Арт терапия для детей. Арт-терапия в работе с детьми. Пассивная групповая методика «Поход в музей»
Арт-терапия с каждым днем становится все более популярным методом воздействия на психику ребенка, полностью оправдывая ожидания родителей и специалистов.
Арт-терапия – терапия с помощью искусства, а точнее – с помощью художественной деятельности. Это абсолютно безопасный способ, который не имеет противопоказаний, но способен раскрывать глубоко спрятанные личностные проблемы и решать их.
Также использовать арт-терапию могут педагоги без психологического образования, что позволяет развивать в детях творческий потенциал, помогает более мягкой социализации и коррекции поведения.
Арт-терапия для дошкольников
Каждый ребенок уникален, и арт-терапия позволяет учитывать интересы ребенка. Это доступно благодаря большому количеству видов творчества, ведь кто-то любит петь и танцевать, играть в театре и участвовать в постановках, а кто-то – рисовать или лепить в тихой и спокойной атмосфере. Многие виды психотерапии не могут применяться для работы с маленькими детьми, исходя из их уровня развития.
Для арт-терапии не нужны навыки ребенка в общении, что позволяет специалистам заниматься даже с малышами. Почти все дети любят заниматься творчеством в той или иной форме, поэтому занятия арт-терапией дошкольники воспринимают как игру. Специалистам не приходится никого заставлять, стоит лишь создать дружелюбную атмосферу и организовать интересное времяпрепровождение.
Арт-терапия позволяет подобрать занятие, исходя из интересов ребенка. Существует множество разновидностей такой терапии:
- Изотерапия – занятия изобразительным искусством
- Песочная терапия
- Терапия цветом
- Музыкальная терапия или терапия пением
- Драматерапия
- Библиотерапия – литературное сочинение или прочтение литературных произведений
- Танцевальная терапия
- Глинотерапия
- Куклотерапия и многие другие.
Арт-терапия позволяет не просто хорошо проводить время и развивать творческий потенциал, но еще и учит выражать свои чувства и эмоции. Сначала это вызывает трудности, но потом – процесс увлекает и затягивает. Благодаря правильному построению взаимоотношений с окружающими и самим собой человек учится жить в гармонии.
Виды арт-терапии для дошкольников
Песочная арт-терапия в работе с дошкольниками– очень эффективный и простой метод. Не требует особенных приспособлений – все, что требуется – песочница или какая-то ёмкость с песком. Дети любят рисовать песком, создавая картины и образы, а также строить объемные фигуры и замки. Песочная арт-терапия развивает мелкую моторику, помогает раскрепоститься и лучше понять себя.
Рисование песком
С самого раннего возраста дети любят играть в песочнице, поэтому песок остается для них самым любимым материалом. Рисование песком простой и интересный вид арт-терапии для дошкольников, который помогает специалисту понять ребенка и узнать о его чувствах и психическом состоянии. Данный вид искусства доступен даже простым педагогам или родителям.
Sand art – «искусство песка». Это необычный способ занятий арт-терапией. Ребенок превращает горсть песка в прекрасные картины – моря и леса, горы и руки, водопады и луга – своими руками. Рисование песком особенно тем, что работает по принципу «света и тени», что позволяет детям показать мир таким, каким они его видят, выразить свои чувства и показать эмоции.
Рисование песком действует на ребенка так же, как рисование фломастерами, ручками или красками, а также развивает дополнительные навыки. Песочная терапия позволяет выйти ребенку за рамки привычного, мыслить нестандартно и свободно, а также добавляет уверенности в себе и своих способностях. Это происходит благодаря использованию для рисования нетрадиционного материала – песка.
Рисование песком способна решать ряд задач, например:
- Улучшить память,
- Развивать пространственное мышление
- Помочь ребенку стать более усидчивым и внимательным
- Развивать коммуникативные навыки
- Тренировать мелкую моторику рук
- Жить в гармонии с собой и окружающими
- Познать себя и принять таким, какой есть
Техника рисования песком очень полезна для детей дошкольного возраста, что подтверждают многие специалисты.
Марания
Когда слышишь слово «марать» в голове возникают такие значения, как «пачкать», «грязнить». Но эти значения совсем не имеют отношения к арт-терапии. В данном случае «марания» означают спонтанные рисунки детей, которые они рисуют «не думая». Обычно это какие-то линии, кривые или прямые, мазки, брызги красок. Что касается цвета – это могут быть абсолютно нереалистичные картинки непонятного смешанного цвета.
«Марания» — наилучший способ определения эмоций и чувств ребенка в данный момент времени, самое главное преимущество данного упражнения – в нем нельзя сделать плохо или неправильно. Любой рисунок – самовыражение. С помощью данного упражнения можно легко узнать, что чувствует ребенок об определенных вещах, например, можно попросить его нарисовать город, в котором он живет. Или школу, в которой учится. Выбор цвета и форма линий может многое рассказать специалисту.
В процессе «мараний» ребенок не думает о том, где он находится, забывает о взрослом, который рядом и о том, что он выполняет какое-то задание. Все это позволяет ребенку прекратить думать о запретах и выбирать и делать то, что хочется. Он с головой погружается в процесс, постепенно убирая губки и кисточки, в ход идут пальцы и руки, капли красок летят во все стороны. Процесс творения запущен!
В завершении процесса специалист может увидеть достаточно красивую картину ярких цветов и правильных линий, а может – истертый лист бумаги непонятного цвета. Все это ребенок делает не осознанно, но все-таки стремясь к какому-то результату.
Делать выводы по законченной картине можно, если ребенок был полностью расслаблен и наслаждался творчеством, не боясь сделать что-то не так. Только в таком случае выбор его техники и цвета был воплощением его чувств и мыслей. Ни в коем случае нельзя чего-то ожидать от детского творчества, ведь, во-первых, сам процесс куда важнее результата. А во-вторых, важно понимать, что таким образом малыш раскрыл и выразил себя.
Данное упражнение полезно выполнять не только индивидуально, но и в группе. Оно позволяет развивать коммуникативные навыки и учит взаимодействию.
Акватушь
Акватушь – отличное занятие с детьми, которое их увлекает и расслабляет. Такое упражнение требует мало ресурсов.
Для начала необходимо на лист бумаги с помощью гуаши нанести крупный рисунок. Дождавшись, когда он подсохнет, весь лист покрывается не очень толстым слоем черной туши, которая быстро сохнет. После этого следует опустить рисунок в воду – гуашь с листа смоется практически все, а тушь – только частично. Это приведет к тому, что на черном фоне останется нечеткий рисунок с размытыми границами.
За каждым этапом творчества очень интересно наблюдать. Видеть итог своих действий и пытаться их предугадать – увлекательное занятие, которое позволяет удерживать внимание ребенка.
Занятия акватушью хорошо подходят для неусидчивых детей, которым приходится проходить все этапы перед итоговым результатом. А для детей, которые относятся скептически к занятиям по арт-терапии с дошкольниками, процесс кажется ярким, так или иначе вовлекая ребенка в творчество.
Штриховка, каракули
Наиболее доступный вид арт терапии для дошкольников – штриховка или каракули. По-другому – графика. Для таких занятий потребуются только бумага и ручка. Ребенку все это подают, и он начинает рисовать различные линии, которые после анализирует, пытаясь понять, что он изобразил. В процессе описания своего рисунка ребенок может его дополнять.
Рисунок может быть абстрактным, содержать различные линии, которые не складываются в единый образ. Это могут быть неуверенные линии, или же, наоборот, четкие и точные. Они могут быть прямыми или в виде спиралей, а также являться частью других геометрических фигур.
Часто в данном упражнении используется техника «фроттаж». Каждый в детстве пытался так изобразить монетку, подложив её вниз листочка и заштриховать его поверхность. Такая техника часто удивляет детей.
Графика помогает ребенку расслабиться, научиться регулировать нажим руки, что важно перед тем, как приступить к рисованию. Несмотря на короткую продолжительность такого занятия, оно позволяет увлечь ребенка и расположить к дальнейшим занятиям рисованием, приведя в состояние активности.
Монотипия
Монотипия – очень интересный вид арт терапии для дошкольников. На скользящей поверхности, которая не впитывает краску и не пропускает её через себя, например, стекле, пластике, пленке или пластмассе, делается рисунок жидко разведенной краской.
Также можно использовать тушь или чернила. Желательно рисовать крупные детали. Далее к поверхности прикладывается обычная бумага, придавливается к поверхности. На бумаге отпечатывается рисунок в зеркальном виде, он будет не таким четким и ярким, краски смешаются и границы будут размыты, поэтому готовый рисунок можно дорисовать и дополнить необходимыми деталями.
Также монотипия может осуществляться по-другому. Каждый из нас помнит, как в садике раздавали альбомные листы, просили согнуть их пополам, а затем приступить к творчеству. На одной половине нарисовать картину с помощью кисточки и красок – это может быть что-то понятное или абстрактные пятна и линии.
Наносить краску можно по всей половине – даже близко к сгибу. Это повлияет на итог, то есть будет ли рисунок и его отпечаток единым целым, или между ними все-таки останется расстояние. После того, как закончен рисунок на половине альбомного листа, снова складываем его по линии сгиба и проглаживаем рукой. Краска отпечатается на второй половине и создаст удивительное изображение. Остается только поговорить о нем и понять, какие чувства были вложены.
Ниткография
Еще один очень необычный вид изотерапии – ниткография. Она позволяет вовлечь детей в процесс и удержать их внимание. Нитку длиной около 40 сантиметров опускают целиков в краску. Затем достают и кладут на листок так, как пожелают, а маленький кончик оставляют за пределами бумаги. Сверху кладут еще один лист бумаги, и вытягивают нитку, придерживая его рукой. Затем листы разъединяют и видят необычные рисунки на обоих листах.
Рисунок на стекле
Главное, о чем стоит помнить – безопасность. Для этого используйте стекло с обработанным краем.
Рисование на стекла позволяет изменить привычные представления об изобразительном искусстве, даря абсолютно новые впечатления и ощущения. Краска ложится на стекло совсем не так, как на бумагу, легко скользит и долго не сохнет, что позволяет рисовать не только кисточками или губкой, но и пальцами и даже ладонями.
Особенно нравится детям творить на больших стеклах, которые имеют много пространства для деятельности. Также, рисуя на стекле, дети не боятся ошибаться. Все легко можно исправить с помощью влажной губки, которая без следа стирает все ненужные детали. Многие импульсивные дети часто используют влажную губку, то и дело, нанося и стирая рисунок. Маленькие дети чаще всего используют много воды, выливая её на стекло, добавляют в нее краски, перекатывают из стороны в сторону и играют при этом губкой.
Благодаря тому, что ребенок всегда имеет возможность все исправить, он не боится допускать ошибок, не старается продумать заранее свои движения и образы. Рисунок идет «из души», что очень полезно для ребенка. В таком случае специалисту проще определить проблемы и обсудить их с ребенком, а также познать его внутренний мир через искусство.
Это техника идеально подходит детям, которые всегда думают о том, что могут ошибиться, тревожны и плохо социализированы. Также рисование на стекле помогает детям раскрепоститься и настроиться на активное времяпрепровождение, отпустить все проблемы и комплексы, забыть о требованиях и обязательных делах. Ребенок понимает, что никто не станет его ругать и говорить как нужно. Все, что он делает – происходит подсознательно и неосознанно. А это очень полезно для малыша.
Также психологи рекомендуют попробовать работу в команде, когда двое и более детей рисуют на одном стекле. Это научит их договариваться, отстаивать свои позиции, общаться без конфликтов и негативных эмоций. Такие полезные навыки они перенесут и в повседневную жизнь, что обеспечит гармоничное взаимодействие с другими детьми.
Рисование пальцами
Детям гораздо больше нравится рисовать без всяких приспособлений – руками, поэтому во многих вышеописанных техниках они бы с удовольствием убрали в сторону кисточки. Рисование пальцами и ладонями дарят абсолютно новые телесные ощущения, которые можно представить, даже если ты никогда не рисовал руками. Опустить пальцы в краску, поводить внутри, перемешав её, оставить в руках и нанести её на бумагу. Невероятные и неповторимые ощущения!
Рисовать пальцами – не бояться нарушить правила, не бояться замараться и сделать что-то неверно. Именно тактильно ребенок познает мир, что ему необходимо сделать до определенного возраста, но чего многие дети лишены. Такое рисование способно восполнить эти пробелы и позволяет раскрыться.
Многие дети все-таки возвращаются к рисованию с помощью кисточек или карандашей. Обычно это дети, которых воспитывали довольно жестко, устанавливая нормы поведения, забывая, что это все-таки дети. Родители нередко ждут от них взрослого поведения без баловства и шалостей, лишая возможностей познавать мир тактильно. А именно «игры с грязью» позволяют детям избежать страхов и подавленного состояния, находясь в обществе.
Нередко детям доставляет большее удовольствие работа в команде со своими сверстниками. Единение и общее дело развивают навыки общения и коллективизма, учат сотрудничеству и грамотному взаимодействию, а также развивает инициативность и ответственность за свои слова и поступки. Многие дети становятся более уступчивыми, а другие учатся не стесняться выражать свои мысли и предлагать новые идеи.
И главное, что на занятиях арт терапии дошкольники наслаждаются результатом своей деятельности, созерцая свои картины и композиции. Чувствуют свой особенный вклад в общее дело, в прекрасное произведение искусства, которое радует глаз.
Арт терапия для дошкольников как метод работы с гиперактивными детьми
Арт-терапия - наиболее эффективный метод развития и коррекции поведения гиперактивных детей. Она не призвана научить ребенка лепке, рисованию или иной художественной деятельности, ее задача - решить проблемы моторики, эмоционально-волевой и сенсорной сферы.
Задача психолога при работе с группой гиперактивных детей – направить энергию в конструктивное русло, помочь расслабиться и раскрыться, озвучить и отпустить свои страхи.
Занятия по арт терапии, строятся на определенных принципах:
1. Возможность переключения на разные виды индивидуальной деятельности. Создание условий, где малыш может свободно себя вести, не теряя связи с окружающим миром является основополагающим принципом корректирующих занятий. При этом, свобода ребенка заключается в определенные рамки: педагог озвучивает план действий, малыш знает, что будет происходить дальше. Это уменьшает его напряжение, снимает тревожность.
2. Простота задач. Дети, признанные гиперактивными, несколько отстают от ровесников по уровню развитию мелкой моторики, они не могут выполнять тонкую, сложную работу. Наращивание сложности идет постепенно, в соответствии с развитием малыша.
3. Значимость результата. Гиперактивные дети нуждаются в возможности продемонстрировать свои достижения, осознать свою полезность, им необходима похвала, признание со стороны взрослых. Педагог должен формировать задания таким образом, чтобы после окончания деятельности малыш ощущал, что он выполнил поставленную задачу.
4. Доверительные, близкие отношения между детьми и педагогом, заинтересованность специалиста в общении, совместном творчестве, постоянная поддержка, неравнодушие к пожеланиям.
5. Стимуляция внимания с помощью сенсорных раздражителей: воды, красок, сыпучих продуктов, пластилина, теста и глины.
6. Использование творческих практик, предполагающих перемещение в пространстве. Они помогают справиться со сложностями, которые возникают из-за плохой концентрации внимания у активных детей.
7. Включение в групповые занятия, где ребенок будет выполнять несложные задачи, оказывать помощь команде. Это помогает гиперактивным детям постепенно избавиться от негативных оценок: «невнимательный», «невоспитанный», «не можешь довести дело до конца» и т.д.
8. Выражение тревожных ощущений через творчество и борьба с ними через осознание. Этот этап возможен только после того, как преподаватель заслужит доверие у малыша.
Для корректировки поведения гиперактивных детей не существует типовых рекомендаций, каждый ребенок уникален и нуждается в индивидуальной программе. Единственное правило, актуальное для любого малыша - это терпение.
Арт-терапия в работе с дошкольниками способна принести хорошие результаты. Малыш перестанет ощущать острое одиночество, начнет гордиться собой и переживать положительные эмоции, проявлять фантазию созидательного характера.
Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.
Арт-терапия – упражнения для детей – это:
- знакомство со своим внутренним «я»;
- формирование представления о себе, как о личности;
- создание позитивного самовосприятия;
- обучение выражению своих чувств и эмоций;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- , коммуникативных навыков, и способностей к различным видам творческой деятельности.
Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь своему карапузу побороть робость, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.
Всё, что нужно для занятий
Выбор расходных материалов ограничивается лишь пределами полёта вашей фантазии
Расходные материалы подбираются психотерапевтом в зависимости от того, какие задачи призвана решать арт-терапия в каждом конкретном случае. При выборе упражнений очень большое значение имеет возраст пациентов, а также их психическое и физическое состояние (травмы, генетические заболевания и т.п.).
- Если во время сеанса арт-терапии вы планируете рисовать, то запаситесь бумагой разных форматов или картоном. Цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, уголь - всё это поможет вам выразить свои переживания на холсте.
- Для создания коллажа вам понадобится то же самое, плюс ножницы, клей и вырезки из журналов и газет.
- Будете лепить - пластилин или глина вам в помощь.
- А решив музицировать, не зацикливайтесь на классических музыкальных инструментах. Ведь звучать может всё, что угодно.
Выбор материалов для упражнений с элементами арт-терапии ограничивается только вашей фантазией. Используйте всё, что считаете нужным. Это могут быть фотографии, природные материалы, ткани, фурнитура, крупы и ещё много чего.
Для сеансов подойдёт светлое уютное помещение с большими удобными рабочими поверхностями. Тихая классическая музыка не будет лишней. Она поможет вам расслабиться, раскрыться, настроиться на творчество.
Психотерапевт во время выполнения упражнений должен выступать в роли консультанта касательно творческого процесса, материалов и техник, но он ни в коем случае не должен влиять на создание работы и её толкование.
Всё, что нужно для упражнения «Тучки»
Рисуем с дошколятами
Детишкам в возрасте 3-4 лет арт-терапия помогает познавать мир, изучать свойства предметов и веществ, развивать мелкую моторику.
Упражнение арт-терапии «Отпечатки»
Отпечатки
А для этого упражнения вам понадобятся акварельные краски. Обмакивайте пальчики крохи поочерёдно в разные цвета, и пусть он ставит ими отпечатки на бумаге.
Оказывается, одним только детским пальчиком можно столько всего нарисовать
Дошкольнику или младшему школьнику, можно предложить, когда краска подсохнет, карандашом дорисовать отпечатки. Какие образы можно создать из них?
Угадайте, какое настроение у маленького художника
Автопортрет
Примерно в 3 года ребёнок начинает осознавать себя, как отдельную личность. Уже в этом возрасте можно пробовать анализировать его эмоциональное состояние с помощью автопортрета.
Попросите кроху нарисовать себя таким, каким он себя видит. Развивая тему дальше, пусть малыш изобразит членов своей семьи. Вы можете узнать из такого рисунка очень много о том, какое место в жизни ребёнка занимают родные и как он относится к каждому из них.
Упражнение «Автопортрет»
С ребятами, страдающими синдромом Дауна
Очень хорошо упражнения арт-терапии себя зарекомендовали при работе с детьми, страдающими синдромом Дауна.
«Солнечные» малыши, на первых этапах развития у них мелкой моторики, используют движения плечом и предплечьем. Чтобы помочь им развить ладонный, щепоточный и пинцетный захваты, можно использовать следующие упражнения.
Зёрнышки для курочки
Покажите ребёнку, как на горизонтально расположенном листе бумаги фломастером или карандашом оставлять точечный след. Как- будто вы рассыпаете зёрнышки. Пусть малыш попытается повторить ваши манипуляции, удерживая карандаш правильно.
Идёт дождик
Пусть кроха учится проводить вертикальные линии на горизонтальной поверхности.
Солнечные лучики
Усложняем задачу. Проводим линии в разных направлениях.
Детям с синдромом Дауна арт-терапия помогает развивать правильный захват
Зайчик прыгает по травке
Малыш рисует на вертикальной поверхности линии сверху вниз и снизу вверх.
Винни-Пух идёт в гости
Прорисовываем горизонтальные дорожки для Винни-Пуха на вертикально расположенном холсте.
Варим кашку для зверят
Круговыми движениями кисти рисуем каракули на бумаге (на горизонтальной и вертикальной поверхности), словно помешиваем кашу.
Следы по снегу
Учимся рисовать кисточкой способом примакивания. Кисть при этом располагается плашмя.
Салют
Используем для рисования способ касания, располагая кисточку вертикально.
Пинцетный захват формируется при помощи занятий лепкой и аппликацией. А также при нанизывании мелких бусин на нитку и при вытаскивании тонких нитей из ткани.
С детьми постарше можно выполнять уже более сложные упражнения, позволяющие диагностировать их психоэмоциональное состояние и корректировать его
С подростками
Для развития воображения и творческих способностей и для снятия напряжения и разрешения внутренних конфликтов у подростков уже можно использовать более сложные упражнения.
Цветок
Предложите ребёнку закрыть глаза и представить прекрасный цветок. Какого он цвета, какого размера, как пахнет, где растёт и что его окружает, какое у цветка настроение и какие проблемы? Почему бы не сочинить историю об этом цветке?
Очень важно, если подросток сочинил историю грустную, попытаться найти способы развеселить цветок, сделать его мир более красочным и счастливым. Естественно, облекая возникающие в воображении ребёнка образы в формы на холсте.
Упражнение «Маска»
Маска
Допустим, скоро в школе состоится бал-маскарад. И все должны будут явиться туда в масках. Почему бы ребёнку не смастерить себе маску собственноручно.
А потом можно разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу.
Сказка о герое
Что нужно, чтобы сочинить сказку? Всего-то ручка да чистый лист бумаги. С чего начать? В любой сказке должен быть герой или героиня. Потом логично придумать зачин.
Затем следует развить ситуацию. Пусть герой преодолевает препятствия, борется со злом, побеждает драконов, находит новых друзей, влюбляется, спасает, исцеляет и, в конце концов, получает всё то, к чему стремился.
После написания сказки можно попытаться найти сходство её героя с автором повествования и провести параллель между ними.
Упражнение «Работа с творческим мусором»
С родителями
Работа в группах. Индивидуальное рисование
В группах
Арт-терапией можно заниматься как в индивидуальном порядке, так и в группах. Групповые упражнения позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения и найти наилучший вариант её решения.
Человек – существо социальное. И все грани его натуры лучше всего открываются в процессе общения с себе подобными.
Это упражнение как нельзя лучше подходит для начала занятий в только что созданной группе. Каждый участник которой, используя бумагу и цветные карандаши (краски, мел, глину, уголь), пытается символически изобразить своё сиюминутное состояние на холсте.
Художником при этом ребёнку быть совершенно не обязательно. Рисуйте цветные линии и формы, каракули и кляксы, фигуры и образы. По окончанию работы члены группы делятся впечатлениями о каждом рисунке, при этом никак его не оценивая.
Рисование с партнером
Хорошо раскрывает тонкости . Члены группы делятся на пары. Большой лист бумаги располагается на столе между партнёрами, и каждый, предварительно внимательно посмотрев в глаза напарника, начинает рисовать – спонтанно, не задумываясь.
Общайтесь с помощью цветов, линий, форм. Постарайтесь узнать что-нибудь о своём партнёре, делитесь любыми ассоциациями и эмоциями, которые вызывает у вас рисунок напарника.
Когда закончите рисовать, можете обменяться своими впечатлениями от сеанса, проанализировать происходящее и свои ощущения во время совместного творчества.
Его преимущество в том, что участие в нём могут принимать все члены группы одновременно. Начните рисовать на листе бумаги (который получит каждый член группы, так же, как и цветные карандаши) что-то для себя очень важное.
По сигналу психотерапевта, передайте свой лист участнику слева, а сами получите от участника, находящегося справа от вас, его начатый рисунок, и продолжите работу над ним. Внося какие-то свои штрихи и дополнения.
По сигналу руководителя группы и этот рисунок передайте соседу слева, а сами получите от соседа справа следующий. И так – пока вам не вернётся ваш собственный рисунок, побывавший в руках всех членов группы и дополненный каждым из них в соответствии с их пониманием и ощущениями.
Попытайтесь разобраться в своих чувствах при виде этого коллективного творения. Поделитесь ими с другими членами группы.
Терапия искусством - это, прежде всего, простота самовыражения, возможность заглянуть в свой внутренний мир и сделать его светлее, веселее, красочнее
Техник и упражнений арт-терапии – великое множество. Они дают возможность ребёнку материализовать свой внутренний мир и взглянуть на него со стороны. Развивают моторику, воображение, творческие способности.
Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка и его психологическое состояние. Не пытайтесь влиять на результат. И вы довольно скоро убедитесь, что терапия искусством способна многое изменить в жизни вашего любимого чада и, соответственно, в вашей…
Видео «Психология на холсте. Как это работает?»
ИРИНА БРАТЦЕВА
Арт-терапия в работе с дошкольниками
Арт - терапия в работе с дошкольниками »
Тренинг для педагогов
Тема : Арт – терапия в работе с дошкольниками »
Целевая группа : воспитатели ОУ.
Цель : знакомство с нетрадиционными формами оздоровления детей в ОУ.
Задачи :
познакомить с новыми, современными технологиями оздоровления детей;
создание благоприятной обстановки для совместного сотрудничества в процессе арт-терапевтических игр .
Материалы и оборудование : мяч, музыкальное сопровождение для игр, бумага большого размера, листы бумаги, круги вырезанные из бумаги, кисти, краски, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, баночки с водой, ножницы, клей.
1. Теоретическая часть.
Современная жизнь диктует человеку особые условия : необходимо быть уверенным в себе, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. В соответствии с новыми современными требованиями образования перед дошкольными учреждениями стоит задача не только формировать у детей необходимые, знания, умения и навыки, но и максимально создать условия для укрепления их психологического и физического здоровья, социально адаптировать к школьному обучению, способствовать развитию творческого потенциала
Одно из таких направлений – это воздействие посредством изобразительного творчества – арт-терапия , или «терапия творческим выражением» .
Основные цели арт-терапии - самовыражение , расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности.
Методы арт-терапии применяются с дошкольниками разного возраста . Чтобы активизировать творческий процесс, стимулировать ребенка и разнообразить его сенсорный и эмоциональный опыт в ходе арт-терапевтических занятий детям предлагаются различные материалы (краски, уголь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, глина, песок). В конце каждого занятия происходит обсуждение чувств, вызванных работой с тем или иным материалом. В ходе занятий нередко используется музыка. Она воздействует на сознание в виде образов, вызывает эмоциональный отклик, снимает внутреннее напряжение, также используется движение и танец, сочинение историй. К самым популярным видам арт-терапии можно отнести :
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а так же работа с репродукциями , с различным художественным материалом : глиной, пластилином, бумагой, соломой.
Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей и взрослых;
Драматерапия – воздействие через театр, образы, а так же использование готовых материалов (фильмы, спектакли) ;
Данс-терапия – это все, что связано с движением : ритмопластика, танцевально двигательная терапия.
сказкотерапия,
игротерапия,
библиотерапия (коррекционное воздействие при помощи чтения специально подобранной литературы,
артсинтезтерапия (семь видов искусств, объединенных в единой тренинговой системе : ассоциации, живопись, стихосложение, драматургия, пластика, театр, риторика,
песочная терапия,
цветотерапия,
фототерапия (лечебно-коррекционное применение фотографии, видеотерапия,
маскотерапия,
анимационная или мульт-терапия.
Основные принципы и заповеди арт-терапии :
Фразы на подобии «Я не умею рисовать» , «Я не умею танцевать» , не принимаются! Задача «нарисовать, слепить, станцевать красиво» не то что не ставится, она вообще противопоказана. Главное – выплеснуть, вырисовать, вытанцевать, дать выход накопившимся эмоциям и стрессам, чтобы лучше понять, разобраться, переосмыслить, найти решение, избавиться и улучшить свое психическое и физическое здоровье. Поэтому в первую очередь работы должны анализироваться не психотерапевтом, а самим автором. Анализируя и просто созерцая свой «шедевр» , человек сам начинает осознавать суть своих проблем и пути их решения без чьей-либо помощи, без «костылей» . Как правило, происходит это не сразу и очень редко после завершения конкретной работы , поэтому свои творения нужно сохранять и время от времени к ним возвращаться, рассматривая их в разном настроении и с разных ракурсов.
Приемы арт-терапии можно включать как в индивидуальные, так и групповые формы работы . Несмотря на кажущуюся простоту метода, арт-терапия позволяет лечить :
Неврозы;
Повышенную тревожность;
Низкую самооценку;
Трудности взаимоотношений с окружающими;
Последствия стрессовых ситуаций и др.
Арт-терапия позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики. Арт-терапевтические занятия развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику рук, умение понимать партнера. Помогают снимать эмоциональное напряжение, негативные эмоции, отработать беспокоящие ситуации. Дают возможность попробовать новые роли, способы поведения и реагирования, активизируют функцию воображения детей. Дети с богатой фантазией более успешно решают нестандартные задачи, легче переживают неприятности и завоевывают уважение среди сверстников.
Изобразительные техники, используемые в работе с детьми :
Рисование сыпучими материалами (песок, сухие листья, крупы и др.) .
С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же используется в работе песок , крупы и другие сыпучие материалы.
Рисование пластилином.
Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.
Техника «Монотипия» .
На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
Рисование предметами окружающего пространства.
Дети могут рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Целенаправленное «раскачивание» двигательных и функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости - в частности, от ритуалов, - повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.
Рисование пальцами.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом.
Рисование под музыку.
Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе . Лучше использовать акварель или восковые мелки.
Техника марания (разбрызгивание красок) .
Игра с красками очень завлекает и завораживает, тем более, если разрешено брызгаться и «пачкать» лист красками. Дети выполняют такие работы с особым удовольствием и интересом.
Если на одной части листа оставить кляксы разного цвета, а затем сложить лист вдвое и снова его раскрыть, то получится оригинальный рисунок. Попросите ребенка дать название своему шедевру.
Техника «Мандала»
Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.
Рисование на мокрой бумаге.
Необычная работа может получиться , если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.
2. Практическая часть.
Педагогам предлагается принять участие в ряде игр и упражнений, носящий арт-терапевтический характер . Данные арт-терапевтические приемы педагоги в дальнейшем могут использовать в работе с дошкольниками .
Упражнение «Комплименты» (игровая терапия)
Цель : создание позитивного настроения, положительного микроклимата в группе.
Материал : мяч.
Ход. Педагог предлагает участникам встать в круг. Игроки передают друг другу мяч, при этом говоря своему соседу, справа комплимент, хвалят его, замечают его достоинства.
Упражнение «Рисунок в круге»
Цель : развитие рефлексии, познание внутреннего мира ребенка. Детям раздаются вырезанные из бумаги круги и предлагается с двух сторон нарисовать рисунок на тему : «Добро и зло» , «Белое и черное» , «Радость и горе» , «День и ночь» , «Веселье и грусть» . Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.
Упражнение «Прекрасный сад» (музыкотерапия,изотерапия)
Цель : познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения и эмоциональной сферы. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в саду. Вообразите себя цветком. Если бы ты был растением то, каким? Какие были бы у тебя листья? Были бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета? Цветы, распустившиеся или просто бутоны? Как выглядит твой стебель и корни? Где ты растешь, и что тебя окружает вокруг? Кто-нибудь ухаживает за тобой? А теперь ты возвращаешься обратно. Открой глаза и когда будешь готов, нарисуй свой цветок. Не беспокойся о том, как ты нарисуешь, главное, чтобы ты мог описать свой цветок. Все изображают себя в виде какого-либо растения, реального или выдуманного. По желанию могут рассказать о своем рисунке. Затем они его вырезают и размещают на большом листе бумаги, формируя огромный красивый сад. Затем можно послушать музыку и изобразить свой цветок в танце. Аналогично выполняется упражнение «Страна зверей» . Детям предлагается вообразить себя каким-либо зверем, нарисовать. Рассказать об этом животном. С кем оно дружит, чего боится, о чем мечтает, чему радуется. Затем изобразить в танце придуманный образ.
Игра «Аплодисменты друг другу»
Цель : снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу .
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
3. Заключение :
Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.
Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.
Спасибо за участие! До новых встреч!
К сожалению, не все дети развиваются так, как того хотели бы любящие родители. Различные психологические проблемы могут возникнуть у малыша даже в самой благополучной семье. И для их решения замечательно подойдет арт-терапия, включающая в себя огромное количество методов, приемов и форм работы. Очень удобно то, что использовать их можно не только на занятиях у профессионалов, но и в домашних условиях.
Суть понятия
Арт-терапия представляет собой комплекс психотерапевтических методов и приемов, ключевой особенностью которых является активное задействование искусства. Занимаясь творчеством, ребенок не только помогает внимательному взрослому понять свои проблемы, но и таким образом сам решает их. Впервые методика «лечения искусством» была применена в США после Второй Мировой войны для помощи детям – узникам концлагерей. Неожиданно оригинальные приемы оказались весьма результативными, поэтому данный вид терапии был изучен более детально.
Известно, что произведения искусства помогают избавиться от страха, отвлечься от проблем, поэтому взрослые люди включают классическую музыку, наслаждаясь ее дивными звуками, идут в музей и часами стоят, вглядываясь в полотно. То же самое происходит и с ребенком. Но для него необходимо подбирать задания более простые, комфортные по возрасту – например, создать собственное «произведение», в котором в нестандартной форме выразить свои мысли и переживания. Это и есть лечение искусством.
Цель и задачи
Основной целью занятий арт-терапией с детьми является организация им психологической помощи, решение проблем, которые могут стать препятствиями в дальнейшей взрослой жизни, борьба с комплексами и страхами, фобиями.
Задачи методики разнообразны:
- Диагностика психологической проблемы. На основании рассказа родителей и поведения малыша специалисту за ограниченное время бывает трудно определить, с чем именно он имеет дело. А анализ рисунков и поделок помогает получить ответы на многие вопросы. Эмоции, даже подавляемые, легко и безболезненно выходят наружу в процессе творчества.
- Синхронизация работы полушарий головного мозга.
- Организация помощи ребенку в управлении своими переживаниями и чувствами. Взрослые знают – бывает, достаточно выговориться, чтобы стало легче. Терапия искусством поможет малышу «выговориться» посредством творчества.
- Обеспечение контактов: ребенка и специалиста (или родителя), ребенка и внешнего мира.
- Раскрытие и развитие творческих способностей.
- Повышение самооценки маленького «пациента».
- Реализация эстетических потребностей.
- Снижение агрессии у «трудных» детей.
Использовать элементы такой терапии можно не только у профессиональных психологов. Даже дома несложно помочь малышу справиться с психологическими проблемами при помощи творчества.
О пользе терапии для дошкольников
Основное значение лечения искусством состоит в том, что ребенок в процессе создания чего-то нового становится более уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к самоанализу. Занимаясь творческой деятельностью, малыш не просто создает некий конкретный продукт, но и учится действовать по плану, достигать поставленной цели, находить альтернативу.
Все это поможет ему в дальнейшей взрослой жизни. Даже со вполне здоровыми детьми можно применять некоторые элементы и методы, чтобы помочь осознать себя и свое место в мире, познакомить с разнообразием форм искусства, реализовать творческий потенциал.
А малыши с какими-либо формами отклонений получат возможность развиваться, придумывать, фантазировать, веселиться. Исследования доказали, что различные формы арт-терапии оказывались очень полезными для детей-инвалидов, которым в процессе занятий удавалось раскрыть свое «внутреннее я». Также такая форма работы позволяет помочь ребенку, пережившему психологическую травму (например, ставшему жертвой насилия), принять действительность и справиться с ней. Заминаться можно с детьми от 3 лет, но главное – давать им задания, соответствующие возрасту.
Виды
Для работы с маленькими пациентами специалисты используют несколько видов арт-терапии. К числу наиболее востребованных относятся:
- сказкотерапия;
- песочная терапия;
- изотерапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок);
- библиотерапия (исцеление при помощи книг);
- имаготерапия (работа с театральными образами);
- фототерапия;
- цветотерапия;
- музыкотерапия.
В домашних условиях можно использовать элементы этих направлений. Чаще всего используется работа с художественным творчеством, дающая возможность расслабиться, проявить себя, отказаться от общепринятых рамок и раскрыть свою личность. Полезна и танцевальная терапия (кинезитерапия), которая помогает выразить эмоции и переживания в спонтанных движениях, обрести свободу, избавиться от застенчивости и комплексов, сбросить груз негативных эмоций. Групповые занятия позволяют дошкольникам научиться общению.
Песочная терапия основана на предоставлении малышу полной свободы действий. Он может лепить из песка все, что посчитает нужным, улучшая таким образом свое тактильное восприятие, а также творческое начало.
Имаготерапия поможет ребенку попробовать себя в новой роли, выстроить и «проиграть» определенную модель поведения, оценить результат, лучше разобраться в себе и своих поступках.
Сказкотерапия – замечательная форма работы с дошкольниками, поскольку полностью им понятна. Именно ее зачастую используют для самых маленьких пациентов, которым другие формы искусства пока не представляются привлекательными. Вариантов реализации несколько:
- прослушивание сказки, которую читает педагог (родитель);
- придумывание собственного произведения с разной степенью участия взрослого;
- ответы на вопросы, призывающие порассуждать, на основе прослушанного текста.
Организация занятия
Среди различных форм и приемов занятий можно выбрать такие, которые будут по душе конкретному малышу, выполняться им с удовольствием, а виды деятельности лучше всего чередовать, чтобы не допускать скуки. Предоставив ребенку свободу творчества, можно ожидать положительного эффекта.
При построении занятия использовать следует любой из двух основных приемов:
- дать малышу конкретное задание (например, нарисовать животное), но не особо ограничивая его в технике;
- ничем не стеснять малыша, дать ему, к примеру, краски и лист бумаги, чтобы он сам изобразил то, что посчитает нужным.
Использовать терапевтические элементы можно дома, не обращаясь к специалисту. Мама должна понимать, что детально проанализировать детские работы она едва ли сможет, но интерес, общение и дружелюбная атмосфера сделают свое дело и помогут решить некоторые психологические проблемы. Однако в наиболее сложных случаях, когда домашние занятия не дают результата, следует обратиться к специалистам.
Необходимые материалы
При выборе материалов нет каких-либо ограничений, они напрямую зависят от той методики, которая будет использоваться. Например, для терапии песком необходима компактная песочница.
При изотерапии могут потребоваться:
- кисти и краски;
- мелки;
- фломастеры;
- карандаши.
Популярная нынче мандалотерапия нуждается в специальном инструменте – мандале. Это раскраска в форме круга, в котором нанесен некий узор. Ребенок при закрашивании не только научится красиво и гармонично подбирать цвета, но и станет более спокойным и сосредоточенным.
Для тканевой методики потребуются кусочки различных материалов, из которых малыш будет создавать композиции. Можно также использовать и пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, – чтобы с их помощью создавать поделки. Такой улучшающий мелкую моторику метод называется тестопластикой.
Очень важно правильно организовать рабочее место юного творца, сделать так, чтобы ему было удобно. Если мама будет пристально следить, чтобы кроха не испачкал новые обои или не поставил пятно на ковер, результата не будет. Поэтому нужно заранее рассмотреть, какие материалы будут использоваться, и подготовиться к этому – например, закрыть светлые поверхности пленкой.
Примеры игр и упражнений
Существует большое количество упражнений для детей, которые помогут им избавиться от переживаний, раскрыться в творческой деятельности, повысить самооценку, разобраться в собственных чувствах.
Изотерапия
Рисовать любят дети всех возрастов, поэтому с крохами 3-4 лет можно заняться именно такими упражнениями, продолжив терапию и в более взрослом возрасте. Надо предложить малышу изобразить каракули на листе бумаги при помощи карандашей или фломастеров, ничем особо не ограничивая полета фантазии. Некоторым родителям удается даже найти некий смысл в пересечениях линий и штрихов, еще лучше понять своего малыша, но в целом интерпретация рисунков необязательна, главное – малыш выплеснул на бумагу все свои эмоции, переживания.
Можно использовать и другие интересные формы изотерапии:
- Рисование пальцами. Для этого потребуется лист ватмана (его с успехом заменят старые обои) и жидкие краски. Можно проводить пальчиками линии, поставить на бумаге разноцветные отпечатки ладони, попробовать придумать и воплотить законченную композицию.
- Рисования музыки. Некоторым скептикам упражнение может показаться бессмысленным, однако включив малышу классическое произведение и дав ему кисть и краски, можно получить неожиданный результат – оригинальное изображение того, как именно дошкольник понял музыку. Помогает научиться выражать свои эмоции при помощи рисования.
- Монотипия. Это методика создания рисунка при помощи отпечатков.
- Цветок. Взрослый просит малыша придумать некий сказочный цветок, представить, как он выглядит, какого цвета лепестки, а после – изобразить его на бумаге. Далее вместе с мамой ребенок продолжает творить, сочиняя сказку про цветок. Это не только помогает улучшить способность малыша фантазировать, но и приводит к снятию эмоционального напряжения.
- Рисование теннисным мячиком. На листе ватмана малыши рисует при помощи предварительно погруженного в краску мячика, потом можно додумать картину, придать ей смысл, дорисовав линии.
- Оформление окна. Дается установка – завтра по нашей улице будет проезжать сказочная принцесса, нам необходимо так украсить окно, чтобы ей понравилось. Для самой работы можно использовать краски, наклейки, блестки.
- Рисование страха. Взрослый предлагает ребенку визуализировать свой страх, нарисовать его, а после – порвать рисунок.
Все это интересно ребенку, доставит ему удовольствие и поможет справиться с некоторыми психологическими проблемами.
Песочная терапия
Это еще одна эффективная методика помощи ребенку, страдающему комплексами или страхами. Дома можно играть с песком, расположенным в небольших подносах, тазиках, старых противнях и иных плоских емкостях, желательно синего цвета (он успокаивает). Кроме того, потребуются и небольшие фигурки – куклы, деревья, домики. Их можно приобрести или изготовить самостоятельно, например, из плотного картона или фанеры.
Для малышей лучше всего провести знакомство с песочницей: показать, что на поверхности можно рисовать линии и фигурки, как песок пересыпается, как в него можно «зарыть» ладони. Это очень интересно ребенку.
Далее мама предлагает крохе создать в песочнице собственный мир, используя набор фигурок. Это может быть, например, миниатюрная модель города или волшебного царства. Задача ребенка – творить, используя свою фантазию, от родителей требуется дать установку и наблюдать со стороны. Не стоит поправлять ребенка, если что-то он делает не так, как хотелось бы взрослому, – процесс детского творчества порой непостижим.
Когда волшебный мир готов, необходимо обсудить результат с маленьким «строителем», узнать суть его идеи, кто является жителями, чем они занимаются. Внимательно выслушав ответы ребенка, родитель сумеет разобраться в его проблемах и предложить варианты их решения. Например, если все жители города напуганы тем, что на него периодически совершает набеги некое существо, можно подсказать ребенку построить специальную ловушку. Это поможет в борьбе с реальными страхами.
Другие виды
Для арт-терапии можно смело использовать лепку, но чтобы дошкольнику не стало скучно, необходимо использовать не только пластилин, но и иные материалы:
- макароны разной формы;
- крупы;
- природные материалы – желуди, шишки, семечки, камешки;
- пуговицы;
- бусинки, бисер, пайетки.
Создавая с их помощью композицию, ребенок сможет проявить фантазию и дать эмоциям выход.
Таковы некоторые упражнения из арт-терапии для дошкольников, которые действительно полезны для детей, помогают им справиться с проблемами и комплексами, научиться выражать себя, разобраться с чувствами и переживаниями. Главное правило, которого должны придерживаться родители, – ненавязчивость: малыш должен творить, создавать свое собственное произведение, а не «плясать под чужую дудку», не действовать по заранее определенному плану. Только в этом случае занятия окажутся полезными.
Не секрет, что многие заболевания и у взрослых, и у детей тесно связаны с психологическими аспектами. И без устранения первопричины, предпосылок, которые легли в основу недуга, вылечить человека довольно сложно. Для выявления скрытых психологических факторов болезни и для оказания помощи ребенку, у которого имеются проблемы со здоровьем, существует такой метод, как арт-терапия. О том, что она собой представляет и эффективна ли она, мы расскажем в этой статье.
Что это такое?
Арт-терапия включает в себя множество методов воздействия на психику и эмоциональную сферу ребенка искусством, творчеством, созиданием прекрасного. Арт-терапевтические занятия довольно широко используются детскими психологами, психотерапевтами, психиатрами, а также социальными педагогами и реабилитологами.
Посредством понятных и простых действий, которые составляют суть метода - рисование, танцы, музыка, лепка и т. д. – ребенок может открыть потаенные уголки своей души, выразить тревоги и волнение, которые не всегда в силу возраста или иных факторов может выразить словами.
Широкое применение упражнения арт-терапии получили в диагностике: психолог или психотерапевт по результатам детского творчества вполне может установить причины его беспокойства и даже заболеваний. Довольно успешно арт-терапия применяется в лечении и коррекции нарушений эмоциональной сферы, неврастении, постстрессовых расстройств, расстройств личности ребенка, некоторых психических заболеваний.
Увлекательные занятия помогают социальным педагогам в реабилитации трудных подростков, детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Педагоги используют упражнения и некоторые методы такого вида терапии в занятиях с детьми дошкольного возраста, поскольку они способствуют более гармоничному развитию личности. Довольно эффективной является арт-терапия в реабилитации детей-инвалидов. Результаты такого «лечения», на которое дети идут с большим удовольствием и энтузиазмом, порой превосходят результаты от традиционных медикаментозных и физиотерапевтических методов терапии.
Официальная медицина давно приняла и признала эти методы, благодаря чему арт-терапию часто включают в общий комбинированный курс лечения. Доступность и простота методов дают родителям дополнительные возможности: даже если на весь населенный пункт нет ни одного арт-терапевта, мамы и папы вполне могут освоить основные методы и виды арт-терапии самостоятельно и заниматься с ребенком дома.
Арт-терпия имеет богатое прошлое. Первым термин придумал художник Адриан Хилл, случилось это в 1938 году. Он успешно применил некоторые способы и методы при работе с пациентами противотуберкулезного центра. Затем техники были взяты на вооружение американскими психологами. Их в основном применяли для реабилитации ребят с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Самых потрясающих результатов удалось добиться в работе с малышами и подростками, которых вывезли из фашистских концентрационных лагерей во время Второй Мировой войны. Первая в мире профессиональная Ассоциация арт-терапевтов была учреждена в США в 1960 году.
Показания
Арт-терапия рекомендована большому кругу детей и подростков различных возрастных категорий. Противопоказаний к ней нет, поэтому заниматься может любой желающий, такая терапия не способна нанести вред психике и здоровью маленького пациента.
Но первостепенно методы и виды лечения искусством рекомендованы:
- ребятам, которые демонстрируют трудности с выражением чувств и эмоций (капризные, истеричные, замкнутые и стеснительные дети);
- ребятам, пережившим сильный стресс;
- детям, страдающим депрессией:
- эмоционально нестабильным ребятам;
- приемным детям, которые могут испытывать чувство собственной «ненужности», отторжения миром;
- детям и подросткам, которые находятся в состоянии конфликта с родителями и ровесниками;
- ребятам, в семьях которых царит неблагожелательная и психологически неблагополучная обстановка, а также детям из неполных семей;
- ребятам, страдающим различными фобиями;
- детям с аутизмом;
- детям-инвалидам от рождения (ДЦП и т. д.);
- детям, ставшим инвалидами в результате заболевания или травмы в осознанном возрасте;
- детям с низкой самооценкой;
- детям с нарушениями ЦНС, с задержкой речевого и психомоторного развития);
- тревожным и гиперактивным ребятам.
Заниматься можно с самого раннего возраста, некоторые методы даже подходят детям до года. На пользу занятия пойдут и родителям, поскольку основные методы эффективны и в отношении взрослых. А потому совместные занятия только приветствуются.
Виды
Искусство, от которого и берет свое название метод лечения, многогранно, поэтому и видов лечения искусством существует достаточно много. Основные методы таковы.
- Изотерапия (лечение рисованием) - широко применяется для диагностики психологических травм у ребенка, сложностей подросткового периода, у детей застенчивых и скрытных.
- Библиотерапия (лечение книжкой) - самый известный подвид этого метода - сказкотерапия, используемый для детей младшего дошкольного и школьного возраста.
- Музыкотерапия (лечение музыкой) - метод, который в диагностических целях используется редко, но широко и вполне успешно применяется для снятия повышенной тревожности, раскрепощения и релакса. Часто применяется для коррекции психологического состояния малышей и подростков с нарушениями зрительных функций.
- Драматерапия (лечение приобщением к театральному действу) - метод хорошо показывает себя в работе с тревожными и чрезмерно эмоциональными мальчиками и девочками.
- Куклотерапия (лечение кукольным театром) - метод разработан специально для занятий с детьми, у которых имеются нарушения речи, аутистического спектра, постстрессовыми расстройствами.
- Танцевальная терапия (воздействием танцем) - лечение, которое отлично зарекомендовало себя в решении проблем зажатых и скрытных ребят, детей, страдающими ЗПР (задержкой психического развития).
- Песочная терапия (манипуляции с песком и мелкими фигурками) - метод аналитической психотерапии. Применяется и в традиционной психиатрии для диагностики некоторых нарушений восприятия. Особенно эффективны такие уроки для детей-аутистов и малышей, переживших серьезные психологические травмы, насилие.
- Глинотерапия (лечение лепкой) - этот метод является разновидностью изотерапии, но имеет ряд преимуществ: во время лепки происходит стимуляция нервных окончаний на подушечках пальцев и на ладонях. Именно это дает положительные результаты в коррекции состояний у детей с нарушениями ЦНС, с нарушениями зрения, слуха, при энурезе и других патологиях.
Сегодня становятся популярными и сопутствующие разновидности арт-терапии, которые появляются по мере естественного развития технологий. Так, в последние годы набирает обороты фототерапия - метод, который применяют для детей подросткового возраста, особенно для так называемых «трудных» детей.
Создавая фотографии, выбирая ракурсы и композицию кадра, дети раскрываются, становятся более понятными для взрослого (родителя, психолога). Понимание мотивов и проблем конкретного маленького человечка позволяет взрослому найти единственно верный «ключик» к поведению и поступкам ребенка.
Цели
Только на первый взгляд скептически настроенного взрослого рисование или лепка из глины никак не решают основной проблемы ребенка, если у него неизлечимое заболевание или он стал жертвой психологического насилия. На самом деле процессы, которые происходят при арт-терапевтическом занятии, хоть и незаметны визуально, имеют огромное значение для реабилитации ребенка.
В первую очередь арт-терапия дает возможность ребенку выплеснуть наружу все негативные внутренние эмоции, которые зачастую и становятся причиной болезней (страх, гнев, раздражение, нетерпимость, неприятие окружающего мира). После переноса этих эмоций на лист бумаги, кусок глины, в танцевально-двигательную активность или в фотоснимок ребенок испытывает облегчение, а специалист-психолог или психосомат получает возможность выявить тревожные факторы, проблемы и беды маленького человечка, чтобы найти путь их решения.
Официальные источники энциклопедического свойства объясняют эффект от арт-терапии процессом сублимации - именно перенесение содержимого внутреннего мира наружу позволяет ребенку освободиться от негатива или ужаса, которые поселились в нем, и начать воспринимать мир иначе.
В качестве вспомогательной техники арт-терапия хорошо зарекомендовала себя в лечебной практике психиатров и психотерапевтов. Обучение ребенка рисованию или танцам позволяет взрослому быстрее наладить контакт даже с самым необщительным и замкнутым ребенком.
Доказано, что даже один курс арт-терапии повышает детскую самооценку, развивает в ребенке самоконтроль, прививает хорошую привычку анализировать и осознавать собственные чувства и эмоции, а также развивает творческие способности, которые, как известно, есть абсолютно у каждого человека на Земле.
Характеристика видов - как заниматься?
Отдельные виды арт-терапии нуждаются в отдельных пояснениях, поскольку многие родители хотели бы опробовать такие занятия со своими детьми. Давайте подробнее рассмотрим некоторые из видов.
Изотерапия
Нет на свете детей, которые не любили бы рисовать, а потому именно этот метод считается самым доступным и распространенным. Метод бывает пассивным и активным. В первом случае родителям придется водить ребенка в картинную галерею или показывать репродукции известных полотен дома, рассказывая, что на них изображено, почему и как. Обязательно нужно обсуждать с ребенком картину, давать устные характеристики персонажам и сюжету.
Пассивная изотерапия не подходит для очень маленьких детей, которые пока не в состоянии сформулировать мысли, а также для детей, для которых идентификация зрительных образов затруднена (слабовидящие и слепые). Вряд ли будет интересным данный метод и для подростков.
Активная изотерапия - это сам процесс рисования. При этом используется несколько техник. Для ребенка любого возраста подойдет так называемая проективная изотерапия, при которой можно позволить себе перенести на бумагу мечты, цели, планы, страхи и дискомфорт. Задания для таких рисунков могут быть любыми, лишь бы ребенок в ходе рисования мог представить ситуацию применительно к самому себе: «Я в будущем», «Как я провел день» и т. д.
Личностная изотерапия позволяет работать в основном с детьми младшего школьного возраста и старше. Суть в том, чтобы позволить ребенку вложить в рисунок свой стресс, тем самым освобождая себя от него. Для этого дается задание создать рисунок на вольную тему. Неограниченный тематикой, школьник сразу начнет изображать именно то, что волнует его больше всего.
Для ребят, переживших стресс, страхи можно применять технику «Нарисуй свой ужас». Собственно, это и есть тема рисунка. Не стоит удивляться, что ребенок использует черные и красные цвета, острые углы, непонятные формы. Чем более агрессивным будет рисунок, тем лучше.
Есть категория детей и подростков, которые рисовать не хотят. Для них специально созданы особые раскраски-антистресс. Большое количество мелких деталей, которые нужно раскрасить, помогут успокоиться, сосредоточиться, расслабиться.
Если мама решила заниматься изотерапией с ребенком, следует понимать, что каждый живописный «шедевр» необходимо обсудить с сыном или дочкой, постараться сделать так, чтобы ребенок рассказывал, что и почему изображено, как он лично относится к тому, что изобразил. В помощь начинающим можно порекомендовать почитать книгу Е. Свистуновой «Разноцветное детство» или книгу Армине Вороновой «Арт-терапия для детей и их родителей».
Библиотерапия
Лечение словом показывает отличные результаты для ребят различного возраста. В психотерапии чаще всего используют басни, сказки и рассказы. Применительно к детям большей популярностью пользуется сказкотерапия. Слушая сказку или басню, малыш может ассоциировать себя с тем или иным героем повествования. Он получает редкую возможность пережить самые разные страхи, пройти через различные испытания не проходя через них в реальности. Все стрессовые ситуации ребенок переживет в своем воображении.
Лечение книжкой очень полезно детям с задержкой психического и речевого развития. Оно обогащает их представления о мире, стимулирует интеллектуальные способности, позволяет найти свое место в социуме, а также дает представление о путях выхода из сложных ситуаций по примеру полюбившихся героев.
Родителям, которые хотели бы практиковать сказкотерапию, стоит обратить внимание на русские народные сказки с простыми и понятными сюжетами. Также рекомендуется прочесть пособие группы авторов Прохорова, Рубановой и Отрадновой «Исцеляющая сила сказки - сказкотерапия для взрослых и детей».
Музыкотерапия
О чудесных свойствах хорошей музыки знают все. Некоторые мамы включают классическую музыку не только своим маленьким детям, но и еще не рожденным малышам, во время беременности. Действительно, гармоническое воздействие звуков на кору головного мозга человека трудно переоценить.
Для детей дошкольного и школьного возраста доступна активная музыкотерапия. Для малышей - в основном рецептивная музыкотерапия. Рецептивным называется метод прослушивания музыкальных композицией, а активным - метод самостоятельного музицирования на музыкальных инструментах.
Для пассивного прослушивания подойдут классические мелодии, чаще всего в психотерапии используют музыку Баха, Моцарта, Вивальди. Она насыщена эмоциями и позволяет ребенку ассоциировать собственные чувства со звуками и гармонией (грусть, радость, ожидание чего-либо).
Для подростков и школьников среднего звена можно использовать специальные музыкальные композиции для релаксации и медитации.
Мама дома может практиковать музыкотерапию как сопутствующий метод при занятиях рисованием, лепкой, танцами. Негромкая и ненавязчивая музыка может играть практически постоянно - во время совместной уборки с ребенком, во время приготовления пищи.
Доказано, что пассивное прослушивание музыки снижает уровень эмоционального напряжения, позволяет расслабиться и избавиться от стресса. Активное музицирование пробуждает творческие способности, повышает коммуникативные навыки, способности к обучению. Так, дети, которые посещают музыкальную школу, более успешны в математике и черчении, в геометрии и изучении иностранных языков.
Для коррекции особых состояний и отдельных заболеваний существуют выделенные разновидности музыкотерапии. Чтобы узнать о них больше, можете прочесть такие книги: «Музыкотерапия при заикании» (С. Машура, З. Матейова), «Музыкальная терапия для детей» (Методическое пособие), «Основы музыкотерапии и гениальности» (А. Рощин), «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» (Д. Алвин).
Куклотерапия
Два выдающихся детских психолога И. Медведева и Т. Шишова разработали уникальный метод воздействия на детскую психику посредством кукольных представлений. Этот метод хорошо помогает в решении конфликтов и терапии фобий.
Задача взрослого – разыграть маленький импровизированный спектакль на тему происшествия или ситуации, которая травмировала ребенка. В главной роли будет кукла или мягкая игрушка, которой малыш всецело доверяет и которая является его любимой игрушкой. Каких кукол мама захочет использовать для домашних представлений, не имеет большого значения - подойдут и марионетки, и пальчиковые куклы, и куклы-варежки, а также самые обычные куклы и игрушки.
Что дает ребенку такой спектакль? Он снимает напряжение, позволяет малышу взглянуть на его проблему или страх со стороны. Мама может придумать истории любую концовку, тем самым подсказать ребенку выход из сложной для него ситуации. Помимо того, кукольное представление развивает, обучает и воспитывает.
Если фантазия родителей не настолько богата, чтобы придумать и разыграть историю, а действо потребует и голосового подражания, и определенных актерских способностей, можно воспользоваться опытом, изложенным в следующих книгах: «Дети, куклы и мы - руководство по куклотерапии» (Ирина Шишова, Татьяна Медведева), «Основы куклотерапии» (Л. Гребенщикова).
Песочная терапия
Это очень интересный метод, который позволит ребенку лучше понять себя, успокоиться и настроиться на выздоровление и преодоление различных жизненных трудностей. Домашние занятия потребуют определенных расходов - на приобретение набора для песочной терапии, но при желании его можно изготовить и самостоятельно. Набор представляет собой поднос, донышко и внутренние бортики которого выкрашивают в голубой цвет. Размеры подноса - 50Х70Х8 см. Понадобится очищенный желтый или белый песочек, вода и масса разных мелочей - от пуговиц до маленьких фигурок, ракушек, гальки.
Никаких умений не требуется. Ребенку и подростку наверняка придется по душе создание композиций из песка, рисунков пальцем, строительство мини-замков с использованием маленьких фигурок и ракушек. Занятие это простое и интересное как для взрослых, так и для малышей.
Что дает такое занятие? Ответ прост - ребенок может выразить в композиции все внутренние конфликты и переживания, страхи, стресс, опасения, ожидания. Если ребенок мал, маме обязательно нужно заниматься вместе с ним, следить, чтобы чадо не наелось песка, не проглотило или не вдохнуло мелкую ракушку, но навязывать малышу свое видение картины песчаного мира категорически запрещено. Лучше чаще интересуйтесь, почему этот предмет положен чадом туда, а этот - сюда.
Глинотерапия
Не пластилин, не кинетический песок, а именно глина имеет наибольший лечебный и профилактический эффект. Арт-терапевтические занятия лепкой из глины вполне можно проводить дома, используя специальные наборы для творчества. Глина теплая и приятная на ощупь, она улучшает кровообращение в пальчиках, процесс лепки из нее доставляет удовольствие и взрослым, и деткам.
Помимо развития моторики, глинотерапия способна помочь детям с задержкой развития речи, сложностями в выражении эмоций, ребятам с проблемным поведением. Очень полезны такие занятия для детей с ДЦП и другими формами параличей и порезов, ведь стимулируются нервные окончания и кора головного мозга.
Заниматься ребенок должен под присмотром взрослых, которым, в свою очередь, поможет книга «Глина с характером» (А. Лельчук).
Выводы
Не обязательно выбирать один метод, многие из них прекрасно сочетаются друг с другом: можно лепить под музыку, танцевать под музыку, рисовать и одновременно слушать лечебную мамину сказку. Как комбинировать занятия, решать только родителям.
Стоит отметить, что домашние занятия хороши для профилактики, для снятия ежедневного стресса, усталости. При возникновении проблем или заболеваний без видимых причин все-таки лучше посетить специалиста - врача-педиатра и детского психолога. Если ребенку понадобится коррекция арт-терапией, специалист даст индивидуальные рекомендации и подскажет, на каких методиках остановить свой выбор для решения определенной проблемы.
Сегодня лечение искусством более, чем доступно. Многие школы и детские сады принимают в штат собственного арт-терапевта или психолога с соответствующими знаниями и опытом. Если такой специалист есть, не стоит пренебрегать его советами, по возможности пусть ребенок посещает его.
Арт-терапия - метод вспомогательный. Не стоит думать, что только при помощи рисования или музыки можно вылечить тяжелые заболевания. Отказываться от лечения в пользу терапии искусством не стоит. Лучше всего их умело сочетать - результат будет отличным.
Все секреты арт-терапии для детей смотрите в следующем видео.