Аппликации зверей. Занятия по аппликации в подготовительной группе детского сада на тему «Домашние и дикие животные Схемы и описание порядка выполнения аппликаций в подготовительной группе
Дети старшего дошкольного возраста - это маленькие первооткрыватели, исследующие и познающие окружающий мир посредством эмоционального восприятия и личного чувственного опыта. Важно, чтобы родители и педагоги активно развивали естественную любознательность и творческую инициативность ребёнка, занимаясь вместе с ним увлекательными видами изобразительной деятельности. Аппликация введёт детей любой возрастной группы в мир цвета и формы, познакомит с геометрическими фигурами, даст первичные навыки пространственного моделирования, разовьёт представление о пропорции и правилах композиции.
Особенности проведения занятий по аппликации в старшей группе
Аппликация - это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи. Разноцветная композиция может крепиться путём приклеивания или пришивания. Такой вид творческого моделирования оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка.
Старшие дошкольники благодаря кропотливой работе педагогов совершенствуют свои технические навыки работы с ножницами, что позволяет смелее и увереннее творить и экспериментировать, создавать интересные художественные образы и сюжетные композиции в жанре аппликации. Развитие абстрактного мышления и умственных способностей детей этого возраста к совершению логических операций позволяет расширить и усложнить задания, связанные с конструированием из бумаги на плоскости, например, использовать симметричные приёмы вырезания или пропорциональное размещение деталей. Кроме того, усиливается способность концентрировать и стабильно удерживать внимание, продолжительность периода осознанной сосредоточенной деятельности увеличивается до 20–25 минут.
Виды аппликаций по теме «Домашние и дикие животные»
- Предметная - моноизображение какого-либо образа животного, например, зайчика, ёжика, мишки и т. д.
- Сюжетная композиция - изобразительная форма повествования о каких-то событиях с участием нескольких персонажей (мишки на льдинах, зоопарк, лесные животные и т. д.).
Для воспитанников старшей группы нет тематических ограничений в проведении занятий по аппликации. Это могут быть известные литературные сюжеты или вымышленные истории, праздничные открытки, изображения любимых сказочных или анимационных героев, пейзажи и т. д. Масштабные композиции, которые основаны на развёрнутом сюжете и включают много разнообразных деталей, как правило, создаются коллективно.
Подготовительный этап, во время которого вырезаются отдельные детали или фигурки, проводится в небольших подгруппах по 2–3 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими силуэты, попутно развивая способности пространственного мышления, а также навыки согласованных действий. При создании аппликации дети опираются как на заданную схему, так и на заранее оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного моделирования закрепляет стремление к солидарности и взаимопомощи. Важно, чтобы дети научились соблюдать правильную последовательность работы по созданию многослойной композиции, т. е. воспитатель должен пояснить, что сначала нужно подготовить фоновый рисунок, затем поместить детали второго плана (дерево, облака, звёзды, цветы) и только потом приклеить фигуры первого плана (силуэты животных).
Коллективная сюжетная аппликация (фотогалерея)
«Кто живёт на севере» - аппликация в обрывной и силуэтной технике «Кто где живёт» «Лесные жители» в жанре флористики «На Севере снега, мороз, суровая погода» с использованием фольги «Животные юга» - аппликация с элементами рисования «Мишки на севере» - аппликация из ватных шариков с элементами рисования «Дикие животные в зимнем лесу» - аппликация из ниток «Зимний лес» - аппликация в насыпной технике «Осенние ёжики» - аппликация в ладошковой технике «Ферма в деревне»
Программные задачи:
- Пополнить знания о свойствах и характеристиках предметов. Продолжается обучение умению находить различные геометрические формы, различать квадрат и прямоугольник по признакам равенства и параллельности противоположных сторон, улавливать разницу между овалом и кругом. Для формирования понимания геометрических закономерностей занятие аппликацией, которая позволяет сравнивать и сопоставлять детали разной формы, размера и цвета, является незаменимым по эффективности практическим приёмом.
- Расширять диапазон цветового восприятия, т. е. не только правильно называть цвет, но и определять уровень интенсивности цвета (яркий, тусклый, светлый, тёмный), а также смешанные цвета и оттенки (голубой, розовый, фиолетовый и т. д.). Подобное совершенствование цветовой культуры позволит дем проявлять больше инициативности, свободы и самостоятельности в художественном творчестве, создавать более выразительные и колоритные образы.
- Развивать пространственное мышление. Дети 5–6 лет испытывают трудности в определении левой и правой стороны, а такой вид художественной деятельности, как аппликация будет способствовать формированию правильного представления о пространственных понятиях.
- Осваивать новые приёмы работы с ножницами, прежде всего, вырезание многочисленных одинаковых деталей из сложенной гармошкой продолговатой ленты (ленточная техника) и симметричного или парного вырезания из сложенного пополам листа бумаги.
- В начале учебного года уделяется пристальное внимание развитию и закреплению навыка округлого вырезания, поскольку в средней группе дети только приступили к освоению этого нового технического приёма.
- Следующий шаг педагогической работы будет направлен в сторону освоения эффективного метода множественного вырезания.
- Наиболее сложной задачей будет являться обучение приёмам симметричного вырезания, поскольку детям тяжело осознать, что, вырезая половинку контура предмета или детали, можно получить цельное изображение.
- Основное содержание работ - предметное изображение, основанное на методе плоскостного конструирования.
Навыки, которые необходимо усовершенствовать и освоить:
- вырезать округлые силуэты;
- вырезать множество одинаковых элементов из бумаги, сложенной гармошкой;
- освоить приём симметричного или парного вырезания;
- самостоятельно выполнять замысел, определять сюжетную композицию, выбирать цвет и форму, придумывать декоративные дополнения, соблюдать пропорциональное соотношение при размещении деталей;
- развивать чувство цвета, приучать к аккуратности, воспитывать художественный вкус;
- создавать коллективные работы.
Способы изготовления аппликаций, которые можно применять в подготовительной группе по теме «Домашние и дикие животные»:
- Обрывная техника - приём отлично подходит для передачи иллюзии объёма, декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости (пушистая шёрстка, облака на небе, трава, кроны деревьев, льдины и айсберги).
- Квиллинг - в буквальном переводе с английского означает перо птицы. Плоскостная или объёмная композиция складывается или дополняется декоративными спиралевидными скрученными из цветной бумаги деталями, которые прекрасно передают фактуру меховой шубки зверька. Одной из разновидностей квиллинга является техника торцевания, которая позволяет добиться эффекта «пушистости» деталей из бумаги довольно незамысловатым и простым в исполнении способом, когда с помощью палочки бумажным квадратикам придаётся форма воронки.
- Мозаичное выполнение аппликации. Основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) различного размера, которые выкладываются внутри нарисованной схемы изображения.
Аппликация в мозаичной технике с элементами бумагоплетения
- Геометрическое выполнение аппликации - основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, овал, цилиндр, треугольник) различного размера, вырезанные детьми, из которых выкладываются фигурки животных.
- Симметричная аппликация - заготовку, подготовленную воспитателем, с изображением силуэта детали или предмета, образа (цветочек, листочек, облачко, контур животного без мелкой детализации) ребёнок складывает пополам, затем, придерживая сгиб сложенного листа, вырезает по контуру.
- Многослойная техника - при создании образа детали меньшего размера накладываются на детали большей величины (оформление мордочки мишки).
- Ленточная аппликация - такой способ очень практичен и удобен для быстрого получения множества одинаковых деталей для коллективной композиции (листочки, глазки, цветочки, ягодки, силуэты животных). Продолговатый лист бумаги складывается гармошкой и вырезается необходимый контур.
- Силуэтная техника исполнения - доступна детям, которые уверенно оперируют ножницами и достигли высокого уровня ручных умений. Воспитатель или ребёнок (это может быть несложный рисунок кошечки или белочки) наносит контур образа на лист бумаги или очерчивает готовый трафарет, затем вырезает.
- Нетрадиционная - использует необычные материалы, например, пластилин, вату, крупы, макаронные изделия, поролон, ткань, яичную скорлупу, нитки и т. д. Конструирование оригинальных композиций из необычных материалов расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета.
- Аппликации из салфеток - дети с удовольствием применяют как яркое и разноцветное декоративное украшение или самостоятельный материал для создания аппликаций. В работе с ним можно обходиться без ножниц, обрывая и скатывая комочки, из которых конструируется композиция. Такой приём прекрасно развивает мелкую моторику.
Салфеточная аппликация (фотогалерея)
- Аппликация из ткани - особенностью работы с тканью является сложность вырезания, поскольку из ткани вырезать элементы аппликации гораздо труднее, чем из бумаги. Кроме того, материя может осыпаться по краю, что вызовет дополнительные проблемы. Поэтому такую разновидность аппликации можно прорабатывать с детьми, у которых развиты навыки свободного владения ножницами.
- Ладошковая - основой такой аппликации является силуэт обведённой карандашом ладошки ребёнка. Небольшие усилия и дополнительные декоративные элементы, украшающие аппликацию, превратят подобную простую заготовку, например, в чудный осенний лес. Творческий подход и совместная фантазия воспитателя и детей помогут скомпоновать разноцветные отпечатки ладошек всех детей в кроны деревьев или иголки ёжика, тогда такая аппликация станет необычной композицией.
- Включение в композицию сухих растений или листьев (флористика) - такой вид работы требует предварительного этапа подготовки, когда во время прогулки вместе с детьми воспитатель собирает необходимый природный материал. Во время занятий по аппликации со старшими дошкольниками можно комбинировать сухие листья разных деревьев (клён, осина, берёза, рябина и т. д.). Аппликации в жанре флористики выглядят оригинально, а из детских работ можно составить картинную галерею, которая станет достойным украшением интерьера детского сада.
Работы в жанре флористики (фотогалерея)
«Зайчик» «Бурёнка»
«Олень»
«Царь зверей» «Лисичка» «Ослик»
Планирование занятия по аппликации
В старшей группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по аппликации в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.
Схема занятия:
- Вводная часть - включает познавательную или игровую беседу мотивирующего характера, стимулирующую активность детей и настраивающую на работу с конкретным сюжетом (приблизительно 3–5 минут).
- Практическая часть - воспитатель объясняет и показывает последовательность и технические приёмы работы, обращает внимание детей на необходимость соблюдать осторожность во время работы с ножницами, аккуратно пользоваться клеем (3–5 минут).
- Самостоятельная работа детей (15–20 минут);
- Заключительная часть - дети рассматривают и обсуждают созданные ими аппликации или коллективную работу (3 минуты).
Ориентировочные вопросы для беседы по теме «Лесные животные»:
- Кто такие дикие животные?
- Почему их так называют?
- Как их можно назвать по-другому?
- Почему их можно назвать по-другому - звери?
- Какова среда их обитания (где они живут)?
- Какие дикие животные живут у нас?
- Чем дикие животные отличаются от домашних животных?
- Какие характерные, отличительные особенности диких животных (лисы, зайца, волка, медведя, белки) по строению тела, цвету шерсти, размеру друг от друга?
- Чем они питаются?
- Кого из них мы можем назвать хищниками?
- По каким признакам можно определить, что это хищник?
- Как устроены их жилища?
- Зачем им нужны такие жилища?
- Что зимой в лесу может делать лиса (заяц, медведь, волк, белка)?
- Как они приспосабливаются к жизни в зимний период?
- Зачем им нужны клыки, острые когти, тёплая шерсть, быстрые лапы?
- Как мы можем узнать, глядя на снег, что здесь пробегали дикие животные?
- Как схематично можно изобразить признаки диких животных (всех вместе и каждого по отдельности) по отдельности?
- В каких стихах, сказках, играх упоминаются дикие животные?
В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:
Конспект творческого занятия по аппликации на тему «Розовый слон» - силуэтная аппликация с элементами салфеточной мозаики (автор Е. Сафронова)
Развивающие :
- Познакомить с отличительными признаками внешнего вида, образа жизни и питания слона.
- С помощью увлекательного рассказа, оригинального музыкального сопровождения, демонстрации интересных иллюстраций по теме пробудить воображение, стимулировать творческую инициативу детей и предложить им воплотить художественный образ слона в яркой мозаичной аппликации.
Образовательные:
- Продолжать знакомство воспитанников с искусством изготовления силуэтно-мозаичной аппликацией.
- Совершенствовать навыки силуэтного способа вырезания фигурки животного по готовому шаблону.
- Развивать такие качества, как усидчивость, внимательность, умение уверенно оперировать ножницами и контролировать действия рук.
- Позволить каждому ребёнку проявить творческую фантазию в выборе цвета, способствовать развитию художественных способностей, нестандартного мышления, самостоятельности с опорой на свободный выбор.
Воспитательные:
- Создать комфортную эмоциональную атмосферу, воспитывать доброжелательность и желание помочь товарищам.
- Формировать трепетное и заботливое отношение к природе, учить замечать, ценить красоту и неповторимость окружающего мира.
Материалы: шаблон слона, цветная бумага, салфетки, оборудование и инструменты.
1. Организационная часть.
Демонстрация картинок слона, как в живой природе, так и в цирке. Слон такой большой, что на него по лестнице надо лезть, чтобы ему на спину залезть. У него из головы идёт хобот, и он хоботом может, как угодно крутить и крючком загибать. Хобот набирает с земли пыль, а потом всю пыль выдувает себе на спину, и живот тоже обдувает пылью. Это он делает для того, чтобы его не кусали насекомые. У него нет волос и очень толстая, вся в складках кожа. А на голове у него большие, прямо во всю голову. И он ими трясёт и хлопает, а глазки совсем маленькие. Скажите, а для чего ещё слону нужен такой длинный хобот? Дети: листья на деревьях доставать, водой в жаркую погоду обливаться. Воспитатель: Верно, а ещё это связано со строением тела слона. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь и выручает его хобот. Слон долго срывает молодые побеги с высоких деревьев и щиплет траву. На самом деле слоны - очень добродушные, хорошо поддаются дрессировке, поэтому их можно встретить не только в зоопарке, но и в цирке. Скажите. А какого цвета слон? Дети: Серого. Воспитатель: Верно. А я вам расскажу отрывок из стихотворения Г. Горбовского «Розовый слон». Предисловие: Дело было в зоопарке, к клетке со слоном подошла девочка и увидела, что слон загрустил и говорит она ему: …Зря унываешь, нету беды. Я - то ведь знаю: розовый ты! Может случайно, где-то во сне Ты прислонился к серой стене? Добрый мой слоник, ты извини. В жизни бывают серые дни, Скоро подарит солнце рассвет, Выкрасит кожу в розовый цвет! 2. Практическая часть. Воспитатель: ребята. Я думаю, вы уже догадались, что даже в фантазиях можно представить слона в разных цветах. А какой слон в ваших фантазиях? Дети: красный, зелёный, синий и т. д. Воспитатель: Демонстрируя силуэт слона, а этот слон какой? Дети: серый, белый. Воспитатель: А давайте мы этого слоника превратим в цвета нашей фантазии? Дети: Да 3. Самостоятельная работа детей. Инструкция:
4. Заключительная часть.
|
Схемы и описание порядка выполнения аппликаций в подготовительной группе
Серия аппликаций по теме «Как зимуют животные». Каждый зверёк рассказывает, как он готовится к зиме: меняет окрас шубки, делает заготовки (грибы, орешки, шишки), готовит жилище (дупло, берлога, нора из сухих листьев) и т. д. Практическое занятие можно предварить не только беседой, но и просмотром картинок, слайд шоу, фрагмента развивающего фильма или мультфильма, чтением стихотворений, загадок, художественной литературы.
Слайд шоу к организационной части занятия по теме «Лесные животные»
Белочка Жилище белочки Медведь зимой Берлога для медведя Лиса и волк Белая шубка зайца Заяц Силуэты для исследовательской игры
Аппликации по теме «Лесные животные»
«Братцы ёжики» - аппликация с использованием природного материала и с элементами рисования
Материалы: семена клёна, картон для основы, шаблоны ёжиков, цветная бумага, простой карандаш, чёрный фломастер, краски, инструменты и оборудование.
Техника: силуэтное вырезание округлых форм.
Инструкция:
- Обвести шаблоны ёжиков (на основе) и мордочек (бумага коричневого цвета) и лапок разного размера простым карандашом. Мордочки и лапки дети могут нарисовать красками.
- Вырезать силуэты мордочек и приклеить на силуэты ёжиков.
- Намазать клеем туловище большого ежа и приклеить иголки из семян клёна.
- Вырезать и приклеить лапки, обвести контуры чёрным фломастером, прорисовать глазки и носик.
- Аналогично оформить маленьких ежат.
- Дорисовать траву, солнышко, грибочки на спинах ёжиков, композиция готова.
Целый день Ежи Ежовичи
Собирают фрукты-овощи.
Сливы, яблоки и груши
На пеньках и кочках сушат.
Огурцы и помидоры
Осторожно носят в норы.
Знают, если есть еда,
Не страшны им холода!
Благодарю за внимание!
Всем творческих успехов!
«Ёжик готовит уютную норку к зиме» - аппликация в насыпной технике (рис) с элементами флористики
Материалы: шаблон изображения ёжика, рис, сухие листья, простой карандаш, картон, мелки, краски, оборудование и инструменты.
Инструкция:
- Тонировать восковым мелком фон и обвести простым карандашом шаблон ёжика.
- Намазать спинку клеем и приклеить рисовые зёрна, остатки аккуратно смахнуть. Красками разрисовать мордочку и животик.
- Чёрным фломастером нарисовать глазки, носик и лапки.
- Поочерёдно и внахлёст приклеить листочки на рисовые зёрна.
- Вот такой оригинальный ёжик получился.
«Белочки-подружки» - коллективная силуэтная аппликация с элементами ладошковой техники
Материалы: ватман, цветная и белая бумага, чёрный фломастер, шаблоны белок и листьев, краски, инструменты и оборудование.
Инструкция:
«В зимнем лесу» - салфеточная аппликация из скрученных жгутиков
Материалы: салфетки, шаблон зайчика, цветной картон для основы, инструменты и оборудование.
Инструкция:
- Ребята скручивают из салфеток жгутики для оформления ёлочки и контура зайчика, смачивая пальчики в блюдце с водой.
- Нанести рисунок зайчика на картон по шаблону, приклеить жгутики по контуру.
- Сделать ёлочку в произвольном порядке.
- Готовая работа.
Аппликации по теме «Домашние животные»
«Кошка» - декоративная аппликация из пуговиц
Материалы: шаблон кошки, цветная бумага, картон для основы, пуговицы, полоски для квиллинга, инструменты и оборудование.
Инструкция:
«Мохнатый друг» - аппликация собачки с элементами геометрической и ленточной техники
Материалы: цветная бумага, лист бумаги для основы, оборудование и инструменты.
Инструкция:
- Вырезать большой полукруг (туловище), два круга поменьше, один из которых для головы, другой разрезать пополам и сделать уши, в ленточной технике вырезать маленькие кружочки для мордочки, удлинённые треугольники разных оттенков одного цвета.
- Приклеить к основе туловище, затем голову и уши, оформить мордочку, приклеить треугольники (мохнатая шерсть)
«В стране подсолнухов» - объёмная силуэтная аппликация
Материалы: цветная бумага, шаблоны цветов, лошади, декоративных дополнений, полоски для забора, картон для основы, оборудование и инструменты.
Инструкция:
- Вырезать по шаблону элементы для подсолнуха (два одинаковых жёлтых цветка, круг и коричневое кольцо), чёрные полоски, затем по внутреннему кругу коричневого кольца сделать треугольные надрезы примерно на глубину сантиметра и загнуть кончики. Приклеить чёрные полоски, склеить все детали цветка.
- Вырезать фигурными ножницами разноцветные круги для цветов, смять для получения эффекта объёма, расправить и склеить, приклеить стебель.
- Тонировать фон красками или мелками, вырезать, сделать надрезы в виде бахромы и приклеить траву из зелёной бумаги, приклеить силуэты облаков и солнца. Вырезать по шаблону силуэт лошади и приклеить к основе.
- Приклеить полоски для забора, дорожку выполнить в обрывной технике.
- Приклеить подсолнухи, цветы. Композиция готова.
«Белоснежная лошадка» - аппликация из ниток
Материал: шаблон лошадки, нитки, картон для основы, лист белой бумаги, инструменты и оборудование.
Инструкция:
- Нанести на цветной картон контуры лошади по шаблону.
- Нитками обклеить контуры.
- Мелко нарезать белые, голубые, чёрные нитки.
- Смазать клеем силуэт, приклеить мелко нарезанные белые нитки.
- Оформить хвост и гриву нитками длиной три и восемь сантиметров.
- Из мелко нарезанных ниток оформить копыта, рот.
- Смазать нижнюю часть композиции клеем и приклеить белые нитки (снег). Приклеить наклейки (снежинки), композиция готова.
«Серебряное копытце» - обрывная аппликация по теме сказок П. П.Бажова
Материал: шаблон козлика, цветная бумага, стандартный лист белой бумаги для основы, простой карандаш, цветные карандаши, оборудование и инструменты.
Инструкция:
- Нанести на основу изображение козлика по шаблону или сделать распечатку.
- Тонировать фон карандашами, обвести контур рисунка цветным карандашом.
- Приготовить рваные кусочки цветной бумаги для оформления аппликации.
- Приклеить рваные кусочки цветной бумаги на силуэт козлика.
- Разрисовать рожки цветным карандашом, работа закончена.
«Овечка» - работа, выполненная методом торцевания
Материалы: шаблон овечки, белая бумага, цветная бумага для основы, простой карандаш, чёрный и красный фломастеры, гофрированная бумага (синяя, персиковая, жёлтая и белая), оборудование и инструменты.
Инструкция:
- Обвести шаблон и вырезать силуэт овечки.
- Нарезать гофрированную бумагу квадратиками примерно 2х2 см.
- Прорисовать контуры глаз и рта фломастерами.
- Нанести густой слой клея и приклеивать квадратики из салфеток способом торцевания.
- Торцовки приклеивать плотно друг к другу.
- Цветок оформить торцовками синего и жёлтого цвета.
- Постепенно заполнить торцовками весь силуэт овечки.
- Скатать шарики из белой салфетки и нарисовать чёрные точки (зрачки).
- Приклеить объёмные глазки, которые сделают образ нашей очаровательной овечки ещё более выразительным.
«Корова» - аппликация из пластиковой тарелки
Материалы: пластиковая тарелка, палочки для мороженого, белая и розовая бумага, наклейки-глазки, краски и чёрный фломастер, оборудование и инструменты.
Инструкция:
Вырезать мордочку, два больших и два маленьких силуэта ушек, приклеить к тарелке, нарисовать пятна, носик и ротик, добавить рожки и глазки.
Аппликации по теме «Животные севера»
«Мир Севера» - коллективная аппликация в декоративном стиле
Давайте сегодня отправимся в путешествие на Крайней Север. А как вы думаете, как можно добраться туда прямо сейчас из детского сада. У меня есть волшебный цветик - семицветик. Давайте вспомним слова, которые произносила девочка Женя, чтобы её желания исполнились. Лети, лети лепесток Через запад на восток Через север, через юг Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, Быть по-моему вели…. Вот мы и оказались с вами на Крайнем Севере. Какой климат на Крайнем Севере? (Суровый, очень холодно, вокруг ледяные горы, вечная мерзлота, полярная ночь, северное сияние.) Есть на Крайнем Севере свои чудеса: когда тёмное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление. Садитесь, пожалуйста на ковёр. (Дети садятся на ковёр и смотрят видеозапись). Какие животные живут здесь? (Моржи, тюлени, олени, белые медведи, песец.) А как животные приспосабливаются к жизни в тундре? Правильно. Они имеют густую шерсть, толстый подкожный слой жира. На Крайнем Севере живут разные народы, а какие народы вы знаете? (Ненцы, ханты, чукчи, эскимосы, нанайцы) Они живут в очень тяжёлых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому - что Крайней Север - это их родной дом, малая Родина, которую они любят всем сердцем. А чем занимаются жители Крайнего Севера? (Ловят рыбу, занимаются оленеводством, охотятся.) А как люди одеваются? (Тепло.) Из чего люди Крайнего Севера изготавливают свою одежду? (Из кожи морских животных, оленьих шкур.) Чем украшена одежда, обувь? (Узором - орнаментом, украшена аппликацией из меха другого цвета.) В орнаменте народы Севера, какой узор использовали? (Разноцветные полоски, вертикальные, горизонтальные, ромбовидный узор.) Ребята, а что ещё украшали орнаментом жители Крайнего Севера? (Свой дом.) А как он называется? (Чум.) Чум похож на шалаш, покрытый оленьими шкурами. |
Коллективная работа по теме «Мир Севера»
Слайд шоу для организационной части занятия по теме «Животные севера»
Белые медведи Физкультминутка Образ жизни белых медведей Северное сияние (загадка) Северное небо Северное сияние Изображения северного сияния Жители Арктики Дидактическая игра
«Белые медведи» - аппликация в нетрадиционной технике
Материалы: цветная бумага, шаблон медведя, яичная скорлупа, ватные шарики, вата, манка, оборудование и инструменты.
Инструкция:
- Вырезать силуэты медведей, льдин и Северного сияния, приклеить к основе (лист бумаги синего цвета).
- Намазать силуэт мишки клеем и заполнить разным материалом.
- Мишка из манки.
- Мишка из ватных шариков.
- Мишка из яичной скорлупы.
- Готовые работы, выполненные из разного материала
Аппликации по теме «Животные юга»
Слайд шоу для организационной части занятия по теме «Животные жарких стран»
Жираф Слон Верблюд Лев Бегемот Крокодил Зебра Тигр Обезъяна
Дорогие мамы и папы, что может быть лучше вырезания и наклеивания фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги? Следует помнить, что развитию творческого мышления у детей любого возраста способствуют разнообразные, интересные, красочные и необычные аппликации из цветной бумаги. Воспользовавшись ножницами, клеем, цветной бумагой и добавив немного фантазии Вы сможете создать вместе со своим ребенком оригинальную и неповторимую аппликацию.
Аппликация - вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Аппликация поросенок
Все дети очень любят сказку про трех поросят. А хотите ее оживить для вашего малыша? В этом вам поможет наш сайт, в котором есть аппликация поросенка. Вы можете ей легко воспользоваться. Для этого нужно просто сохранить схему которая предоставлена на нашем сайте. Как сохранить схему? Кликай правой кнопкой мышки по схеме и нажимай сохранить рисинок как? Это очень простая в выполнении поделка, ваш малыш с легкостью сможет сделать ее своими руками. Поэтому дайте ему такую возможность, пусть даже у него немного не получаться аппликации поросят с первого раза, но от этого сказка станет еще и юмористической.
Аппликация корова
"Пейте дети молоко - будите здоровы!". Эта фраза для вашего ребенка остается только фразой? А на самом деле он терпеть не может молоко? Тогда создайте для него сказку о том, как получается молоко. Для этого вам в первую очередь понадобиться корова. Нет, нет совсем не живая, а аппликация коровы. Пусть малыш сделает эту поделку своими руками. Для этого ему очень поможет схема как делать аппликацию коровы, которую вы можете просто скачать и распечатать. Сделав такую поделку, расскажите как корова кушает травку и у нее появляется молоко, которое очень полезно детям. Сделайте аппликацию корова и быть может малыш вскоре сам будет просить молоко.
Аппликация кошечка
Аппликация кошка подходит самым маленьким творцам, так как имеет совсем несложную схему.
Для начала подготовим необходимый материал:
Цветную бумагу, ножницы, клей, черный фломастер и лист-основу.
Если вы решите сделать кошку такого же окраса, как и наша, то вам понадобится три оттенка серой бумаги. Из них необходимо вырезать два одинаковых круга – это туловище и голова. Затем два полукруга – лапки или основание и хвост. Двумя треугольниками будут ушки. Остались два маленьких кружка – это глазки и один чуть больше – нос. Следующую работу может выполнить ребенок своими руками. Глядя на схему-подсказку, ему осталось лишь правильно расположить и приклеить на листе детали нашей кошки. А рот и усы можно нарисовать черным фломастером. Вот такая несложная аппликация кошка.
Вырезайте схемы и делайте любимые аппликации.
Аппликация Морской котикВеселый морской котик не оставит равнодушным любого малыша, а простая схема аппликации сделает его исполнение легким и доступным.
Для этой поделки нам понадобятся:
ножницы, которыми мы вырежем из черной цветной бумаги овал и треугольник.В дальнейшем они превратятся в туловище и хвост морского котика. Разрезанный пополам овал из серой бумаги – это его ласты. Светло-серый круг – голова. Из желтой бумаги вырезаем корону.Наш морской котик выступает в цирке, поэтому ему необходим пьедестал. Для этого вырезаем три одинаковых треугольника, из которых два будут одного цвета. Дальше на лист бумаги ребенок сам сможет приклеить все детали веселого морского котика. Не забудьте в конце работы дорисовать глаза и усы нашему циркачу, а так же вырезать и приклеить нос. Цвета геометрических фигур можно менять по своему усмотрению.
Аппликация собачка
Аппликация собачка очень легкая в исполнении. Такую поделку сможет выполнить даже воспитанник средней группы детского сада.
Для этой поделки понадобятся: цветная бумага, клей, ножницы, черный карандаш или фломастер и альбомный лист.
Взрослыми вырезаются два одинаковых круга – это будут в дальнейшем туловище и голова верного четвероногого друга. А так же необходимы будут четыре полукруга. Из двух сделаем ушки, с одного – хвостик. Посадим щенка на кочку – последний полукруг. Теперь предоставим работу малышу. Пусть он аккуратно приклеит все детали на альбомный лист. В конце работы помогите ребенку нарисовать собачке глаза, нос и рот.
Аппликация собачки готова. Этот щенок будет охранять сон малыша и станет ему верным другом.
Аппликация Цирковой Фокусник
Цирк любят все. Поэтому мы предлагаем сделать своими руками аппликацию Цирковой Фокусник, который мог бы всегда поднимать настроение и веселить. Для него нужно вырезать на светлой бумаге круг и нарисовать на нем глаза и улыбку. Из бумаги такого же цвета вырезаем руки. Оденем нашего Циркового Фокусника в торжественный черный костюм. Для этого вырежем овал и четыре треугольника из черной бумаги. Такого же цвета будет его шляпа – овал, разрезанный пополам, и прямоугольник. Делаем большие башмаки – разрезаем овал на две части. Воротник – желтая звездочка. И, конечно же, волшебная палочка – еще одна фигура пятиконечной звезды. Осталось правильно разместить на листе бумаги детали нашей аппликации, все приклеить и загадать желание.
Аппликация птичка
Вы когда-нибудь кормили в парке птичек хлебными крошками? Вспомните как этому процессу радуется ваш ребенок. И каждый день просит вас пойти в парк кормить птичек. А если на улице дождь? Что же делать? А все очень просто! Сделайте аппликацию птичку, которой малыш будет давать крошки. Эту поделку малыш легко сможет сделать своими руками. Эта схема поможет малышу не запутаться в действиях, так как схема будет все время перед ним. Сделав аппликацию птичка, можно ее покормить хлебными крошками. Также этой поделкой малыш будет с радостью играть и птичка никогда не улетит от него.
Аппликация краба
Предлагаем вашему вниманию аппликацию краба. Она очень проста в выполнении, поэтому малыш может сделать ее сам. Чтобы ребенок легко и быстро выполнил аппликацию краба вы можете сохранить схему. Кликай правой кнопкой мышки по схеме и нажимай сохранить рисинок как? И пусть сборка аппликации станет для вашего малыша сказочным!
Аппликация цыпленок
Аппликации - интересные подделки, которые даже маленькие детки могут делать своими руками. И это очень хорошо, так как аппликации помогают деткам в развитии мелкой моторики, выработки усидчивости и внимательности. А кого малыши захотят сделать первым? Конечно же тех зверей и птиц, которых они научились изображать первыми. И среди них, конечно же, маленькие цыплята. Поэтому предложите ребенку сделать аппликацию цыпленка, поверьте он охотно согласится. Для аппликации цыпленок вам понадобятся лишь цветная бумага, ножницы и клей.
Аппликация утенка
"На веселеньких утят быть похожими хотят, быть похожими хотят, не зря, не зря..." А ваш малыш любит танцевать под эту песенку? Тогда сделайте этот танец более интересным, похожим на театральное действие. Для этого вам понадобятся аппликации утят, которые будут танцевать с вашим малышом. Эту простую поделку малыш сделает своими руками.
Аппликация лошадь
Если вы хотите развивать вашего ребенка правильно, делайте это с помощью поделок, которые малыш сможет сделать своими руками. Вот такой простой в выполнении поделкой является аппликация лошадь. Сделать ее очень просто. Для этого вам понадобятся лишь цветная бумага, ножницы и клей. Ваш малыш будет с радостью играть с лошадками.
Аппликация зайчика
Аппликация зайца понравится малышам за простоту и легкость в ее изготовлении. Схема его достаточно простая. Два одинаковых по размеру круга станут головой и туловищем нашего зайца. Желтая фигура звездочки послужит красивым воротником. Ушки этого маленького зверька – это овал разрезанный пополам. А что бы сделать лапки зайцу достаточно разрезать овал на две неравные части. Меньшая часть станет передними лапками, а та, которая больше – задними. Теперь нужен лист бумаги, на который ребенок будет клеить готовые детали зайца. Глазки и нос можно так же вырезать и приклеить, а можно просто нарисовать их черным фломастером. И не забудьте про усы. Вот и готова наша аппликация зайца, сделанная своими руками.
Аппликация из бумаги «Домашние животные» решает не только художественные задачи, но и расширяет представления ребенка об окружающем мире. Основная идея, которую мы можем донести при выполнении этой аппликации – о схожести строения животных. Действительно, взяв за основу большой и маленький овал, мы можем сделать корову, козу, лошадь, кошку и даже гуся! Можем сделать и человечка, но не в этот раз. Основа – овалы – одна и та же. Все дело в деталях. При работе над аппликацией «Домашние животные» мы формируем у детей аналитический взгляд художника, учимся видеть в сложных силуэтах спрятанные простые формы.
Перед началом работы нарисуйте на листе бумаги (или на доске, если вы работаете с группой) овалы – большие и поменьше – и предложите детям пофантазировать в кого или во что можно «превратить» овал. Выслушав и одобрив все версии, сообщите, что сегодня из овалов вы будете делать домашних животных. Рисуйте овалы и «превращайте» их в животных. Позже эти рисунки послужат эскизами для аппликации.
Сравните получившиеся фигурки. То есть найдите общие черты и отличия. Подведите ребенка к мысли, что общее – это большое овальное туловище и голова, тоже овальная, но размером поменьше. А различаются взаимоположение туловища и головы и, конечно, детали – хвосты, рога, ушки и т.д.
Можно предложить такой вопрос: какое получиться животное, если нарисовать голову ниже туловища? Это может быть любое животное, которое ест или пьет воду. Например, лошадка.
Выполнение аппликации из бумаги «Домашние животные» для детей 5-7 лет
Теперь приступаем собственно к аппликации. Предложите ребенку выбрать, какое животное он хочет сделать. Выберите с ним прямоугольники бумаги подходящего цвета. Прямоугольники нужно подготовить заранее. Минимальные размеры 2х3 см для маленького и 4х2.5 для большого прямоугольника. Лучше брать размеры больше, с мелкими деталями детям тяжело будет работать. Если вы работаете с группой детей, то ребята выберут разных животных, и у вас получиться настоящая ферма. Если же вы работаете индивидуально, то пусть ребенок сделает аппликацию одного-двух животных, а вы сделаете еще два-три.
Вырезаем туловище и голову для аппликации домашних животных. Прямоугольники складываем пополам, скругляем углы и разворачиваем. Получаем два овала для аппликации – голову и туловище домашнего животного.
Наклеиваем овалы на лист бумаги или картона. Дорисовываем детали фломастерами.
Вариант выполнения аппликации из бумаги «Домашние животные»
Работу можно сделать сложнее и красочнее, если детали на только дорисовывать фломастером, но и наклеивать аппликацией. Дети могут выполнять эту работу, произвольно вырезая и наклеивая детали.
Оформить аппликацию из бумаги «Домашние животные» можно в виде альбомчика, как .
Если вы работаете с группой детей, то получится красочная работа «Наша ферма», если вырезать аппликации животных «облачком» и наклеить на общую основу.
Проявив фантазию, вы можете создать сами разнообразных животных. И не обязательно домашних.
Маленькие хитрости для аппликации«Домашние животные»
Мы можем предложить и несколько технических идей-решений для такой аппликации.
Ножки с копытцами можно сделать, наклеив на прямоугольник бумаги черную полоску, а затем разрезав прямоугольник на четыре части.
Конспект занятия по аппликации «Что за животное?» Цель: Формирование умений у детей составлять целое животное из геометрических фигур. Задачи: 1.Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, полукруг, квадрат, треугольник; 2.Закрепить знания о домашних и диких животных; 3.Проявлять самостоятельность, творчество. Раздаточный материал: Ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки подкладки, цветная бумага, шаблоны геометрических фигур. Демонстрационный материал: Наглядные картинки домашних и диких животных. Форма проведения: Групповое (индивидуальноколлективное) занятие. Ход деятельности I.Орг момент Ребята, послушайте стихотворение внимательно и назовите какие животные встречаются в нём. Ты, конечно же, привык, Что любимый твой язык Тарахтит с утра до ночи Всё, чего он не захочет? А теперь представь на миг, Что такой же вот язык Есть у кошки и собаки, У медведя и макаки, У коровы и свиньи, У лягушки и змеи, У букашки и у птицы, У осла и у тигрицы Даже молчаливый кит, Чтонибудь да говорит… Словом, те, кто рядом с нами – Все владеют языками. Хорошо бы им и нам Пообщаться по душам, Ведь ближайшие соседи Склонны к дружеской беседе… Ну, ребята, назовите мне животных, которые встретились в стихотворение, какие они все разные. II.Контроль исходного уровня Дидактическая игра «Дикие и домашние» Цель: Учить различать диких и домашних животных, называть их, знать о их образе жизни, чем они питаются, где живут.
Ход игры: На столе раскладываются картинки с изображением диких и домашних животных. Две картинки с изображение дома и леса, нужно правильно разложить животных по месту их обитания, назвать его, сказать где живёт, какую пользу приносит. III.Обучающий этап а) Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами 1. Работу с ножницами выполнять за столом. 2. Ножницами работать очень аккуратно: не размахивать ими во время работы, при необходимости подавать друг другу концами вниз. 3. Ножницы на рабочем месте всегда лежат справа, чтобы удобнее было их брать. 4. Ножницы класть на стол так, чтобы они не свешивались на край стола. 5. При работе с ножницами запрещается вставать и подходить друг к другу. Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем 1. Выполнять работу за столом. 2. Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно расположить материалы. 3. В процессе работы постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте. 4. Внимательно выслушивать задания воспитателя. 5. Работать только на клеенке, пользоваться кисточкой для набора клея, излишки клея с кисточки снимать о край баночки, а не руками. 6. Во время работы кисть класть на специальную подставку., использовать салфетку для того, чтобы убрать лишний клей с бумаги. 7. Необходимо быть аккуратным, работая с клеем: не вытирать руки об одежду; не пачкать стол, за которым работаешь. 8. НЕЛЬЗЯ: брать клей в рот; тереть грязными руками глаза. 9. По окончании работы привести в порядок рабочее место. 10.Тщательно вымыть руки теплой водой с мылом. б) Показ последовательности действий и приёмов аппликации С начала ребёнок выбирает, кого он будет изображать. Затем выкладывает на столе из геометрических фигур животное, начиная с большего, заканчивая мелкими деталями. Туловище – круг, лапы – полукруг, уши – треугольник и так далее. в) Выбор и подготовка материала к работе Подвижная игра «Зверята». Цель: как можно чётче и правильно изобразить повадки животных. Дети становятся врассыпную. По сигналу «зайка» дети прыгают, «мишка» – ходят косолапой походкой медведя, «лиса» – идут на носочках, «волк» – бегут. IV. Самостоятельная работа Воспитатель оказывает индивидуальную помощь в выполнение задания. V. Контроль исходного уровня Рассматривание готовых работ. Что мы свами сегодня делали? (Клеили животных) Из чего состоят наши животные? (Круг, треугольник, квадрат)
Где живут животные? (В лесу, дома) Какой животное получилось лучше и почему? VI. Итог Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятие по аппликации? Что вам больше всего понравилось?
Доброго всем здоровья и всех благ! С вами Сухих Татьяна и продолжение, надеюсь, занимательной для вас темы: аппликация животных. Возможно, некоторым моим читателям наскучила тематика изобразительного искусства в детском саду, но я – воспитатель и пишу о том, что мне близко и хорошо знакомо.
Невозможно представить себе детсад, где не проводили бы занятия по аппликации. Навыки владения ножницами и клеем чрезвычайно нужны ребенку для полноценного развития. Надеюсь, уже ни для кого мои слова не кажутся бессмысленными?
Бывает, что некоторые родители высказывают мысли о бесполезности творческих занятий. Представляете? Они думают, что мы в садике учим малышей рисовать, лепить, вырезать только, чтобы им было чем заняться. Нет, нет и еще раз – нет! Творчество – архиважно для ребят, оно дарит ощущение свободы, полноценности, смелости, больших возможностей.
Кроме того, занимаясь искусством, малыш улучшает работу головного мозга, помним об этом, если хотим, чтобы ребенок был успешным в жизни.
Люблю находить полезные материалы в любимых магазинах и делиться с вами, друзья.
Итак, по нашей теме «OZON.RU» предлагает множество «полезностей» для педагогов и родителей, которые хотят научить деток искусству аппликации.
Есть большая подборка тематической литературы и наборов для творчества: обучающие пособия, удобные комплекты с подробными инструкциями.
Можно купить готовые наклейки и создать свою аппликацию – это понравится и самым маленьким, и деткам постарше. Продаются красочные книжечки с занимательными историями, в иллюстрации которых можно вклеить какой-то элемент. Читая ребенку книгу, вы попутно тренируете его мелкую моторику. Удобно и полезно, не так ли?
В помощь воспитателям и продвинутым родителям предлагаю методички из «УчМага»:
«Забавная аппликация» Ю. Козловой – здесь 17 тем для занятий в садике и дома по аппликации. Материал познавательный и интересный, автор замечательно обосновывает необходимость заниматься с детками творчеством.
Дидактический комплект серии «Мастер Самоделкин» состоит из 8 карточек и 8 шаблонов, дополненных методическими рекомендациями о проведении занятий с дошкольниками. Это может стать отличным подспорьем именно родителям – наглядно и просто описано, как и что вырезать, чтобы получилась задуманная аппликация.
Повелители ножниц и бумаги…
Предлагая детям заняться вырезанием фигурок из бумаги, ткани, сухих листьев и т.п., важно заинтересовать их интересным сюжетом.
Мы в детском саду всегда готовим целую предысторию, например сказку читаем или слушаем в записи, рассматриваем картинки, поем песни, читаем стихи на тему, созвучную с темой аппликации.
Дети сегодня без телевизора не представляют себе жизни, так воспользуйтесь этим. Допустим, посмотрели мультик про Лунтика, вот и тема для творчества – аппликация животных. Для детей изображать животный мир – самое любимое занятие.
Если малыш уже знает основные геометрические фигуры, вам будет легче научить его вырезать заготовки. Так, задумав сделать фигурку, покажите ее на картинке и разберите с ребенком, из каких элементов она состоит. Ищите схематические изображения, которые легче разделить на овалы, треугольники, круги и т.д.
Вообще в младшей группе мы лишь даем детям возможность наклеивать готовые элементы на фон. Это может быть самое простое: наклеить на заготовку матрешки лицо, на дерево приклеить птичку или скворечник и т.п.
Средняя группа уже берет в руки ножницы. Детки учатся разрезать бумагу на полоски, и далее приступаем к вырезанию простых элементов. Аппликация из геометрических фигур – следующий шаг в обучении дошкольников.
Детям сложно вырезать плавные линии, поэтому сначала делаем композиции из квадратов, треугольников и прямоугольников. Для того чтобы получить круглые детали, можно пользоваться доступными предметами в качестве шаблонов – колпачки от флаконов, кукольная посудка и т.п.
Способы аппликации
Часто, как я уже говорила, тематикой творческих занятий является изображение животных жарких стран. Их проще «разобрать» на составляющие из геометрических фигур. Возьмем, к примеру, жирафа – его можно вообразить как большой овал, прямоугольники вместо ног и шеи, треугольные ушки на овальной голове. Пятна на коже можно делать любой формы, которую могут дети вырезать.
Существуют хорошие обучающие пособия именно о том, как делается аппликация из бумаги с помощью геометрических фигур. Любую зверушку можно составить из кругов, треугольников, квадратиков! Так, слон – большой овал с круглой головой и ушами, прямоугольники вместо ног. Помните, что дети воспринимают чисто схематические изображения, поэтому не стоит особенно стараться добиться реалистичности.
Если планируется аппликация «Дикие животные» для детей младшей группы, то им под силу лишь добавить на заготовку какую-то деталь. Чтобы разнообразить технику, используйте разные материалы: нитки в качестве усов животного, хвоста, вата – мех, горох – глаза и т.д.
Тема «Звери жарких стран» (старшая группа) может быть более сложной. Мне очень нравятся природные материалы для аппликации. Их можно использовать по-разному. Целые листики наклеиваются на графическое изображение животного как отдельный элемент – рога, голова, остальные детали дорисовываются.
Кстати, если аппликация посвящена теме домашние животные, можно взять кленовые листики и подогнать их под форму головы кота – острые кончики листочков весьма напоминают кошачьи ушки. Прямо на листике красками можно нарисовать мордочку котика!
Весной распускается множество цветочков, которые также вполне подойдут для создания аппликации зверят и других фигурок. Природа нам дает в руки интересный материал, который способен пробудить фантазию и творческие способности!