезонам привлекаются различные варианты выносного материала. Правильный подбор дополнительного оборудования и инструментов способствует развитию положительной мотивации ребят к познавательной деятельности, физической активности, тяги к труду.
Варианты выносного материала:
- Для песочницы: совочки, ведёрки, формочки, ситечки, машинки (грузовики, экскаваторы). Для украшения построек из песка пригодятся флажки, кубики, пластиковые окошки и др.
Игры в песочнице - один из любимых видов деятельности на прогулке у младших дошкольников
- Для подвижных игр и спортивных упражнений: наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи, скакалки, резиночки, обручи, в зимнее время - санки и ледянки.
Игра в кегли всегда вызывает интерес у ребят
- Для наблюдений: сачки-ветроуказатели, вертушки, цветные стёкла (безопасные, лучше пластиковые), солнцезащитные очки, лупы.
Вертушка - лучший инструмент для наблюдения за силой ветра
- Для трудовых поручений: лопатки, веники, тачки, лейки, грабельки.
Воспитанники подготовительной группы активно помогают взрослым в уборке территории
- Для игр: куклы, игрушечные коляски или санки, машинки, кубики, набор кукольной посуды, набор для игры в магазин, наборы для игр с водой.
Игры с водой - любимая летняя забава для детей всех возрастов
- Для творческой деятельности: листы бумаги или картона, раскраски, краски и кисти для рисования, пластилин.
Рисование окрашенной водой на снегу внесёт разнообразие в зимние прогулки
- Для развития речи: книги для чтения и обсуждения, альбомы и открытки с иллюстрациями для рассматривания.
Организация прогулок в детском саду
Прогулка складывается из пяти структурных элементов, каждый из которых длится 7–15 минут:
- самостоятельная игровая деятельность,
- индивидуальная работа по различным направлениям развития дошкольников,
- труд,
- наблюдение,
- двигательная активность.
Посильная трудовая деятельность детей на прогулке в ДОУ формирует полезные навыки
Последовательность видов деятельности на прогулке выстраивается в соответствии с предшествующими занятиями детей, их эмоциональным состоянием (усталость, апатия, возбуждённость, активность), обучающими задачами и календарно-тематическим планированием. Поэтому организация каждого пребывания детей на свежем воздухе требует подготовки конспекта, в котором будет отражена последовательность видов деятельности и их образовательная наполненность. К подготовке пешеходной прогулки за пределы детского сада относится дополнительно составление плана маршрута с обозначением дальности конечного пункта. Администрация ДОУ должна быть предупреждена об этой прогулке и назначает дополнительного сопровождающего для группы детей (старшего воспитателя, медсестру, кого-либо из родителей).
Таблица: картотека прогулок в разных возрастных группах
Тематика прогулок | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Знакомство с явлениями природы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдение за жизнью людей, общественной жизнью |
|
|
|
|
Изучение представителей растительного и животного мира |
|
|
|
|
Правила взаимодействия человека с природой | «Прогулка-поход по кольцевому маршруту на территории детского сада». | «Прогулка в зимний лес». | «Наблюдение за цветником/аптекарским огородом». | «Наблюдение за грибами и ягодами на экологической тропе». |
Правила безопасности на дороге | «Наблюдение за движением автомобилей и пешеходов». | «Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы». |
|
|
Развлекательные прогулки с персонажем | «Изучаем с Чебурашкой цветы». | «Играем с пасхальным кроликом». | «Повторяем особенности перелётных и зимующих птиц с Серой шейкой». | «Повторяем дорожные знаки с Весёлым светофором». |
Воспитание любви к родному городу | «Двор, в котором мы живём». | «Улица нашего детства». | «Наш район». | «Любимый город/посёлок». |
Трудовые акции | «Уборка участка осенью». | «Засаживаем цветник/клумбу». | «Сгребаем снег и строим горку для всех». | «Помогаем заливать каток». |
Здоровье: создание мотивации для поддержания здорового образа жизни | «На зарядку становись!». | «Прогулка на пластиковых лыжах». | «Как и зачем закаливать организм». | «Наблюдение за тренировкой спортсменов на стадионе». |
Составление конспекта прогулки
В конспекте прогулки воспитателем указываются образовательные задачи, используемое оборудование и выносной материал, место организации занятия (на территории или за пределами детского сада), подробно описывается проведение прогулки. По факту проведения прогулки рекомендуется вернуться к составленному конспекту и провести самоанализ занятия, отметив реализованные задачи и успешные этапы, выявить причины неудач и наметить способы совершенствования педагогической деятельности на прогулке.
Таблица: пример конспекта прогулки в средней группе
Авторы | Фёдорова Л. П. и Францева Е. И., воспитатели ГБДОУ №71 Калининского района |
Название | «Осеннее путешествие» |
Задачи прогулки |
|
Выносной материал и оборудование |
|
Ход прогулки | В.: Ребята, давайте сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир природы, где нас ждут удивительные приключения. Но сначала отгадайте загадку:
В.: Сегодня мы отправимся в лес.
В.: Вот мы и пришли на нашу полянку. Давайте вдохнём носиками, чтобы почувствовать запах Осени. Какой воздух? Чем он пахнет? (Ответы детей).
В.: А почему осень называют золотой? (Ответы детей).
В.: Ребята, смотрите сколько листиков на земле. Давайте походим по сухим листочкам и послушаем, как они шуршат.
В.: Ветер-шалунишка всю листву с деревьев перемешал. (Подходят к иве). Кто знает, как называется это дерево? (Ива). На какую геометрическую фигуру похожи листья ивы? (Овал). Какого они цвета? (Коричневые). Какой длины: короткие или длинные? (Длинные). Как называются листья ивы?(Ивовые).
В.: Пока он ещё не уснул, закутавшись в листву, давайте с ним поиграем! |
Временной план прогулки
Общая длительность пребывания дошкольников на свежем воздухе составляет 3–4 часа ежедневно и складывается из утренней и вечерней прогулки. На каждый из пяти структурных компонентов прогулки приходится 7–15 минут, остальное время приходится на самостоятельную деятельность детей. На прогулке первой половины дня физическая активность длится 6–10 минут в младшей группе (с увеличением на 5 минут для последующих возрастных групп), на вечерней прогулке - 10–15 минут для любого возраста воспитанников.
В ненастную погоду время пребывания детей на свежем воздухе сокращается
Зимой при низких температурах и высокой скорости ветра длительность прогулок сокращается. В ненастные погодные условия прогулка отменяется при условии проведения занятия в помещении, восполняющего потребность в двигательной активности и препятствующего переутомляемости детского организма.
Таблица: примерный временной план прогулки «Здравствуй, осень!» во второй младшей группе
Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Физическое развитие: упражнения на ходьбу, прыжки и бег | Дидактические игры «Найди и покажи», «Угадай, что у меня в руке», «Назови птицу или животное по описанию» | Трудовая деятельность: посильная помощь в уборке листьев с закреплённой за группой территории | Речевое развитие: беседы о сборе урожая, о верхней одежде и обуви осенью, о любимых мультфильмах на тему осени | Самостоятельная игровая деятельность | |
Время проведения | 8–10 минут | 6–10 минут | 7–8 минут | 10–12 минут | 10–15 минут | 30 минут |
Таблица: примерный временной план зимней прогулки «Погода вчера и сегодня» в подготовительной группе
Структурный компонент прогулки | Наблюдение за небом, солнцем, луной, звёздами, регулярное измерение температуры воздуха, занесение наблюдений в дневник погоды | Физическое развитие: подвижные игры (снежки, марафон катания с корки), создание снежных построек | Дидактические и сюжетные игры зимней тематики | Трудовая деятельность: помощь в расчистке дорожек, заливке катка | Речевое развитие: разучивание и объяснение поговорок о январе, проведение бесед о народном календаре, зимовке животных и растений | Самостоятельная деятельность |
Время проведения | 10–15 минут | 7–10 минут | 10–12 минут | 7–10 минут | 10–12 минут | 35 минут |
Таблица: примерный временной план прогулки «Вестники весны» в старшей группе
Структурный компонент прогулки | Наблюдение за первыми насекомыми, растениями, распускающимися почками на деревьях, вернувшимися с юга птицами | Физическое развитие: упражнения на ловкость и меткость | Дидактические игры: «Узнай, чей голос» (пение птиц), «Кто больше?»; подвижная игра в горелки | Трудовая деятельность: уборка площадки от камешков, веток, щепок. | Речевое развитие: чтение и обсуждение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь» | Самостоятельная деятельность |
Время проведения | 8–10 минут | 6–8 минут | 8–10 минут | 5–7 минут | 10 минут | 40 минут |
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21
Населённый пункт: г.Кстово
Наименование материала: консультация
Тема: "Нетрадиционные формы проведения прогулок в ДОУ".
Описание:
В материале рассмотрены различные виды тематических прогулок в детском саду, как нетрадиционные формы проведения отдыха и развлечения на открытом воздухе.Ссылка на публикацию:
http://сайт/doshkolnoe/index?nomer_publ=2450Опубликовано 26.01.2016
Текстовая часть публикации
Прогулка для детей любого возраста имеет большое значение. Во время
прогулки ребёнок может реализовать свой внутренний потенциал
двигательный, творческий, интеллектуальный, взаимодействие со своими
сверстниками и взрослыми.
Все это, благотворно сказывается на здоровье ребенка, а так же его
физическом и умственном развитии. Правильно организованная прогулка
является залогом всестороннего развития ребёнка, поэтому особое значение
имеет качественная подготовка педагога к её проведению.
Прогулка – это пребывание на открытом воздухе для отдыха,
развлечения.
Проведение прогулки в детском саду – это такая же часть учебно-
воспитательного процесса, как и занятия в группе, с той лишь разницей, что
проходит она в более свободной форме, что дает возможность детям
сбрасывать эмоциональное и умственное напряжение.
Выделяют следующие структурные элементы прогулки:
наблюдение;
двигательная активность детей на прогулке (подвижные игры);
трудовые поручения;
индивидуальная работа по различным направлениям развития
воспитанников;
самостоятельная деятельность детей.
Наряду с традиционной структурой прогулок можно проводить
тематические прогулки. Прогулки, которые построены по принципу
доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы
дня в образовательном процессе.
Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных
видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная
деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка.
Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется
особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение между ними во всех
видах деятельности.
В методике проведения прогулок определены пять видов тематических
прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем,
прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки - трудовые акции.
Понятно, что ведущей игровой деятельности ребенка, посредством
которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится
особая роль. Игровые формы образования могут быть в индивидуальном,
подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками.
Двигательная деятельность на прогулке также объединяется с игровой, но
при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием
детей.
Планируя прогулку, педагог должен учитывать множество факторов:
погодные условия, возраст детей и их познавательные интересы, имеющийся
материал, тематику предыдущего занятия. Необходимо предусмотреть
возможности оздоровительного эффекта, не только в физическом, но и в
психическом плане. Для детского организма правильно организованная
прогулка может быть наиболее доступным средством закаливания.
Наряду с традиционными формами проведения прогулок предлагаются новые
виды тематических прогулок:
прогулки-походы, развлекательные
прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные и трудовые
прогулки.
Прогулки-походы
представляют собой организованный вид деятельности, в
ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются
двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их
познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое
отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного
возраста. Оптимальное количество таких прогулок 2-3 в год. Считаю, что при
частом проведении эти прогулки потеряют свою привлекательность.
Развлекательные прогулки с персонажем
направлены на эмоциональную и
психологическую разгрузку детей, создание позитивного эмоционального
фона, удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Формы
их могут быть разнообразны и вариативны, поскольку зависят не только от
поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и
смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для
мотивации детей на определенный вид деятельности, персонаж помогает
заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой
деятельности, наблюдению, труду.
Прогулка-событие
посвящается определенной теме или событию,
произошедшему в детском саду. Прогулка-событие помогает педагогу еще раз
обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и
восприятия определенной темы. Эти прогулки способствуют умственному,
нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность
дошкольников.
Спортивные прогулки
направлены на укрепление здоровья, профилактику
утомления, на физическое и умственное развитие, оптимизацию
двигательной активности детей. В спортивных прогулках разнообразные
виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. При
правильной организации эти прогулки оказывают закаливающее воздействие
на организм в естественных природных условиях. Они способствуют
повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного
возраста. Акцент в таких прогулках делается на формирование физических
качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни.
В прогулках- трудовые акции
преобладают трудовые поручения для детей,
включение их в разные по организации форм труда в соответствии с сезоном
и погодными условиями.
На прогулках, связанных с трудовыми действиями, у детей формируется
понимание, что труд в природе это не игра и не развлечение, а серьезное
занятие. Педагог подводит детей к пониманию необходимости такого труда,
воспитывает желание участвовать в труде по уходу за растениями,
кормлению птиц, уборке территории. На таких прогулках дети учатся
работать в коллективе, сообща. Итог труда- это результат совместной работы
всех.
Мне хотелось бы более подробно разобрать организацию и проведение
тематических прогулок-развлечений, как наиболее интересный и доступный
вид прогулок в ДОУ.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей
дошкольного возраста. Они способствуют проявлению положительных
эмоций, поднимают настроение. В основе каждого праздника и развлечения
лежит определенная идея.
Прогулки – развлечения могут быть чрезвычайно разнообразны,
вариативны, поскольку их успешная организация зависит не только от
поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и
смысловой насыщенности. Это может быть приход к детям в гости хорошо
знакомых им персонажей, например, Шапокляк, крокодила Гены, Чебурашка,
Фиксики и др.герои из мультфильмов. Содержание такой прогулки
определяется в зависимости от персонажа. Например, Даша – следопыт
может путешествовать с детьми в поисках чего-либо, а Фиксики помогут
дошкольникам смастерить что-либо, например, кормушку.
Главная цель прогулок развлечений – эмоциональная и
психологическая разгрузка детей, создание позитивного эмоционального
фона, удовлетворение потребности в двигательной активности.
Интересный вариант представляет собой прогулка с персонажем,
которая способствует формированию мотивации детей к определенному виду
деятельности.
Персонаж помогает заинтересовать
всех воспитанников
группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду.
Дети охотно выполняют просьбы гостя-персонажа, а он обращается к ним с
вопросами, просит что-либо объяснить, показать, может научить играть в
новую игру или попросить показать игру, которую дошкольники уже знают.
Для воспитателя важно выбрать персонажей для прогулки. Ими могут
быть знакомые детям сказоч ные персонажи (Буратино, Незнайка, Дед Мороз,
Снегурочка и др.), герои мультфильмов, игрушки.
Вариантов использования персонажей на про
гулке множество.
Например, по всему участку мож
но расставить игрушки-птицы: ворону,
воробья, сороку, снегиря, синицу (4-5 фигур одновремен
но). Воспитанники
будут самостоятельно находить их, рассматривать, а потом играть с ними в
разнообразные игры. Фигурки могут находиться на участке 6-10 дней, а затем
их следует заменить. Так, выйдя
однажды на прогулку, дети неожиданно
найдут ко го-нибудь из знакомых игрушек-зверей: медвежон
ка, лису, зайца,
волка, белку, оленя, собаку, кошку, ежика. Одни сидят на задних лапах, другие
стоят или
лежат. Для поддержания интереса воспитанников, развития их
внимательности время от времени ре комендуется вносить изменения: зимой
медвежонку надевают шапку, волку - варежки, в летнее время лиса
появляется в ярком платке, зайчик - в фартуке, а мишка - в красной рубахе и т.
д.
Особо полюбившихся героев мультфильмов дети встретят с радо
стью. Те,
кто смотрит детский телека
нал «Карусель», познакомились с геро
ем -
Аркадием Паровозовым, который с удовольствием расскажет о прави
лах
безопасного поведения в разных ситуациях. Это поможет воспитателю
решить задачи программы в разделе «Безопасность».
Иногда герои могут прийти парами (Маша и Медведь, Знайка и Незнайка,
Смурфик и Гаргамель и др.), так детям
легче их воспринимать. Кот
Матроскин и Шарик могут поиграть с воспитанниками на участке, а дети рас-
скажут гостям, что и где растет у них на территории детского сада. Можно
вспомнить с дошкольниками эпизоды их приключе ний или отправиться всем
вместе в новые.
В младшем дошкольном возрасте удобно использовать игрушки-
персонажи (резиновые, бибабо и др.)
по выбору воспитателя. Хорошо, если
игрушка окажется новой для детей, это вызовет до
полнительный интерес. В
таком варианте педагог может проводить прогулку без помощников, само
-
стоятельно, исполняя роль персонажа, разговаривая за него.
В группе старшего дошкольного возраста
лучше, чтобы роль
персонажа-героя играл взрослый (педа
гог другой группы, родитель) или
ребенок старшего возраста из другой группы. В гости к детям может прийти
Олимпионик, который, расспросит детей об Олимпиаде, попросит показать
спортивную площадку, научит элементам новых игр.
Прогулка с персонажем близка сценарию про ведения досуга на свежем
воздухе, но не ограни
чена жесткими временными рамками. По желанию
детей можно поиграть с персонажем несколько раз в понравившуюся игру,
при этом часть воспитанни ков может заниматься самостоятельной игровой
деятельностью.
Прогулки с персонажем должны заранее плани
роваться, а их сценарии
детально продумываться.
«Детский сад будущего» - Телескоп также используется по прямому назначению. Зимой бассейн закрывается железной крышей. От фиолетовой террасы начинаются воздушные горки со специальным транспортным устройством. Рыбы, которые обитают в пруду-бассейне создают настроение и приятные ощущения. Машина времени служит для перемещения во времени и в пространстве.
«Детские площадки» - Конечный участок. Инвентаризация. Безопасность при эксплуатации. Перечень документов при эксплуатации детской площадки. Внутренний участок тоннельной горки. Горки должны иметь бортики стартового участка. Оборудование не должно допускать застревание головы, шеи, частей тела. Обеспечение детских игровых площадок.
«Прогулка в детском саду» - Организация индивидуальной работы. Возвращение с прогулки. Самостоятельная двигательная активность. Требования к одежде детей. Шарф. Организация и проведение прогулки в детском саду. Наблюдение. Последовательность структурных компонентов прогулки. Наблюдения. Порядок одевания детей. Организация двигательной активности.
«Дитячий садок» - Це – можливість цілий день проводити з іншими дітками – разом гратися, гуляти, смачно їсти і навіть спати! Життя у дитячому садку триває за чітким розкладом, як у дорослих людей. Коли тобі виповниться 3 роки, ти будеш достатньо дорослим і самостійним, щоб почати ходити до дитячого садка. Ти знаєш, що таке дитячий садок?
«Сайт детского сада» - О персональных данных. Каждое учебное заведение обязано создать и вести официальный сайт. Конструктор паспорта. Расписание ребенка на каждый день. Нехватка квалифицированных кадров. Конструктор сайтов. Конструкторы e-publish. E-Publish. Новый законы, обязывающие учебные заведения создавать и вести сайты.
«Семейный детский сад» - Зная особенности своих детей, маме-воспитателю проще найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Северное окружное управление образования департамент образования города москвы. Мама-воспитатель, организует разнообразную деятельность для своих детей: занятия, игры, праздники и развлечения. Развитие новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребёнка.
Екатерина Морозова
Время на чтение: 11 минут
А А
Для детей нет ничего хуже, чем скука и однообразие. Дети всегда активны, любопытны, готовы к познанию окружающего мира. И, конечно, родители дома и воспитатели в детском саду должны обеспечить им для этого все возможности. Все важные и правильные вещи прививаются нашим малышам через игру, в которую можно превратить даже обычную прогулку, если сделать ее тематическим приключением – увлекательным и познавательным.
Вашему вниманию – 12 интересных сценариев для тематических прогулок с малышами.
В песках городской «пустыни»
Задача: познакомить малышей со свойствами песка.
Во время этой тематической прогулки мы устанавливаем рыхлость и сыпучесть песка, изучаем его в сухом и влажном виде, вспоминаем – откуда песок берется (прим. – мелкие частицы осыпавшихся скал, гор), и как он пропускает воду. При возможности можно изучить разные виды песка – речного и морского.
Чтобы лекция была интересной, проводим эксперименты вместе с ребенком, а также учимся рисовать на песке, строить замки, оставлять следы.
С собой берем формочки и бутылку воды (если, конечно, вы не живете на море, где недостатка в песке и воде нет).
Откуда берется снег?
Задача: изучить свойства снега.
Конечно, дети знают, что такое снег. И наверняка ваше чадо уже каталось на санках и делало «ангела» в сугробе. Но знает ли ваш карапуз, что такое снег, и откуда он берется?
Рассказываем ребенку, откуда берется снег, и как он формируется из огромного количества снежинок. Изучаем свойства снега: он мягкий, рыхлый, тяжелый, очень быстро тающий при воздействии тепла и превращающийся в лед при минусовой температуре.
Не забудьте рассмотреть снежинки, которые падают на одежду: вы никогда не найдете двух одинаковых снежинок.
А еще из снега можно лепить (сооружаем снеговика или даже целую снежную крепость).
Если осталось время – играем в снежный дартс! Закрепляем на дереве заранее нарисованную мишень и учимся попадать в нее снежками.
Приучаем малышей к труду
Задача: воспитание уважение к чужой работе, формирование у ребенка естественного желания – приходить на помощь.
Предварительно, до прогулки, изучаем с малышом в картинках и поучительных детских фильмах, как важно трудиться. Рассматриваем возможные варианты работы на улице, объясняем – как тяжел каждый труд, и почему он важен.
На прогулке изучаем трудящихся на конкретных примерах – уход за растениями (например, у бабушки на даче), полив овощей, кормление птиц и животных, уборка территории, покраска скамеек, уборка снега и проч.
Изучаем инструменты/инвентарь, которые используются в разных профессиях.
Предлагаем ребенку выбрать ту работу, которая для него была бы сегодня по душе. Вручаем кисть (грабли, лопатку, лейку) – и за дело! Обязательно устраиваем веселые перерывы с чаепитием – все по-взрослому! Можно также связать из прутиков свой маленький веник – это будет полезно для развития мелкой моторики, и для расширения кругозора.
После прогулки рисуем самые яркие воспоминания о первой трудовой деятельности.
Букашки-таракашки
Задача: расширение знаний о насекомых.
Конечно, идеальные «подопытные» — это муравьишки, изучение которых не только познавательно, но и увлекательно. Желательно, найти в лесу муравейник побольше, чтобы жизнь крохотных трудоголиков была для ребенка более наглядна. Знакомим чадо с образом жизни букашек, рассказываем о том, как именно они строят свой дом-муравейник, кто у них главный, как они любят трудиться, и какую пользу приносят природе.
Обязательно связываем свою «лекцию» с общими правилами поведения в лесу – формируя правильное отношение в целом к природе и к живым существам, в нем обитающим.
Изучаем деревья
Эта прогулка более интересна летом, хотя зимой ее можно повторить, чтобы продемонстрировать – какие деревья избавляются от листвы. Впрочем, она будет хороша и весной, когда деревья только-только просыпаются, и на ветках появляются почки. Но именно летом есть возможность – сравнить разные виды листьев с их цветом, формой и прожилочками.
С собой можно взять альбом или книжку, чтобы было куда складывать листочки для гербария. Изучаем лиственные и хвойные деревья, их цветы и плоды, кроны.
Если погода позволяет – можно зарисовывать каждое дерево в альбом (возьмите с собой раскладывающийся маленький табурет для ребенка) – вдруг у вас растет будущий художник.
Не забудьте рассказать, откуда берутся деревья, как посчитать их возраст по кольцам на пеньке, почему важно деревья беречь, зачем белят кору и что человек производит из дерева.
Чьи следы?
Отличный вариант тематической прогулки для малышей. Проводить ее можно и зимой (на снегу), и летом (на песке).
Задача мамы – научить чадо отличать следы птиц и зверей (естественно, следы рисуем самостоятельно), а также изучить – кто может оставлять следы, чем звериные следы отличаются от птичьих и человеческих, кто умеет путать свои следы, и пр.
Не забудьте про веселые загадки, игру в «следы динозавра», хождение по веревочке, натянутой прямо на песке, рисование следов дома по памяти.
Цель этой прогулки – познакомить малышей с миром городской, домашней или сельской фауны.
Изучаем – чем отличаются дикие от домашних животных, как называются детеныши животных, какие части тела у птиц и зверей, почему домашние звери зависят от людей, и почему дикие называются дикими.
По ходу прогулки придумываем клички всем встречным собакам и кошкам, изучаем породы, крошим хлеб для птичек.
Дома заранее проводим лекцию «на тему» и делаем кормушку, которую на прогулке ребенок сможет повесить «для самых прожорливых птичек».
Олимпийские игры
Эту прогулку-поход лучше организовывать 2-3 семьями, чтобы была возможность устроить детям соревнование.
Учим детей владеть спортивным инвентарем (берем с собой мячи, скакалки, обручи, ленты, бадминтон, кегли и проч.), изучаем разные виды спорта и самых знаменитых спортсменов. Воспитываем в детях дух соперничества, при котором все же проигрыш воспринимается не как поражение, а как повод заниматься активнее и двигаться дальше.
Заранее продумайте программу соревнований на каждый вид спорта и закупите медали с грамотами и призами.
Не помешают также заготовленные спортивные загадки, большой детский кроссворд по теме прогулки и цветные мелки, которыми вся команда будет рисовать свой символ олимпиады.
В гостях у лета
Еще одна прогулка-поход (в лес, на луга, в поле), цель которой – знакомство ребенка с растениями.
Знакомим малыша с цветами, изучаем части цветка, их значение в природе, лекарственные растения. По ходу прогулки пробуждаем интерес и к миру насекомых, особенно, тех, что участвуют в жизни растений.
С собой можно взять лупу, чтобы лучше разглядеть букашек и части цветка.
Заранее готовим загадки по теме прогулки и интересные игры, которые можно провести на природе. Дома обязательно закрепляем материал – устраиваем выставку рисунков с изображениями изученных цветов и насекомых, делаем гербарий из трав и аппликацию по теме.
Не забудьте с собой сачок для ловли бабочек, бинокль и фотоаппарат, коробочку для интересных луговых находок.
Важно также изучить и луговые правила: нельзя убивать насекомых, рвать цветы без острой необходимости, мусорить и трогать птичьи гнезда в кустарниках.
Прививаем любовь к чистоте
В процессе прогулки изучаем – что такое мусор, почему важно содержать дом и улицы в чистоте, почему нельзя мусорить. Выясняем – куда деть бумажку от мороженого или фантик от конфеты, если рядом нет урны.
Знакомимся с работой дворников, которые следят за порядком на улицах. При возможности знакомимся и с работой специальной техники – снегоуборочные машины, поливочные машины и др. Если вблизи такой техники не наблюдается, изучаем ее дома на картинках и видео – заранее или после прогулки.
Рассказываем о «мусорной цепочке»: мы бросаем мусор в урну, оттуда его убирает дворник и несет на помойку, потом специальная машина забирает мусор и везет на свалку, где частично мусор отправляют на переработку, а остальное сжигают.
Обязательно изучите – что именно можно назвать мусором, как правильно его убирать, почему для природы мусор опасен.
Закрепляем материал легкой уборкой садовой территории (берем грабли или веник) и своей детской комнаты.
Дыхание весны
Эта прогулка обязательно поднимет настроение и детям, и родителям.
Задача мамы с папой – познакомить чад с особенностями весны: таяние снега и сосулек (акцентируем внимание на опасности сосулек), журчание ручьев, листочки на деревьях.
Упоминаем, что начинает теплее греть солнышко, проклевывается молодая травка, возвращаются с юга птицы, выползают насекомые.
Также отмечаем – как одеты люди (уже нет теплых курток и шапок, одежда становится более легкой).
Дома делаем весенние аппликации, рисуем пейзажи и заводим «дневник путешественника», в который вносим заметки и рисунки по темам каждой прогулки.
Естественно, каждую прогулку нужно хорошо продумать – без плана никуда! Заранее подготавливайте задания, загадки и игры, маршрут, список необходимых предметов с собой, а также запас питания, если прогулка планируется длинная.
Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим опытом и впечатлениями о тематических семейных прогулках с детьми.