Конспект занятия какие бывают эмоции. Тренинговое занятие для дошкольников "мои эмоции". "Эмоции правят мной или я ими?"
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели занятия:
- Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.
- Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.
- Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
- Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения.
- Развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов.
- Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.
- Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.
Словарь терминов
Эмоция
–это наши настроения и
переживания, которые сопровождают события нашей
жизни.
Радость
–это когда нам хорошо от
чего-то сделанного, от общения с мамой, другом, от
того, что нам дарят подарки, нам весело. Легкие
морщины у глаз, глаза слегка сощурены, верхняя
губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и
обычно отведены назад, нижняя челюсть
расслаблена, рот может быть приоткрыт.
Злость
– когда мы на кого-то злимся,
например, на того, кто нас незаслуженно обидел,
кто нас побил, обозвал… Тесно сжатые брови,
горизонтальные складки на переносице, нос
раздут, зубы стиснуты, шея судорожно стянута, при
этом руки могут быть сжаты в кулаки.
Оборудование: конверт с письмом; волшебный мешочек с различными предметами, шарф; магнитофон и аудиозапись песен «Если добрый ты», «Улыбка»; шкатулка с медальками для каждого ребенка; 3 ладошки из цветного картона;игрушка ежик, который смеется.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Здравствуйте, ребята!
Я шла к вам на занятие и встретила по дороге
почтальона. Он передал мне необычное письмо.
Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад
«Золотой ключик» детям. Это письмо вам. От
кого оно? От смешарика Ежика. Знаете такого?
Прочтем письмо? Слушайте внимательно.
Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны
Смешариков. Если кто меня не знает высылаю свою
фотографию (2 слайд). Любимое мое занятие –
составление разных коллекций: фантиков, грибов,
кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу
везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем
недавно я забрел в один из таких лесов в поисках
чего-то нового для своей коллекции.
И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял
красивый дворец (3 слайд). Мне стало интересно и я
зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции:
радость, злость, испуг, удивление и другие (4 и 5
слайды).
Оказалось, что в этот день в их царство пробрался
злой волшебник Грустиплач (6 слайд). Он перессорил
все эмоции между собой, а я очень люблю всех
мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую.
И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на
меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой
смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть
мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для
этого выполните задания злого волшебника
Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что
вы легко справитесь со всеми его заданиями.
– Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?
– При каждом правильно выполненном задании мы
будем ближе подходить к замку злого
волшебника Грустиплача, чем ближе будем
подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы
его не видим.
– Приступим к первому заданию.
Упражнение «Изобрази эмоцию»
Грустиплач дает такое задание: изобразить двух жителей дворца эмоций. 1 пиктограмма – радость (7 слайд).
– А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза
блестят, на губах улыбка)
.
– Посмотрите какие красивые лица у тех, кто
радуется (8 слайд).
– Ребята, а когда вам бывает радостно? (Когда
приходит мама, читают книги, покупают игрушку,
сладости...)
– Видите, как много у нас поводов для радости (9
слайд).
– Вспомните, что-нибудь радостное и когда я
досчитаю до 3 все вместе изобразим радость.
Хорошо. Вот и уже немного стал виден дворец злого
колдуна Грустиплача (10 слайд).
2 пиктограмма – злость.
– Как выглядит человек, когда злится? (Лицо
сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые)
– 11 слайд.
– Какие мы некрасивые, когда злимся (12 слайд). А
когда вы злитесь? (Когда обижают, что-то не
получается)
– 13 слайд.
– Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы
злимся. (Еще один кусочек дворца – 14 слайд).
Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»
– Грустиплач считает, что если человек злится,
то это может продолжаться очень долго. Как вы
считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро
ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать
что-нибудь красивое, побить подушку, порвать
бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть
интересный мультик, почитать веселую книгу,
съесть конфетку, полепить из пластилина,
побегать на улице, попускать мыльные пузыри)
–
15 слайд.
– Злиться вредно для здоровья. С какими людьми
приятнее общаться: с добрыми или злыми?
– Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ
на этот вопрос. (16 слайд).
Игра «Кричалки-хлопалки-молчалки»
– Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за
задание?
Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это
задание, потому что здесь нужно быть очень
внимательными и запомнить порядок выполнения
действий (17 слайд). А порядок такой: Если я покажу
синюю ладошку, то нужно всем вместе громко
кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем
вместе громко хлопать, если красную, то нужно
сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и
потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно
выполняем это задание злого волшебника (18 слайд).
Игра «Волшебный мешочек»
– Грустиплач сложил в этот мешочек разные
небольшие предметы и заколовал мешочек так,
чтобы вы с закрытыми глазами на ощупь не смогли
угадать, что там находится. Кто первый рискнет
справиться с этим заданием?
– Молодцы! Еще одна часть замка появилась (19
слайд).
Упражнение «Найди отличия»
– Перед нами следующее задание (20 слайд).
Грустиплач как мог нарисовал двух жителей дворца
эмоций. Какие это эмоции? Они вроде бы немного
похожи, но на самом деле у них есть 5 отличий.
Нужно найти все отличия.
– Молодцы, вот и последняя часть замка появилась
(21 слайд).
Упражнение «Башня радости»
– А вот и Ежик, но к нему еще не вернулся смех (22
слайд). Грустиплач всегда грустный, злой и очень
часто плачет, чтобы действие его волшебства
закончилось и к Ежику вернулся смех, нужно
построить башню радости.
Для этого каждому по очереди нужно рассказать,
что ему нравится или что его радует. Я назову, что
мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по
очереди будете подходить, называть, что вам
нравится или что вас радует и класть свою руку на
мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас
получилась, а Ежик снова смеется. Тихонько
садитесь на места, а Ежик в знак благодарности и
на память о нашем сказочном занятии дарит вам
волшебные медальки со своей фотографией, а на
обратной стороне написано волшебное слово
«Улыбнись». Пусть когда вам грустно или вы
злитесь, то эта медалька вам поможет стать
веселее и добрее. (Под песню «Улыбка каждому
вручается медалька с изображением Ежика).
– Наше сказочное занятие подошло к концу.
– Что вам запомнилось и понравилось?
– Какая эмоция вам больше всего понравилась?
– У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.
Список литературы:
1. В мире детских эмоций: пособие для
практических работников ДОУ [Текст]/ Т.А.
Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина
. –
М.:Айрис-пресс, 2007.– 160
с.
2. Лютова, Е.К, Монина, Г.Б.
Тренинг
эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е.К.
Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство
«Речь», 2001. – 190 с.
3. Семенака С.И.
Социально-психологическая
адаптация ребенка в обществе.
Коррекционно-развивающие занятия [Текст]/ С.И.
Семенака. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
4. Тарасова, Т.А., Власова, Л. В.
Я и моё
здоровье: Практическое пособие для развития и
укрепления навыков здорового образа жизни у
детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения
и дидактические игры [Текст]/ Т.А. Тарасова, Л. В.
Власова. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с.
5. Хухлаева, О.В., Хухлаева, О.Е., Первушина, И.М.
Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить
психическое здоровье дошкольника [Текст]/ О.В.
Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. – М.:
Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224с.
6. Жигалова, Н.Ю., Куликова, И.Н.
Валеологические развлечения и игры в детском
саду [Текст]/ Н. Ю. Жигалова, И. Н. Куликова.//
Дошкольная педагогика. – 2007. – № 5.– С. 16-18.
7. Зедгенидзе, В.Я., Ерошкина, Н.Г.
Коррекция
нарушений эмоционально-личностного развития
дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ В.Я.
Зедгенидзе, Н.Г. Ерошкина. // Справочник старшего
воспитателя. – 2009. – № 1. – С. 35-37.
8. Бикташева, Н.П.
Страна разноцветных эмоций
[Текст]/ Н.П. Бикташева. // Воспитатель ДОУ. – 2011.–
№ 1. – С. 51-52.
Занятие «Мои эмоции».
Цели: знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей; совершенствование навыков общения, формирование у обучающихся умение понимать друг друга.
Оборудование : пиктограммы эмоциональных состояний, демонстрационный материал «Чувства. Эмоции».
Ход занятия .
Вступление. Ритуал приветствия.
Приветствие. «Хорошее настроение».
Разминка. Игра «Наоборот».
Цель: Развитие мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего с первого раза.
Детям называются разные слова, при этом бросается мяч кому-нибудь из детей, тот, кто поймает мяч, должен говорить их противоположные значения:
Основная часть.
Психолог: «Наше занятие называется «Мои эмоции». Сегодня мы будем говорить об эмоциях, которые испытывает человек. Будем учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов.
Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? Скажите мне, а что обозначают слова радость, злость, грусть? Правильно, это эмоции.
Упражнение «Назови эмоцию».
Цель: закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).
Психолог: «Сегодня к нам в гости пришли братья-гномики (показать). Они познакомят нас с эмоциями.
Скажите мне, какой первый гномик? (Радостный) . А как вы догадались? Какое у него лицо? Какие у него глаза? Что происходит с его губами? (Показать).
А какой второй гном? (Злой) . Правильно, давайте опишем его лицо. Какие у него глаза, рот, зубы?
Да, мы научились узнавать такие эмоции, как радость, страх, злость, грусть.
Игра «Собери эмоцию или
Работа в тетради «Разукрась ткань».
Цель: Развитие навыков межличностного общения, умения определять эмоциональное состояние.
Дети под музыку свободно передвигаются, держа каждый свою половинку. Как только музыка останавливается, дети должны найти себе среди ребят пару так, чтобы ваши половинки образовали целую картинку.
Знакомство с эмоциональными состояниями (удивление, любопытство).
Цель: Формирование представления детей об эмоциональных состояниях (удивление, любопытство).
Психолог: «Сегодня мы познакомимся еще с двумя эмоциями. Это удивление и любопытство. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
К нам выбежал еще один гном. (Показать рисунок). Как вы думаете, какой он? Что он делает? Правильно, этот гном удивляется .
Птичка пролетит, облако проплывет, распустится красивый цветок, – все вызывает у гномика удивление. Давайте внимательно рассмотрим гномика. Какие у него брови?... Правильно, они подняты вверх. Глаза? ... Они широко раскрыты. Губы?... Они растянуты и похожи на букву «О».
А вот еще гномик. Какой он? Да, он любопытный . Видите, какие у него глазки? Они смотрят пристально. Рот полуоткрыт. Давайте вспомним случаи, когда мы испытывали любопытство. (Интересный рассказ, картинка, мультфильм).
Этюд «Теремок».
Цели: совершенствование навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой) – средствами человеческого общения.
Дети пробуют с помощью слов, мимики и жестов выразить различные эмоции. Для этого разыгрывается сказка «Теремок». В этой сказке все персонажи разные.
Мышка – грустная,
лягушка – веселая,
зайка всех боится,
лиса – любопытная,
волк – злой,
медведь – удивленный.
Конец сказки – другой. Мишка не будет ломать теремок, а попросит зверей: «Пустите меня в теремок». И звери его пустят.
Упражнение «Закончи предложение».
Детям раздаются карточки. Каждый должен по очереди читать предложение и заканчивать его. (Мне радостно, когда…Маме грустно, когда… Учительница удивляется, когда… Ребенок злиться, когда… Малышу страшно, когда… Мне любопытно, когда…)
Упражнение «Пирог эмоций».
Цели: снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности.
Детям предлагается испечь пирог только с хорошими эмоциями и угостить всех собравшихся в классе. Дети повторяют слова учителя.
Взяли мы немножко смеха ,
И немножечко успеха ,
Удивления на ложке,
Любопытства поварешку,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке.
А потом пирог делили
И гостей всех угостили.
Все ладошки подставляйте,
Угощенье получайте!
(Дети делятся воображаемыми кусочками пирога друг с другом и с гостями).
Психолог: «Ребята, вам понравилось угощать друг друга, а наших гостей? Что вы испытываете сейчас, угостив гостей, сделав им приятное? Как вы считаете, приятно дарить радость?»
Упражнение «Цвет настроения».
Цель: развитие умения определять свое эмоциональное состояние.
Детям предлагается выбрать для себя цветок. Кому сейчас радостно, должен выбрать красный цветок, грустно – синий цветок, кто испытывает спокойствие – выбирает желтый цветок.
Заключительная часть. Ритуал прощания.
Упражнение «Доброе животное».
Занятие: «Наши эмоции»
Цели: закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений.
Задачи:
Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.
Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
Воспитывать доброжелательность, сочувствие.
Предварительная работа:
– знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, брезгливость, страх, злость, обида).
– проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения.
Ход занятия
Дети входят в группу.
Психолог:
Приветствие гостей.
Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами!
Ритуал приветствия.
Игра-упражнение “Передай улыбку по кругу”
Психолог. У меня сегодня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).
Сегодня у нас с Вами не обычное занятие, мы совершим путешествие по стране эмоций.
А теперь послушайте мою историю...
Девочка Маша первый раз пришла в детский сад. Она вошла в раздевалку, переоделася, познакомилась с воспитателями и подошла к двери в группу. Она чуть приоткрыа дверь и заглянула внутрь. На ее лице было вот такое чувство (покажите пиктограмму "робость"). Оно называется…. Давайте попробуем изобразить его. Глаза чуть опущены. Голова слегка наклонена в бок. Кто хочет изобразить Машу?.. Что могут сделать дети, чтобы помочь девочке?.. . Хорошо!
Упражнение «Друг к дружке» (см. Фопель К. Как научить детей сотрудничать)
Психолог: Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.
Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберете себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга в парах самыми разными частями тела: ладонями- внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами, бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т.п.
Психолог стимулирует творчество учащихся в придумывании необычных приветствий.
Упражнение «Прогулка в лесу».
Цель: развитие воображения и мимически – пантомимических реакций.
Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Все дети выстраиваются в затылок и идут в помещении змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия.
Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежники, ком, движутся, по,узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болото, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.
Ответы детей.
Прислушайтесь: что-то трещит; паутина летает, пауки выползают; полянка плачет, не хочет быть тёмной и мрачной. Не испугаемся? Хорошо, попробуем освободить лесную поляну от страхов.
Мимическая гимнастика «Победи свой страх»:
Расступился тёмный лес, превратились страхи в солнечных зайчиков. Прыгают они прямо в руки – тёплые, добрые, ласковые!
Упражнение «Солнечный зайчик». релаксация
Педагог. А теперь закроем глаза. Пусть каждый представит себе, что в глаза ему заглянул солнечный зайчик. Закройте их ладошками. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, рту, щечках, подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с солнечным зайчиком вам стало спокойно, так что каждый может внимательно прислушаться к себе, почувствовать свое настроение, свои желания. Теперь вы можете открыть глаза.
Тихо все. На ветке замер каждый лист.
Из кустов несется соловьиный свист.
Потемнело небо там, в дали лесной.
Солнце закатилось, и настал покой. (И. Лопухина)
Эмоция «Спокойствие»
Психолог. Ребята хорошо в волшебном лесу, но нам пора вернутся.
Игра-упражнение “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”
Психолог.
Психолог прикасается рукой к плечу каждого ребенка и говорит: “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”,
Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.
Игра «Азбука настроения».
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
(И. Белопольская)
(Детям, сидящим за столом, раздается по конверту с набором из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием
Психолог: Внимательно рассмотрите свои карточки... А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен, радуется... и т. д.
(В игре можно использовать пиктограммы - подсказки с изображениями основных эмоций. Задача детей: в своем наборе отыскать персонаж с такой же эмоцией.)
Психолог: А теперь внимательно послушайте стихотворение и попытаться найти неточности.
Это правда или нет?
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?
(Пер. с болг. А.Александровой)
Эмоция «Удивление»
Поиграем в игру «Закончи предложение».
Начало этих предложений будет такое:
Радость - это...
Удивление - это..
Страх - это...
Злость - это...
Грусть - это…
Весела я, весела,
Ножками я топаю,
Я танцую, я пою
И в ладоши хлопаю. (И. Лопухина)
Эмоция «Радость»
Игра « Что может поднять тебе настроение». Скажите, что может поднять ваше настроение? Может быть, веселая шутка, хорошая передача по телевизору, цветы, цирк, книга, рисование, воздушный шарик или …, быть может, таблетки, уколы?
Игра «Паутинка»
Представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле...
Например:
Пусть избавятся от болезней;
Пусть долго живут;
Пусть у всех будет дом;
Пусть все дружно живут;
Пусть все будут счастливы...
И тогда все люди станут радостными!!!
Всем спасибо!
Обратная связь:
Психолог: Дети а что сегодня Вам на занятии понравилось больше всего?
(ответы детей)
Ритуал прощания
Жданова Ксения Николаевна
учитель начальных классов
МОУ «Хотьковская начальная общеобразовательная школа №3»,
г. Хотьково, Сергиево-Посадского района.
План-конспект внеклассного мероприятия с учащимися
1 класса
на тему
«Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?»
Задачи:
Мотивировать детей на изучение собственного эмоционального мира;
Наполнить содержанием понятие «эмоций»;
Способствовать осознанию детьми собственных эмоций;
Материалы: альбомы для рисования, набор карточек «Азбука настроения», фотографические изображения эмоций детей и взрослых, музыкальные композиции, ватман, модели цветов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Я очень рада вас приветствовать на нашем занятии по психологической азбуке и по традиции я вас приглашаю в круг, чтобы поприветствовать друг друга!
Упражнение «Переходящее пожелание».
Ведущий: Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. Сейчас мы будем передавать по кругу игрушку и говорить друг другу комплименты или желать что-либо при этом у каждого из нас с лица не должна сходить улыбка.
Спасибо вам за участие! Прошу занять свои места, но не садится!
2. Работа по теме.
Игра «Превращения в животных»
Ведущий: В этой игре вы будете превращаться в разных животных и показывать, что они чувствуют, переживают. Покажите:
Испуганного зайчика, который в страхе прячется от волка (сидит в кустах и дрожит);
Как печалится и грустит козленочек-Иванушка из сказки про Алёнушку;
Как выглядит любопытный енот;
Как страдает гадкий утенок от придирок своих сородичей;
Как сердится лев – царь зверей;
Как радуется неунывающая мартышка из мультфильма «38 попугаев»;
Как испытывает удовольствие кот на солнцепеке.
Все то, что переживали, чувствовали животные, которых вы показывали, это и есть ЭМОЦИИ.
Беседа-объяснение по теме «Что такое эмоции?»
Ведущий: Тема нашего занятия – «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?».
Что такое эмоции мы с вами уже поняли благодаря предыдущему упражнению. Итак, эмоции – это то, что переживают и чувствуют как животные, так и люди.
А чтобы понять какие бывают эмоции, давайте для начала вспомним, когда в последний раз вы сильно удивились? (например, я недавно ехала в электричке и увидела лису)
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы удивляемся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы было изображено удивление!
Ведущий: А бывает ли, что вы обижаетесь? Что обычно вас обижает?
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы обижаемся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена обида человека!
Ведущий: Расскажите, какие события могут вас обрадовать. Как можно ваше настроение сделать радостным?
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы радуемся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена радость!
Ведущий: Если вы сердитесь, сильно злитесь, то в каких ситуациях это происходит?
Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы сердимся.
А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена злость, досада!
Ведущий: Скажите, пожалуйста, а благодаря чему окружающие нас люди понимают, что мы чувствуем и переживаем? Что в нас показывает наше настроение?
- выражение лица - мимика
- движения рук, поза тела – жесты
Действительно, иногда стоит посмотреть на человека, чтобы понять, что он чувствует и понять его настроение.
Ведущий: Итак, не только животные – герои любимых сказок и мультфильмов – могут переживать различные эмоции, но и вы сами способны в разных ситуациях, после некоторых событий испытывать определенные эмоции.
Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции – радость, счастье, удивление, удовольствие.
Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции – грусть, обиду, страх, злость.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей,
Влияет, без сомненья, на всех нас настроение!
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Избавит от сомнений вас «Азбука настроения»!
3. Задание «Угадай эмоцию».
Детям раздаются карточки из набора «Азбука настроения».
Рассмотрите рисунки, на которых мышки, попугай и дама находятся в разном настроении. Каждый из вас сейчас попробует выйти сюда и изобразить эмоцию данного персонажа, а мы все вместе попробуем догадаться какая это эмоция.
По ходу упражнения каждому ребенку задается вопрос: «какая это эмоция: отрицательная или положительная?»
4. Коллективное задание «Цветы эмоций».
Каждому ребенку раздаются цветы и карандаши. На цветке каждый ребенок должен нарисовать любую понравившуюся ему эмоцию. Затем все цветы наклеиваются на один общий ватман, должен получиться «букет эмоций». Дети работают под музыку.
Ребята, скажите, пожалуйста, что вам запомнилось из сегодняшнего занятия больше всего?
Подведение итогов занятия «Какие эмоции я знаю?»
Для подведения итогов (при наличии времени) детям можно раздать индивидуальные карточки задания по определению эмоционального состояния нарисованных персонажей.
5. Заключительное упражнение «Счастья, радости, добра…»
Участники встают в круг, берутся за руки. По очереди каждый игрок произносит: первый – счастья, второй – радости, третий – добра, четвертый – счастья, пятый – радости, шестой – добра и т.д. Когда все, стоящие в кругу, таким образом получили «свое слово», дети все вместе произносят «желаем вам друзья».
Давайте поаплодируем друг другу за замечательное занятие и работу!
Дополнительные упражнения по теме.
Детям для прослушивания даются фрагменты различных музыкальных композиций (различного темпа и настроения). Ребята должны угадать какое настроение пытался передать композитор и объяснить, почему они так думают.
Упражнение «Передай эмоцию».
Дети встают друг за другом, «смотрят в затылок». Ведущий стучит первого учащегося по плечу и показывает ему какую-либо эмоцию, тот в свою очередь стучит по плечу своего соседа и пробует передать ему точно такую же эмоцию.
Задание «Этюды».
Детям раздаются тексты небольших сценок, где герои испытывают разные эмоции. Ребята по очереди показывают сценки, остальные «зрители» угадывают эти эмоции.
ЭТЮДЫ ДЛЯ РАЗЫГРЫВАНИЯ
Этюд «Два ежика»
Два друга-ежика шли по лесу и услышали – в траве что-то тикает. Сначала они испугались тиканья, а потом осторожно подошли ближе и с любопытством начали рассматривать незнакомый предмет. (Загаданы страх и любопытство)
Этюд «Медведь и еж»
Косолапый медведь случайно задел ежа и укол себе лапу. Медведь обижается на ежа, а тот чувствует себя виноватым. (Загаданы обида и вина)
Этюд «Волк и заяц»
Волк гонится за зайцем, но заяц быстро убежал и скрылся. Волк его не догнал, остался голодным и горюет, а заяц радуется. (Загаданы радость и страдание)
Этюд «Гадкий утенок на птичьем дворе»
Гусь с презрением, свысока относится к гадкому утенку, а он очень грустит из-за этого. Только цыпленок жалеет его. (Загаданы презрение, грусть, жалость)
Этюд «Лев и птичка»
Грозный Лев – царь зверей рассердился на птичку-невеличку. А она сильно испугалась его рычания. (Загаданы гнев/злость, испуг).
Этюд «Котенок и его мама»
Котенок-шалун нечаянно разбил новую вазу. Мама его ругает, а он чувствует себя виноватым. (Загаданы недовольство, вина)
Можно вспомнить сказку К. Чуковского «Федорино горе». Дети читают с нужной интонацией следующие фразы действующих лиц, а остальные пытаются догадаются об эмоциональном состоянии героев:
«Испугалася коза, (вопросительно)
растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
Но ответило корыто: (сердито) «На Федору я сердито». И сказала кочерга: «Я Федоре – не слуга!»
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (жалобно) Жить вам было нелегко!»
И заплакали блюдца: «Не лучше ли вернуться?» (вопросительно)
И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!» (жалобно)
И сказала скалка: (сочувственно) «Мне Федору жалко». И сказала чашка: «Ах, она бедняжка!»
«Уж не буду, уж не буду (ласково) Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить и уважать».
Список использованных источников:
- К. Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
К. Фопель «Энергия паузы» Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2001.
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.. «Психологическая азбука. Начальная школа. Первый год обучения». – М.: Ось 89., 2008г.
Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Эмоции и чувства людей». -. Игра «Забавы в картинках».
Конспект НОД в средней группе по теме "Такие разные эмоции"
Задачи занятия:
- Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.
- Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.
- Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
- Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения.
- Развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов.
- Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.
- Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.
Словарь терминов
Эмоция
-это наши настроения и переживания, которые сопровождают события нашей жизни.
Радость
-это когда нам хорошо от чего-то сделанного, от общения с мамой, другом, от того, что нам дарят подарки, нам весело. Легкие морщины у глаз, глаза слегка сощурены, верхняя губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и обычно отведены назад, нижняя челюсть расслаблена, рот может быть приоткрыт.
Злость
- когда мы на кого-то злимся, например, на того, кто нас незаслуженно обидел, кто нас побил, обозвал… Тесно сжатые брови, горизонтальные складки на переносице, нос раздут, зубы стиснуты, шея судорожно стянута, при этом руки могут быть сжаты в кулаки.
Оборудование: конверт с письмом; волшебный мешочек с различными предметами, шарф; магнитофон и аудиозапись песен «Если добрый ты», «Улыбка»; шкатулка с медальками для каждого ребенка; 3 ладошки из цветного картона;игрушка ежик, который смеется.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сюрпризный момент
- Здравствуйте, ребята!
Я шла утром в детский сад и встретила по дороге почтальона. Он передал мне необычное письмо. Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад «Колобок» детям. Это письмо вам. От кого оно? От Смешарика Ежика. Знаете такого? Прочтем письмо? Слушайте внимательно.
ПИСЬМО
Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны Смешариков. Если кто меня не знает высылаю свою фотографию Любимое мое занятие - составление разных коллекций: фантиков, грибов, кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем недавно я забрел в один из таких лесов в поисках чего-то нового для своей коллекции.
И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял красивый дворец. Мне стало интересно и я зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции: радость, злость, испуг, удивление и другие эмоции.
Оказалось, что в этот день в их царство пробрался злой волшебник Грустиплач.Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями.
Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?
- При каждом правильно выполненном задании мы будем ближе подходить к замку злого волшебника Грустиплача, чем ближе будем подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы его не видим.
- Приступим к первому заданию.
Упражнение «Изобрази эмоцию»
Грустиплач дает такое задание: изобразить двух жителей дворца эмоций.
1 пиктограмма - радость .
А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза блестят, на губах улыбка)
.
- Посмотрите какие красивые лица у тех, кто радуется.
- Ребята, а когда вам бывает радостно? (Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости...)
- Видите, как много у нас поводов для радости.
- Вспомните, что-нибудь радостное и когда я досчитаю до 3 все вместе изобразим радость. Хорошо. Вот и уже немного стал виден дворец злого колдуна Грустиплача.
2 пиктограмма - злость.
Как выглядит человек, когда злится? (Лицо сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые)
- Какие мы некрасивые, когда злимся.А когда вы злитесь? (Когда обижают, что-то не получается)
.
- Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы злимся. (Еще один кусочек дворца.
Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»
Грустиплач считает, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри) .
- Злиться вредно для здоровья. С какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми?
- Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ на этот вопрос.
Игра «Кричалки-хлопалки-молчалки»
Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за задание?
Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это задание, потому что здесь нужно быть очень внимательными и запомнить порядок выполнения действий (17 слайд). А порядок такой: Если я покажу синюю ладошку, то нужно всем вместе громко кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем вместе громко хлопать, если красную, то нужно сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно выполняем это задание злого волшебника (18 слайд).
Игра «Волшебный мешочек»
Грустиплач сложил в этот мешочек разные небольшие предметы и заколовал мешочек так, чтобы вы с закрытыми глазами на ощупь не смогли угадать, что там находится. Кто первый рискнет справиться с этим заданием?
- Молодцы! Еще одна часть замка появилась.
Упражнение «Найди отличия»
Перед нами следующее задание.Грустиплач как мог нарисовал двух жителей дворца эмоций. Какие это эмоции? Они вроде бы немного похожи, но на самом деле у них есть 5 отличий. Нужно найти все отличия.
- Молодцы, вот и последняя часть замка появилась.
Упражнение «Башня радости»
А вот и Ежик, но к нему еще не вернулся смех.Грустиплач всегда грустный, злой и очень часто плачет, чтобы действие его волшебства закончилось и к Ежику вернулся смех, нужно построить башню радости.
Для этого каждому по очереди нужно рассказать, что ему нравится или что его радует. Я назову, что мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по очереди будете подходить, называть, что вам нравится или что вас радует и класть свою руку на мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас получилась, а Ежик снова смеется. Тихонько садитесь на места, а Ежик в знак благодарности и на память о нашем сказочном занятии дарит вам волшебные медальки со своей фотографией, а на обратной стороне написано волшебное слово «Улыбнись». Пусть когда вам грустно или вы злитесь, то эта медалька вам поможет стать веселее и добрее. (Под песню «Улыбка каждому вручается медалька с изображением Ежика).
Итог занятия
Наше сказочное занятие подошло к концу.
- Что вам запомнилось и понравилось?
- Какая эмоция вам больше всего понравилась?
У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.