Конспект открытого занятия "путешествие в прошлое". Конспект занятия по окружающему миру "путешествие в прошлое книги" Конспект путешествие в прошлое подготовительная группа
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Путешествие в прошлое книги».
Программное содержание:
Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги.
Дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики.
Возбудить интерес к творческой деятельности человека.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Материал к занятию:
Иллюстрации с изображением старинных книг; узелковое письмо, береста, египетский папирус, наскальная живопись.
Иллюстрации этапов изготовления книги, изображение печатного станка. Выставка разных книг.
Иллюстрации с нарисованными на листочках древними заглавными буквами.
Ход занятия.
Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте и скажите, что это?
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней!
(Книга).
Правильно, это – книга.
Для чего нужны книги? (Выслушать ответы детей). Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее. Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг.
Обратить внимание детей на выставку современных книг.
Расскажите, какие бывают книги? (словари, энциклопедии, книги для взрослых и детей).
Из чего делают книги? (из бумаги).
Из каких частей состоит книга? (обложка, корешок, страницы).
А всегда ли книги были такими, как вы думаете? (Не всегда).
Правильно. Давным-давно были времена, когда книг не было. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях, людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы. Но много запомнить было трудно и тогда люди придумали на длинной верёвочке, ленточке завязывать узелки, потом спутывали её в клубок. (Показать иллюстрацию). Чтобы прочитать такое «верёвочное письмо», надо было его развернуть и провести пальцами по всем узелкам. Можете себе представить, как неудобны были такие «верёвочные письма». Узелки могли разорваться, запутаться, а слова-узелки забыть.
Потом, люди изобрели рисуночное письмо. (Показать иллюстрацию). Человек изображал в рисунке какие-либо действия. Автор без труда мог рассказать о том, что нарисовал. Такое рисуночное послание на какую-нибудь тему можете составить и вы. Нарисовать, например, как ты пошёл гулять с друзьями или родителями, что было во время прогулки, и что было потом.
Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке. Один может понять по своему, другой иначе.
Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Человек уже придумал буквы, умел писать. Он записывал то, что хотел запомнить. На чём же он писал? Учёные находят надписи на камне, на скалах. (Показать иллюстрацию). Они хранятся тысячи лет. Это удобно? (Ответы детей).
В разных странах писали на том материале, который находился вокруг. Например на глиняных дощечках. (Показать иллюстрацию). На влажной глиняной дощечке писали острой палочкой.
Как вы думаете, удобно было читать такие книги. (Ответы детей). Нет, неудобно. Они тяжёлые, листать их неудобно.
Пробовали люди писать и на бересте. (Показать иллюстрацию). Береста – это наружная часть берёзовой коры, Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако, и такой способ письма был неудобен.
А вот в Древнем Египте писали на папирусе. Это болотное растение похожее на камыш. Стебли его гладкие разрезали вдоль и укладывали рядами, затем спрессовывали. Получался материал, похожий на бумагу, только тоньше. Большие тексты писали заострёнными палочками на длинных полосах папируса. Их длина иногда достигала до 40 метров, затем сворачивали в свитки. (Показать иллюстрацию). К сожалению, папирус не очень прочный. Ему нужен только сухой воздух. Поэтому человек искал новый материал для письма. Им стал пергамент. Пергамент – это обработанная кожа из шкур телят. Он был прочнее. Из пергамента впервые стали делать книги, очень похожие на наши. Они были очень дорогие, ведь на одну книгу требовалось целое стадо коров! Понятно, что купить книгу мог только богатый человек.
Помогла человеку бумага. Изобрели её в Китае. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете от других народов. И только через века они узнали как делать это чудо. И тогда появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. (Показать иллюстрацию с изображением летописца).
Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. (Показать иллюстрацию старинной книги и нарисованные на листах древние заглавные буквы).
Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную.
Как вы думаете, эти книги были доступны многим людям?
А что придумали люди, чтобы книг было много? (Придумали печатать).
Человек придумал печатный станок. (Показать печатный станок). И ускорил изготовление книг. Машины обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготавливают переплёт, чтобы книга служила дольше.
Как вы думаете, прежде чем напечатать книгу, что необходимо подготовить? (Ответы детей). Материал для книги. Над этим работают поэты, писатели, художники. Они решают, какого размера будет книга, как она будет выглядеть, какие будут рисунки.
Люди, каких профессий трудятся над созданием книги? (писатели, художники, печатники, наборщики). Умные машины разматывают бумагу с барабана, разрезают, печатают, скалывают листы в отдельные тетради, сшивают их и делают переплёт. Вот какой длинный и трудный путь у книги и сколько людей принимает участие в её создании.
И вот писатель Лев Толстой
Рассказывает сказку.
Хоть у машины нет ума,
Но знает она дело.
Листы нарежет вам сама
И сложит их умело.
А переплётчик их сошьёт,
Края обрежет мигом,
Потом оденет в переплёт,
И вот пред вами книга.
Приятно книжки почитать,
А сделать их попробуй
Искусство тонкое -печать,
И требует учёбы.
воспитатель:
- Дети, кто из вас знает, какие правила надо соблюдать, чтобы наши глаза не устали во время чтения?
Правильно, низко не накланяться, свет должен падать с левой стороны, не читать лёжа и во время движения в транспорте.
А сейчас мы выучим гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
Мы читали, рисовали,
Глазки наши так устали,
Дружно встанем по порядку,
Проведём для глаз зарядку.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
(предложить детям проследить глазами за движением, какого либо предмета, двигающегося в разных направлениях.)
воспитатель:
А вы умеете беречь книги?
Итог занятия:
Вот какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы её знаем теперь. Человек всё время мыслил, думал, внимательно изучал то, что его окружало. Сейчас бумагу делают из древесины. Она и по сей день остаётся главным материалом для письма и печатания.
Тема «Путешествие в прошлое»
Программное содержание (интеграция образовательных областей) :
Познавательное развитие: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа (избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, игрушки и т. д.) ; закрепить знания о кухонных принадлежностях (кочерга, ухват, чугунок, самовар) ; воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа.
Речевое развитие: обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
Художественно – эстетическое развитие: формировать интерес к русскому прикладному искусству.
Проведение занятия по теме: «Игрушки старины»
Ход:
В зал входят дети, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы совершим путешествие в прошлое нашей страны. Давным-давно в далекие времена жили-были добрые молодцы - могучие богатыри русские и девицы-красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема строить. Умели рукодельничать: ткать, прясть, вышивать.
Что бы вы хотели узнать побывав в прошлом? (ответы детей)
Воспитатель: Ну что ж, давайте перенесемся в прошлое. Поможет нам в этом волшебное колесо истории. Крепко держитесь за колесо, повторяйте за мной волшебные слова.
Можно пальчиком потрогать
Самый краешек мечты,
К ней найти свою дорогу,
Непременно сможешь ты.
К ярким звездам наши детки
В разноцветных снах летают,
Чтоб узнать, как жили предки,
В прошлое попасть мечтают.
Звучит музыка.
Слайд 1
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами оказались в русской деревне.
Русь деревянная - края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные песни поют
Воспитатель: подумайте, почему Русь называли деревянной? (ответы детей)
Слайд 2
Издавна на Руси дома строили из дерева. На Руси много лесов, поэтому дерево – самый доступный материал для строительства. Тепло и уютно живется в бревенчатых домах – избах. В старину говорили не «строить», а «рубить» избу. Дело это не легкое. Народ со всей деревни приходил на помощь соседу. Мужики за топоры брались, а женщины за приготовление угощения. В такой работе родилась пословица: «не взявшись за топор – избы не построишь».
Давайте все вместе повторим пословицу. Как вы думаете что она означает? А теперь немного поработаем:
ФМ «Строители»
Молотком стучу, стучу,
Сто гвоздей заколочу.
Буду строить дом, дом,
Будем жить в нем, в нем.
(Звучит музыка, появляются девочка – хозяюшка с караваем, кланяется)
Слайд 3.
Воспитатель: Посмотрите, в избе хозяюшка нас встречает.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие.
Дети отвечают на приветствие известными им пословицами.
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Много гостей - много и новостей!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в избе самое главное? Попробуйте отгадать мою загадку: "Ах, какая старая бабушка! Вся белая – белая. На улице лето – на нее и внимания не обращают. А зима придет – так и липнут к ней" (печь). Правильно! И в нашей с вами избе есть печка, вот она, теплая!
Слайд 4
Что вы знаете про русскую печку? (ответы детей) .
С печкой связана вся жизнь и быт русских людей. Печь – это сердце дома. Складывали печку из кирпича и обмазывали глиной, клал печь печник. Хороший печник пользовался почетом и уважение на деревне.
Печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, пекли хлеб. На печке сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, рыбу. На печи люди спали или просто грелись. Для этого делали специальную лежанку. Трещит мороз на дворе, воет ветер, а на печке тепло и уютно.
В старину про печь говорили: «Государыня – печка, печь нам мать родная».
Ребята, расскажите пословицы о печке.
Мала печка, да тепленька.
У холодной печи не согреешься.
Гости на печь глядят, видно каши хотят.
Что есть в печи – на стол мечи.
Ребята, знаете ли вы, в чем варили каши да щи в деревне?
К низу узок, верх широк
Не кастрюля… (чугунок)
Слайд 5
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и не бился
А как их в печь поставить, если горячо, здесь был нужен другой помощник.
Из русской печи кашу тащи.
Чугунок очень рад
Что его схватил… (ухват).
Слайд 6
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.
Посмотрите, как нужно пользоваться ухватом.
Для ухода за печкой нужна кочерга.
Слайд 7
Что кочергой делали? (размешивали угли, сгребали жар).
Про нее говорили: «Кочерга огня не боится».
Еще один предмет для печи – хлебная лопата.
Слайд 8
С ее помощью сажали хлеба и пироги в печь и доставали их оттуда.
Хозяйка: А вот, мы что-то забыли. Еще одну загадку отгадайте.
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.
Слайд 9
Воспитатель: на Руси ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами.
Если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. (достает расписную посуду – ложки, тарелку, доску)
Слайд 10
А вот они какие. Ложки расписные. Расписывают вручную настоящие художники. А какой это вид росписи? (хохломская) а какие виды росписи вы знаете? (Городецкая. Гжель и т.д.)
Хозяйка: А еще, ложки можно использовать как музыкальный инструмент, ведь они издают такой чудесный звук (стучит ложками). Давайте попробуем (раздает детям ложки).
Дети играют на ложках.
Хозяйка: Вот, молодцы!
Слайд 11
Воспитатель обращает внимание на прялку.
Да ребята, это прялка. Ее так называли, потому что на ней прядут.
Для чего нужна прялка? (ответы детей)
Слайд 12
Это нелегкий труд, тут сноровка нужна да терпение. Нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать и на веретено наматывать.
Слайд 13
Хозяюшка: Посмотрите, сколько я ниток напряла! (показывает корзину с разными клубками. Нечаянно роняет корзину - клубки раскатываются) Ой мои клубки все раскатились, нитки перепутались. Помогите их в клубочки смотать. (Дети сматывают клубки)
Динамическая пауза «Смотай клубочек»
Воспитатель: Хозяюшка, а для чего тебе эти нитки нужны?
Хозяюшка: Чтобы вязать.
Воспитатель: А что можно связать из этих ниток? (ответы детей)
Слайд 14
Воспитатель: В старину, ребята, долгими зимними вечерами собирались люди вот в такой большой избе: пели, рассказывали сказки, загадывали загадки.
Воспитатель: Ещё люди работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти. Говорили шутки - прибаутки, водили хороводы. Такие вечера назывались у них посиделками. А еще они делали обереги.
Что такое оберег? Оберег- предмет, оберегающий, охраняющий от чего-либо.
Воспитатель: Давайте, ребята, отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем оберег. Для начала мы вспомним какие обереги мы знаем и уже делали.
Кукла-закрутка, кукла из ниток, кукла-крупеничка…
Чтобы сделать красивый оберег, нужно потрудиться.
Воспитатель: Создавая оберег нужно соблюдать некоторые правила
Обереги не могут быть изготовлены для себя
Обереги изготавливаются только по доброй воле, никто вас не может заставить
Самые сильные обереги те, которые изготовлены вашими родственниками мамой, папой, бабушкой, братом или сестрой
В процессе создания оберега нужно думать о том человеке, для которого вы его делаете. Если вы будете постоянно думать о этом человеке, он действительно защитит этого человека от беды.
Изготовление пояса-оберега.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают работы.
Воспитатель: Вы все потрудились молодцы.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в наше время. Ребята, что познавательного вы узнали сегодня, путешествуя в прошлое? (ответы детей)
Умный сильный наш народ
Свою землю бережет
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Давайте попрощаемся с хозяюшкой, а вернуться назад в наше время нам поможет «Колесо истории».
Дети держатся за колесо, говорят волшебные слова. Звучит музыка.
"Раз, два, три - в настоящее нас верни". Вот мы и попутешествовали во времени, и это не в последний раз.
Я вам загадая загадку о предмете старины:
Выпускает жаркий пат
Древний чайник…(самовар)
Когда хорошо поработали, люди устраивали чаепитие с баранками. (накрывается стол)
Организация: МБДОУ «Детский cад «Светлячок»
Населенный пункт: Заинский район, город Заинск, Республика Татарстан
Конспект тематического занятия
с детьми подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое книги»
Автор-составитель: Кубышкина Марина Викторовна, воспитатель, первая квалификационная категория муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида» Заинского муниципального района РТ.
Цель. Познакомить детей с историей создания книги, используя компьютерные технологии, показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; познакомить и вызвать интерес к творческой деятельности людей, создающих книги; воспитывать бережное отношение к книгам, любовь к книгам и чтению. Учить детей слаженно работать в парах для достижения общей цели.
обучающие:
· продолжать обогащать представления детей о мире предметов;
· познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают;
развивающие:
· расширять и уточнять представления о людях разных профессий;
· развивать умение поддерживать беседу;
- развивать интерес к разгадыванию загадок.
воспитательные:
· воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение;
· развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми, проявлять доброжелательные отношения друг к другу.
Оборудование:
- глиняные дощечки
- береста
- гуашь
- кисти для рисования
- деревянные палочки.
- печати с буквами.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята, меня зовут Марина Викторовна.
Я вам принесла волшебную коробочку, что в ней лежит, узнаете, если отгадаете загадку:
«Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает»
А вы любите, когда вам читают сказки? (Ответы).
K акие сказки вы знаете? (Ответы)
Хотите узнать, откуда к нам пришла книга? Тогда я вас приглашаю совершить путешествие в «Прошлое книги». На каком транспорте можно отправиться путешествовать? (ответы)
А я вас приглашаю совершить путешествие на «Машине времени».
СЛАЙД с изображением Египта.
Какая удивительная страна. Мы с вами попали в Древний Египет. В Египте создали первую книгу. Посмотрите.
СЛАЙД с изображением глиняных дощечек.
Для записи использовали глиняные дощечки, на которых писали деревянными палочками, а потом складывали друг на друга дощечки и получались книжные страницы из глины.
Давайте и мы с вами попробуем сделать глиняную книгу. Садитесь. Перед вами глина. Возьмите палочки напишите букву «А». Получается?
Дети, мы с вами написали по одной букве, и получилось такая стопка, это очень
неудобно, книга получилась большая и тяжёлая. Но по-другому человек не научился писать книги.
- Пока летим, посмотрим на звёзды, ловите звёздочки глазами.
СЛАЙД с изображением звёздочек (гимнастика для глаз)
СЛАЙД с изображением Древней Руси.
Мы с вами оказались в ДРЕВНЕЙ РУСИ и я хочу вам рассказать, как писали на Руси. Посмотрите, какие красивые русские берёзки.
СЛАЙД с изображением бересты.
Дети, посмотрите, что у меня в руках? (ответы детей)
Это береста – кора берёзы. В древней Руси писали на бересте. Посмотрите. Первые книги были берестяные. Повторите. Давайте и мы попробуем написать на бересте.
Получается? (ответы).
На бересте, тоже неудобно было писать.
Физ. минутка под музыку
Прошло много лет, человек научился делать бумагу, с тех пор книги, стали печатать на бумаге. А как это произошло? Смотрите.
СЛАЙД с изображением деревянного трафарета.
Буквы вырезали из дерева. На них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот так появилась первая печать. Люди, которые этим занимались, назывались книгопечатниками. Предлагаю вам стать книгопечатниками. Подойдите к столу. Смотрите и повторяйте за мной. Возьмите букву нанесите краску и поставьте печать на бумагу. Посмотрите, какую мы свами печатную книгу создали. Но нам пора возвращаться. Вставайте в машину времени. А чтобы нам не скучно было лететь, произносите за мной слова, хорошо работая губами и язычком.
Пальчиковая гимнастика.
Трик-трак, трик-трак
Под мостом жил старый рак
Рыжий хвост пошёл на мост
Рак схватил его за хвост
Мяу – мяу, помогите
С хвоста рака отцепите
Все бегут, и ты беги
Коту Ваське помоги.
Вот мы и прилетели, выходите ребята.
СЛАЙД с изображением детского сада.
- Куда мы попали? (фото детского сада). Как называется город? (ответы). Вот мы и дома. Ребята, вам сегодня было интересно? Расскажите, что нового, интересного вы узнали? Из чего делали книги? (ответы детей). Вот такой длинный путь прошла книга, чтобы попасть к нам в руки. Книга – источник знаний. Она нас учит добру, мудрости. Будете дружить с книгой - многое узнаете. Ребята, книга на татарском языке будет называться «Китап», повторите. Я хочу подарить вам книгу, читайте её в свободное время. До свидания!
С писок используемой литературы:
Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика - Синтез, 2011.
Программное содержание (интеграция образовательных областей):
Познавательное развитие : познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа (избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, игрушки и т. д.); закрепить знания о кухонных принадлежностях (кочерга, ухват, чугунок, самовар); воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа.
Речевое развитие : обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
Художественно – эстетическое развитие : формировать интерес к русскому прикладному искусству; развивать певческие навыки и русские традиционные танцевальные движения.
Предварительная работа:
Оборудование:
Ход:
В зал под музыку входят дети.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы совершим путешествие в прошлое нашей страны. Давным-давно в далекие времена жили-были добрые молодцы - могучие богатыри русские и девицы-красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема строить. Умели рукодельничать: ткать, прясть, вышивать.
В гости принято ходить красиво одетыми, нарядными, вот и мы принарядились: на девочках - русские сарафаны, на мальчиках - рубашки. Именно такая была одежда на Руси. Что бы вы хотели узнать побывав в прошлом? (ответы детей)
Воспитатель: Ну что ж, давайте перенесемся в прошлое. Поможет нам в этом волшебное колесо истории. Крепко держитесь за колесо, повторяйте за мной волшебные слова.
Можно пальчиком потрогать
Самый краешек мечты,
К ней найти свою дорогу,
Непременно сможешь ты.
К ярким звездам наши детки
В разноцветных снах летают,
Чтоб узнать, как жили предки,
В прошлое попасть мечтают.
Звучит музыка.
На экране появляется слайд с изображением деревни и церкви .
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами оказались в русской деревне.
Русь деревянная - края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные песни поют
Воспитатель: подумайте, почему Русь называли деревянной? (ответы детей)
( Звучит музыка, появляются девочки – хозяюшки)
Воспитатель: Посмотрите, в избе хозяюшки нас встречают.
Хозяюшки (вместе): Здравствуйте, гости дорогие.
Дети отвечают на приветствие известными им пословицами.
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Много гостей - много и новостей!
Что есть в печи - на стол мечи!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в избе самое главное? Попробуйте отгадать мою загадку: "Ах, какая старая бабушка! Вся белая – белая. На улице лето – на нее и внимания не обращают. А зима придет – так и липнут к ней" (печь). Правильно! И в нашей с вами избе есть печка, вот она, теплая! Что вы знаете про русскую печку? (ответы детей).
Первая девочка-хозяйка: а в нашей печи уже и каравай поспел, пышный да румяный.
Вторая девочка – хозяйка:
Дорогих гостей встречаем,
Круглым, пышным караваем
Каравай мы вам подносим,
Вместе: Поклонясь, отведать просим.
Воспитатель принимает каравай, благодарит с поклоном.
Воспитатель: В старину, ребята, долгими зимними вечерами собирались люди вот в такой большой избе: пели, рассказывали сказки, загадывали загадки.
Хозяюшка: А ещё людиработали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти. Говорили шутки - прибаутки, водили хороводы. Такие вечера назывались у нас посиделками.
Хозяюшки: Приглашаем девиц-красавиц в хоровод.
Хоровод «Калинушка»
Воспитатель приглашает детей сесть на скамейки.
Воспитатель: Трудолюбивые люди были на Руси. Об этом и пословицы говорят. Давайте их вспомним. (дети вспоминают пословицы о труде)
Воспитатель: Смотрите, вот и наши хозяюшки за дело принялись.
Девочка сидит за прялкой, хозяюшки напевают:
Позолоченная прялица
Я пряду, а нитка тянется
Я пряду, а нитка тянется
Мне моя работа нравится
Хозяюшка: Догадайтесь, что я делаю?
Дети: Нитку прядете
Хозяюшка: Правильно, я нитку пряду. А на чем пряду?
Воспитатель обращает внимание на прялку.
Воспитатель: Да ребята, это прялка. Ее так называли, потому что на ней прядут. А работает она так. Хозяюшка, покажи нам. Пальчиками вытягивает шерсть, крутит нитку, начинают прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (Хозяюшка крутит веретено) (крутится, вертится).
Хозяюшки вместе: По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь - тем больше толстею.
Воспитатель : Вот за это его и назвали веретеном. Слово «веретено», ребята, происходит от слова «вертеться». Ну ка, повертитесь, как веретено.
(Дети кружатся вокруг себя)
Воспитатель: Для чего нужна прялка? (ответы детей)
Первая хозяюшка: . Это нелегкий труд, тут сноровка нужна да терпение. Нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница - прялка.
Вторая хозяюшка: Посмотрите, сколько я ниток напряла! (показывает корзину с разными клубками. Нечаянно роняет корзину - клубки раскатываются) Ой мои клубки все раскатились, нитки перепутались. Помогите их в клубочки смотать. (Дети сматывают клубки)
Динамическая пауза «Смотай клубочек»
Воспитатель: Хозяюшка, а для чего тебе эти нитки нужны?
Хозяюшка: Чтобы вязать.
Воспитатель: А что можно связать из этих ниток? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям осмотреть «избу» и найти старинные предметы, которые в современном мире уже увидишь.
Дети поочерёдно приносят предметы и предлагают хозяюшке отгадать загадки. (Лапти, ухват, кочерга, веник, печка, колыбель)
Звучат загадки.
Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет. (лапти)
К лесу иду пустым-пусто, из лесу иду густым-густо.
Сорок братцев вместе живут, мусор метут
Железный бес, на стол залез - четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо .
Воспитатель предлагает детям рассмотреть самовар .
Воспитатель: Самовар железный, блестящий, красивый. У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки, в нем кипятят воду и потом пьют чай.
Сколько не мучайся, не три его, а белей не сделаешь. (чугунок)
Воспитатель: Чугунок черный, потому что он постоянно стоит на огне в печке и от копоти весь почернел. Сделан он из прочного металла – чугуна, поэтому он так и называется. Он очень прочный, в печке не сгорит.
Кто в избе рогат? (ухват)
Воспитатель : Ухват нужен был для того, чтобы вытаскивать чугунок из горячей печи. За то, что он вот этими железными «рожками» «хватал», «ухватывал» чугунок его и прозвали ухват.
Сама не ем, а всех кормлю? (ложка)
Первая хозяюшка : Ложки деревянные нарядные, красивые расписные. Их расписывали народные умельцы. Мы в деревне ложками не только едим, но еще и играем на них. Тех, кто умеет играть на ложках, называют у нас ложкари.
(Игра на ложках)
Звучит музыка. Входит тетушка Любава, здоровается с детьми, исполняет русскую народную песню.
Хозяюшка и дети: Тетушка Любава, спасибо тебе за красивую песню. А мы тебе хотим подарить частушки.
Исполняют «Веселые частушки»
Тетушка Любава благодарит детей за веселые частушки: Вы мне частушки, а я вам игрушки.
Дарит корзинку с игрушками, прощается и уходит.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие интересные игрушки. Что вы знаете о русской игрушке. (рассказы детей об игрушках)
Воспитатель предлагает детям спеть колыбельную песню.
Воспитатель: Мы для хозяюшек сделаем и подарим куклу-оберег. Если куклу делали из крупы, то её называли «Крупенечкой», если из зерна - «Зернушкой», а мы сделаем нашу куклу из гороха, и будет она называться «Горошинкой». Посмотрите, ребятки, горох раскатился на столе у хозяюшек. Давайте поможем его собрать в чудесный мешочек, где и будут эти семена храниться до самой весны. Это будет не просто мешочек, а кукла- оберег «Горошинка». Она будет приносить в дом достаток, сытость, силу.
Дети вместе с воспитателем делают большую куклу-оберег и дарят ее хозяюшкам .
Воспитатель: А нам пора возвращаться в наше время. Ребята, что познавательного вы узнали сегодня, путешествуя в прошлое? (ответы детей)
Воспитатель : Умный сильный наш народ
Свою землю бережет
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Давайте попрощаемся с хозяюшками, а вернуться назад в наше время нам поможет «Колесо истории».
Дети держатся за колесо, говорят волшебные слова. Звучит музыка.
1 ребенок: Путешествию конец, кто был с нами - молодец.
2 ребенок : Надо бы каждому молодцу с огороду по огурцу.
Воспитатель . Ребята, а вы хотите попасть в прошлое, что было давным-давно?
Представьте, что у нас с вами есть машина времени! Мы отправляемся с вами в путешествие! Все закрыли глаза, и прислушались к тишине.
(Звучит звук машины времени) . Открываем глаза. Слышите?
(Звучит русская песня).Это девицы и молодцы хоровод водить торопятся, а за ними и ребятишки следом. И мы с вами в хороводе пойдем,а отправимся в гости на посиделки.
«Музыкальная дорожка
» русская народная мелодия «Ах, вы сени»
1. Дружно за руки возьмемся
И по кругу все пойдем
Мы шагаем не спеша
Ногу ставим мы с носка
(Идут по кругу хороводным шагом)
2. Врозь носочки, пятки вместе
Потанцуем мы на месте
Приседаем, посмотри
Спинку ровненько держи
(Выполняют полуприседания «Пружинка»)
3. А теперь мы поспешим
По дорожке побежим
И попрыгаем немножко
По дорожке, по дорожке
(Выполняют поскоки друг за другом)
4. Тихо, тихо мы пойдем
В гости мы сейчас зайдем
(Выполняют пружинящий шаг)
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой,
Видно, варится обед,
Есть здесь кто-то или нет?
Хозяйка: Здравствуйте,гости дорогие, милости прошу в мой дом. Гость на двор – хозяйке радость!
Посмотрите у нас сегодня гости. Приветствуем Вас люди добрые!
Хозяйка: Проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостью красное место.
В старину темными и зимними вечерами собирались люди в большой избе на посиделки.
Люди начинали заниматься домашними делами, все делали своими руками, да не кое-как, а так, чтобы душа пела да глаз радовался. Хотите узнать в каких избах жили раньше.
Видео «Русская изба»
Избами назывались раньше дома, построенные из дерева.Избы были небольшими, всего одна комната. А комнату в те времена называли горницей.В горнице стояла печь, стол,лавки,домашняя утварь. Вдоль стен стояли широкие лавки,на которых сидели, а иногда спали. В каждой избе была прялка, на которой женщины пряли шерстяные нитки и вязали носки, варежки и другие вещи.
Все в русской избе было сделано из дерева. Вот и в моей горнице все деревянное. Можете в моей горнице все посмотреть и все потрогать.
Воспитатель .Ребята, а я то просмотрела из чего построена изба? А что главное было в избе? Для чего нужна была печь в избе?.Как раньше назывались деревянные дома? Как называлась комната в избе. Из чего сделаны лавки. посуда?А какие вы молодцы. Все запомнили.
Хозяйка. Где песня льется, там весело живется.
А ну-ка разбирайте ложки хохломские,псковские.Запевайте песню шуточную.
Давным-давно из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки… все это придумал народ и называется это – « Фольклор » - народная мудрость.
А как мы знакомимся с фольклором разных народов?
Но в старину всего этого не было.
Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям?
Хозяйка : Верно, в старину старики передавали знания традиций от одного к другому через сказания, легенды, былины, через песенки, потешки, приметы, поговорки.
А давайте прибаутки сказывать.
Раздается плач ребенка.
Х-ка .Ой ребята, а знаете кто плачет в моей колыбельке. Пойдемте, посмотрим.Подходит к колыбельке приговаривает потешку.
А у меня есть доченька
звать ее Аленушка.
Девочка припевочка,
Круглая головушка.
Моей доченьке Аленушке пришло время спать. А вы знаете, что раньше укладывали детей спать вот в такие кроватки, которые назывались колыбельками или люльками. Укачивая в колыбельке ребенка,мама напевала баю-бай, желая своему сыночку или дочке добра и здоровья. Давайте и мы споем колыбельную песенку.
Вот и спит моя доченька.
Положу-ка я ее в колыбельку.
Тары-бары растобары
Поиграть сейчас пора бы.
Игра «Угадай героя сказки»
У меня есть волшебный клубочек (показывает).
1.Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех,
Кроме «рыжей» , вот так смех! («Колобок» )
2.Лисичка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. («Теремок» )
3.Если сбрасывает кожу,
На красавицу похожа.
(Царевна-лягушка)
4.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)
5. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Хорошо знаете сказки, молодцы.
В старину любили разных зверушек и даже складывали про них песни. Мы с вами сейчас споем русскую песню «Плетень»
Хозяйка : А вы, мои хорошие, знаете, кто такой домовой? А чем он занимается?
Хозяйка : Да, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живёт домовой?
Хозяйка : Правильно.
В моем доме, живёт домовой Кузя. Он, как и вы, ещё маленький, он домовёнок.
Раздаётся стук за печкой.
Хозяйка высказывает предположения,что кто- то пришёл и предлагает пригласить его в дом. Однако никто не появляется. Ситуация повторяется трижды. Хозяйка предлагает пригласить невидимого гостя самыми вежливыми и добрыми словами, которые ребята только знают.
В ответ на печке – ширме появляется игрушка- домовенок Кузя.
Домовой за печкой жил,
С ребятишками дружил,
Он хозяйке помогал,
Всех гостей он развлекал.
Потом прячется, затевая с детьми игру «Аюшки».
Хозяйка : Конечно. Как вы ребята, думаете,а у вас в детском саду есть домовой? Подумайте, как можно назвать домового, который живет в детском саду?
Слышится шум, грохот.
Хозяйка: Это Кузя опять проказничает. Пойду посмотрю, что на этот раз он сделал.
Ребята, вы представляете, что он сделал? Перевернул чашку с металлическими гайками в чашку с горохом. Что мне делать? Как мне отделить гайка от гороха?
Игра «Волшебный магнит»
Хозяйка . Спасибо, ребята. Давайте еще поиграем.
Игра «Шел козел по лесу»
Хозяйка У моего, Кузи все носки прохудились, хотела заплатки поставить да забыла. Ребята, поможете мне заплатки поставить?
Игра «Подбери заплатку»
Хозяйка Спасибо вам,ребята.
Вот и закончились наши посиделки. Мне пора уходить. Заходите еще ко мне в гости. Я вам блинов, да пирогов напеку. До свидания.
Воспитатель . А нам тоже пора в детский сад возвращаться. Включаем машину времени. Закрываем глаза… Вот мы опять в детском саду.
А вам понравилось наше путешествие в прошлое? Чему вы сегодня научились? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Все вы были молодцы!
Смотрите. Здесь какая-то записка, наверное, хозяюшка оставила. Давайте прочитаем. « Желаю вам жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и фольклор наш любить!» .
А теперь, мы попрощаемся с гостями. До свидания!