Детский фитнес – спорт нужен не только взрослым. Рабочая программа детский фитнес Программа работы фитнеса для детей
Разделы: Работа с дошкольниками
Срок реализации программы – 1 год (октябрь-май).
Пояснительная записка
Направленность и уровень программы.
Направленность - физкультурно-спортивная.
Уровень – ознакомительный.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна – по степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклическог о характера.
В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные и подвижные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата.
Циклические упражнения – это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.
Традиционные формы физической культуры в дошкольном учреждении (с использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ.
Ведущая роль в этом принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости у детей.
Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20–30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания.
Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ-аэробике, Оптимальное сочетание которых в ходе занятий позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию но и развивать координацию движений и речь.
У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой, повышаются адаптивные возможности организма, благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым, бодрым).
Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы сделать их ещё более интересными и насыщенными, используются индивидуальные снаряды – степы.
Степ – это небольшая ступенька, приподнятая платформа, название которой произошло от английского слова “step”. Изобретена она была в Америке известным фитнес-инструктором Джином Миллером. С помощью степ-аэробики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ-аэробикой – укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.
Плюсы использования степ-аэробики в работе с детьми:
- Первый плюс – это огромный интерес ребятишек к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.
- Второй плюс – у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.
- Третий плюс – это развитие у ребёнка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.
- Четвёртый плюс – воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др.
- Пятый плюс – это повышение выносливости, а вслед за этим и сопротивляемость организма.
Но самое главное достоинство степ-аэробики – её оздоровительный эффект. Поэтому возникла необходимость создания программы физкультурно-спортивной направленности, которая дополняла бы программу по физическому воспитанию в ДОУ и способствовала оздоровлению детей.
Актуальность - в настоящее время проблема оздоровления детей дошкольного возраста имеет центральное место в современном обществе. Именно в этот период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям любимым делом.
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, активные и здоровые.
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих детские дошкольные учреждения, продолжает оставаться высокой.
Педагогическая целесообразность – в многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие старшего дошкольника и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма.
Цели и задачи программы.
Цель: укрепление здоровья детей через повышение сопротивляемости организма.
I. Развивающие задачи
1. Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.
2. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.
3. Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.
4. Формировать и закреплять навык правильной осанки.
5. Содействовать профилактике плоскостопия.
6. Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.
7. Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся.
8. Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.
9. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
II. Образовательные задачи
1. Обеспечить занимающихся знаниями о влиянии занятий детским фитнесом на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях детским фитнесом, профилактике травматизма.
2. Формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнидеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт.
3. Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений.
4. Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.
III. Воспитательные задачи
1. Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
2. Содействовать формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи).
3. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.
4. Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).
Отличительные особенности данной программы от уже существующих
Отличается комплексом упражнений, рассчитанным для данной возрастной категории.
Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.
"Step " в переводе с английского языка буквально означает “шаг ”.
Данная программа позволяет использовать степ- аэробику в системе фитнесс тренировки как ключевое звено для развития всех функциональных систем организма и сочетает в себе не только движения циклического характера с использованием степ – платформы но и силовую гимнастику на степ- доске. В программу включено множество упражнений на степ-платформе с предметом и без него, интересные спортивные игры разной подвижности, элементы художественной гимнастики, элементы акробатики, игровой стретчинг.
Возраст детей, обучающихся по данной программе.
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Сроки реализации программы. Курс программы “Детский фитнес” рассчитан на 1 год (октябрь-май) Программа рассчитана на детей, не имеющих медицинских и иных противопоказания к двигательной активности.
Формы и режимы занятий. На занятиях детским фитнесом используется групповая форма работы с детьми (в группе не более 10-13 человек). Занятия проводятся 2 раза в неделю (общий объём – 64 занятия в год) продолжительностью 40 минут (30 мин. + 10 мин. физкультминутка).
Ожидаемые результаты и формы определения результативности.
Ожидаемые результаты:
Целенаправленная работа с использованием степ-платформ позволит достичь следующих результатов:
Сформированность навыков правильной осанки;
Сформированность правильное речевого дыхания.
Развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).
Сформированность умений ритмически согласованно выполнять степ-шаги под музыку.
Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
Воспитывать чувство уверенности в себе.
Мониторинг детского развития проводится 2 раза в год (в декабре и мае). В проведении мониторинга участвует инструктор и дети. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды занятия, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Цель мониторинга: обеспечить комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной программы “Детский фитнес”, развития их личностных качеств.
Объект мониторинга: личностные характеристики и компетенции детей в результате освоения программы “Детский фитнес”.
Способы фиксации данных обследования:
- Данные тестирования.
Способы обработки результатов:
- Обобщение результатов в таблицы.
- Качественный анализ данных обследования.
Показатели и индикаторы успешности развития детей.
Критерии оценки:
- 3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, систематичность, целенаправленность.
- 2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.
- 1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.
Мониторинг физических качеств
В основу мониторинга легли разработки кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики физического воспитания Уральской государственной академии физической культуры Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ Степаненкова Э. Я.
Быстрота определяется временем пробегания отрезков дистанции 30 м – с высокого старта, частотой движений.
Об уровне развития скоростносиловых способностей у дошкольников судят по результатам прыжка с места (см), по длине и высоте прыжков с разбега (см), прыжка вверх с места (см); по приседанию за 20 с (количество раз); подъему туловища из положения лежа в течение 10 с (количество раз) и др.
Для оценки общей выносливости используется задание: преодоление дистанции на 90 м.
Для определения силы применяют методику бросок набивного мяча из-за головы.
Из всех двигательных заданий, характеризующих динамическую силу мышц брюшного пресса, наиболее предпочтительным для детей 4-7 лет считается поднимание туловища в сед из положения лежа на спине и обратно, руки скрещены на груди.
Ловкость выявляется по времени челночного бега по прямой, выполняемого с двумя поворотами (общая дистанция – 30 м). Челночный бег – многоструктурное двигательное действие, и его результат опосредован в большей степени ловкостью.
Для оценки гибкости используются тесты на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке.
Оценка функции равновесия производится по выполнению разных заданий. Статическое равновесие можно определить по продолжительности стояния в пределах 3 мин в положении “носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед”. Фиксируются длительность стояния в секундах, а также некоторые качественные показатели выполнения задания: расположение ног, характер балансирования.
Для оценки динамического равновесия используется ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).
Показатели мониторинга заносятся в диагностическую таблицу.
Формы подведения итогов реализации программы.
Открытые занятия для родителей;
Показательные выступления на базе ГБОУ Школа №814;
Участие в праздниках и досугах СП ДО №666 и других ДО комплекса;
Участие в соревнованиях по плану методического кабинета;
Участие в конкурсах районного, окружного и городского уровня.
Восточно - Казахстанская область. Коммунальное Государственное учреждение
«общеобразовательная средняя школа №1»города Аягоза.
Учителя физической культуры- Нихамбаевой Э.К.
Домашний адрес: г.Аягоз ул.Дюйсенова 108 кв.18.
Электронный адрес:[email protected]
Год составления 2015 год
Пояснительная записка
Понимание воспитательной ценности физической культуры - важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности. Вместе с этим это единственный учебный предмет,формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу. Содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования. Одним из средств повышения интереса к урокам физической культуры, видится применение современных фитнес –технологий, как один из результативных путей.
В образовании существуют разные программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: «Ритмика», «Ритмика и танец», «Оздоровительная аэробика», программы по различным видам спорта. Дети средней группы основной школы более эмоциональные, поэтому для них подходит больше программа «Детский фитнес». Программа детского фитнеса включает в себя танцевальные упражнения, аэробику, гимнастику, игры и т.п.
Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ государственными стандартами, разработана программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Детский фитнес» для обучающихся 5-6 классов.
Цель программы : разностороннее физическое и духовное развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни, увеличение функциональных резервов организма, и профилактика заболеваний.
Достижение цели возможно через решение следующих задач :
Обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.
Развивать основные физические качества, координационные ориентационно-пространственные, временные, ритмические способности.
Формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
Обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями под музыку;
Формировать представление о здоровом образе жизни, влиянии движения и музыки на состояние организма;
Обучать приёмам релаксации и самодиагностики;
Обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами оздоровительной аэробики, ритмической гимнастики с предметами, танцевальных упражнений;
Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности.
Программа «Детский фитнес» для школьников 5-6 классов рассчитана на 2 года обучения (68 часов). Программа предполагает проведение занятий со школьниками 1 час в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Занятия по программе «Детский фитнес» включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий фитнесом, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики, аэробики, танцах, играх, истории фитнеса, танцев.
Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям аэробики, танца, ритмической гимнастики с предметами, акробатики, подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.
Введение в образовательную программу
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Степ-аэробика
Фитбол-аэробика
Оздоровление
Данная программа предполагает использование спортивного инвентаря (на 1 группу):
Гимнастические коврики - 15 шт.
Гимнастические мячи -15 шт.
Гимнастические обручи -15 шт.
Гимнастические маты - 8 шт.
Скакалки - 15 шт.
Мячи большие резиновые (фитбол) - 15 шт.
Результатом освоения программы «Детский фитнес» будет являться формирование таких качеств личности, как организованность, толерантность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, артистичность, способность к эмпатии, дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.
Данная программа может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, инструкторами по фитнесу и детской аэробике.
Планируемые результаты освоения программы.
Программа по внеурочной деятельности «Детский фитнес» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «фитнес», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;
раскрывать понятия: синхронно, музыкально, ритмично;
ориентироваться в видах аэробики, танцевальных жанрах, гимнастики;
выявлять связь занятий фитнесом с досуговой и урочной деятельностью;
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, танцах.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства c народными танцами, играми;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентации на их выполнение;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, мини группам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Осуществление контроля за реализацией программы включает в себя :
соревнования по аэробике;
зачётное проведение динамических пауз в классах с одноклассниками;
защиту игровых программ и проведение их на переменах;
представление самостоятельно и в группах составленных комплексов аэробики, партерной гимнастики, ритмической гимнастики с предметами в зачётной форме;
заполнение в портфолио тестирования показателей физического здоровья и физической подготовленности.
Требования по техники безопасности во время занятий видами фитнеса.
Во время выполнения комплексов и упражнений классической аэробики существуют запрещенные движения:
быстрые круговые движения головой и излишние наклоны головы вперед и назад;
упражнения (махи ногами) в стойке на коленях с опорой на кисти;
прогиб туловища в положении лёжа на животе с упором на кисти;
подъём двух прямых ног из положения лёжа на спине;
переход из положения лёжа в положение сидя с прямыми ногами;
«глубокие приседания», где угол в коленном суставе менее 90 градусов;
наклоны вперёд, стоя на прямых ногах;
прогиб туловища назад в положении стоя;
вращательные движения коленями;
работа с отягощениями на выпрямленных руках;
резкие скручивания туловища («мельница»);
движения с чрезмерной амплитудой;
максимальные нагрузки и продолжительное изометрическое напряжение;
шаг на платформу спиной вперёд;
спуск с платформы прыжком.
Учебно-тематический план программы «Детский фитнесс»
Название темы | Теория (час) | Практика(час) | Количество часов |
|
I |
||||
ТБ, введение в образовательную программу. | ||||
Гигиена спортивных занятий. | ||||
II |
||||
Элементы строевой подготовки | ||||
Силовые упражнения для рук | ||||
Силовые упражнения для ног | ||||
Силовые упражнения для шеи и спины. | ||||
III |
||||
IV . Степ-аэробика (11 часов) | ||||
Степ-аэробика | ||||
V . Фитбол-аэробика (6 часов) |
||||
Фитбол-аэробика | ||||
VI . Оздоровление (16 часов) | ||||
Коррекционные упражнения | ||||
Партерная гимнастика. | ||||
Стретчинг | ||||
VII . Закрепление и обобщение полученных знаний и умений (12 часов) |
||||
Закрепление и обобщение полученных знаний и умений | ||||
Итого |
Календарно-тематическое планирование программы «Детский фитнесс» 5 класс.
п/п | Тема занятия | часы | дата | дата |
|
5 класс |
|||||
I . Введение в образовательную программу (4 часа) |
|||||
ТБ, введение в образовательную программу | Правила техники безопасности нахождения и занятия в зале аэробики, правила поведения на занятиях. Ознакомление обучающихся с планом занятий, пояснение основных понятий аэробики. | ||||
Начальная диагностика | Начальная диагностика ЗУН по контрольным упражнениям. Диагностика уровня воспитанности. | ||||
Гигиена спортивных занятий | Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся, к прическе, правила поведения после занятий) | ||||
Виды аэробики. Разновидности танцевальной аэробики. | Виды аэробики: классическая, танцевальная, оздоровительная, степ-аэробика и их характеристика. Разновидности танцевальной аэробики: Фанк-аэробика, хип-хоп, латино, сити-джэм, афро-аэробика и др. Краткая характеристика | ||||
II . Общая физическая подготовка (8 часов) |
|||||
Элементы строевой подготовки | |||||
Общеразвивающие упражнения для рук | Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета | ||||
Общеразвивающие упражнения для ног | |||||
Общеразвивающие упражнения для шеи и спины | |||||
III . Специальная физическая подготовка (11 часов) |
|||||
Базовые шаги и связки аэробики | Техника выполнения базовых шагов и связок аэробики | ||||
Базовые шаги и связки аэробики | Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики в среднем темпе. Влияние занятий аэробикой на различные системы организма | ||||
Базовые шаги и связки аэробики | Техника выполнения базовых шагов аэробики | ||||
Базовые шаги и связки аэробики | Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики | ||||
Базовые шаги и связки аэробики | Закрепление базовых шагов. Запрещѐнные упражнения на занятиях аэробикой. Простейшие музыкальные композиции | ||||
Комплекс танцевальной аэробики | |||||
Комплекс танцевальной аэробики | Разучивание комплекса из выученных базовых шагов аэробики. Коррекция осанки | ||||
IV . Степ-аэробика (11 часов) |
|||||
Степ-аэробика. Т.Б. при выполнении упражнений на степах | |||||
Степ-аэробика | Разучивание базовых шагов на степе | ||||
Степ-аэробика | Разучивание аэробных связок на степе | ||||
Степ-аэробика | Упражнения на растяжку мышц ног | ||||
Итоговые занятия. Обобщение. Танцевальные композиции | |||||
6 класс |
|||||
V . Фитбол-аэробика (6 часов) |
|||||
Фитбол-аэробика | Техника безопасности при проведении занятий на фитболах. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся | ||||
Фитбол-аэробика | Влияние фитбол-аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения упражнений аэробики Знакомство с мячом. Обучение седу на мяче, прыжки на мяче | ||||
Фитбол-аэробика | Ознакомление с основными исходными положениями фитбол-аэробики и дыхательной гимнастики | ||||
Фитбол-аэробика | Разучивание основных исходных положений фитбол-аэробики и дыхательной гимнастики | ||||
VI . Оздоровление (16 часов) |
|||||
Коррекционные упражнения | Упражнения лечебной физической культуры, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний. Профилактика плоскостопия | ||||
Коррекционные упражнения | Закрепление связок и базовых шагов аэробики, используемых в фитбол-аэробике | ||||
Коррекционные упражнения | Дыхательная гимнастика | ||||
Коррекционные упражнения | Разучивание гимнастических упражнений, используемых в занятиях фитбол-аэробикой | ||||
Коррекционные упражнения | Релаксация Джекобсона | ||||
Комплекс детской йоги | |||||
Партерная гимнастика. | |||||
Стретчинг. Повторение элементов строевой подготовки | Отработка выполнения элементов строевой подготовки (строй, шеренга, перестроения и т.д.) | ||||
Стретчинг. Общеразвивающие упражнения для рук | Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета. Упражнения на развитие осанки, гибкости | ||||
Стретчинг | Упражнения на развитие осанки, гибкости | ||||
VII . Закрепление и обобщение полученных знаний и умений(12 часов) |
|||||
Общеразвивающие упражнения для ног. Коррекционные упражнения | Повторение общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для ног с предметом | ||||
Общеразвивающие упражнения для шеи и спины. | Повторение техники выполнения упражнений для туловища, шеи и спины | ||||
Стили танцевальной аэробики ОРУ для рук. ОРУ для ног. | Подробное ознакомление со стилями танцевальной аэробики; их сходство и различия; история возникновения, техника выполнения. | ||||
Знакомство с разновидностями и направлениями в фитнесе. Коррекционные упражнения | «Мамбо», профилактика плоскостопия, дыхательная гимнастика | ||||
Степ-аэробика. Знакомство с разновидностями и направлениями в фитнесе. Коррекционные упражнения | «Латино», релаксация | ||||
Танцевальная композиция | Составление и совершенствование итоговой музыкальной композиции из изученных упражнений | ||||
Итоговое занятие |
Словарь терминов
Аэробика - гимнастика под ритмичную музыку, которая помогает соблюдать ритм выполнения упражнений. Балет - вид сценического искусства, в котором действия персонажей выражается через танцы и музыку. Вальс - общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе - полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. общее название бальных танцев, исполняющихся в закрытой позиции. Выносливость - способность человека сопротивляться действию повторных нагрузок; Гибкость - способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой;
Гимнастика - вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и опорных прыжках. Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода. Здоровье - состояние живого организма, при котором организм способен полностью выполнять свои функции. Здоровый образ жизни - образ жизни человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Игры детские - вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни. Организм - тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Пи́ща - всё, что пригодно для еды и питья живыми организмами. Основное назначение пищи - быть источником энергии и «строительного материала» для организма. Партерная гимнастика - слово партер произошло от французского parterre (по земле): слово par - по, а слово terre - земля. Под "партерной" гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. Полька - быстрый, живой среднеевропейский танец , а также жанр танцевальной музыки. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем . Пульс (от лат. pulsus - удар, толчок) - колебания стенок кровеносных сосудов. Режим дня - это заранее точно установленный, размеренный образ жизни. Релакса́ция (от лат. Relaxatio - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Самоконтроль - Контроль над самим собой, над своей работой. Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Сила - способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам.
Спортивная гимнастика - вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья: для женщин - на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках.
Стретчинг - это вид аэробики, представляющий собой комплекс упражнений на растягивание.
Фанк-аэробика (Funk) – для этого вида занятий характеран особая техника движений (пружинящая ходьба) и более свободная пластика рук, акцентируется танцевальность и эмоциональность движений. Физи́ческая культу́ра - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности. Фитнес (англ. fitness , от глагола "to fit" - соответствовать, быть в хорошей форме) - в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека. Хорово́д (хоро, коло, корогод, карагод, харагод) - древний народный круговой обрядовый танец и содержит в себе элементы драматического действа. Художественная гимнастика - вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).
Список литературы
Лисицкая Т.С. Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе: лекции курсов повышения квалификации http://bmsi.ru/
Ресурсы интернета: www . missfit . ru http :// fitfan . ru
Программа для обучающихся 5-11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики /авт.- сост. О.С. Слуцкер, Т.Г. Полухина, В.С. Козырев
Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. – М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. – 72 с.
Буц, Л.М. Для вас девочки/ Л.М. Буц – М. Физкультура и спорт. – 1988 г.
Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С. Крючек. – М.:
Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. – 64с.
Прокопов, К.М. Клубные танцы: она / К.М. Прокопов – М. Аст. – 2005 г.
1.Пояснительная записка
Образовательная программа «Детский фитнес» по оказанию дополнительных платных услуг, разработка которой осуществлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Программа обеспечивает расширение возможностей по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 4 до 5 лет, и является документом, на основе которого дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет образовательную деятельность. Срок реализации Программы 2 года.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей. Общий объем деятельности соответствует требованиям действующих СанПиН.
Занятия фитнесом обеспечивают правильное развитие детского организма. В отличие от занятий физкультурой, детский фитнес направлен именно на поддержание здоровья и физической формы ребенка. В данном случае отсутствует «погоня за результатами», что подчас делает детский спорт более интересным для ребенка.
Эта программа корректирует осанку, предотвращает плоскостопие и проблемы с опорно-двигательным аппаратом, укрепляет сердечно-сосудистую систему, занимается развитием координации, силы, гибкости, выносливости, чувства ритма, артистичности.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влияет на нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, вместо возрастного развития основных физических качеств: быстроты, координации движений, выносливости, гибкости и силы).
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Необходимо обеспечить потребность ребенка в движении, дать возможность утолить «двигательный дефицит». Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес специализированных занятий, поэтому целесообразно и сознательно создаются занятия, когда дети могут выплеснуть не только свои эмоции и порезвиться, но и приобрести необходимые навыки и умения.
Разминка в детском саду и физкультура в школе - это, конечно, хорошо, но недостаточно для формирования физически здорового ребенка. Мало кто из преподавателей уделяет разработке специальной программы особое внимание, пытаясь подстроить занятие под каждого ученика. Что касается спортивных секций, то они не всем подходят, так как имеют узкую возрастную вариацию и целевую направленность, принимают детей соответственного уровня физической подготовки.
Оптимальным вариантом является детский фитнес, об особенностях и преимуществах которого мы поговорим в данной статье.
Детский фитнес - это спортивные комплексные занятия, которые включают в себя аэробику, йогу, восточные единоборства, хореографию, плаванье, упражнения на осанку, со скакалкой, а также элементы гимнастики. Такой себе получается микс, нацеленный на общее развитие. Количество участников группы колеблется от 10 до 15 человек. Такая наполненность является оптимальной, и позволяет ребенку не только развивать гибкость, ловкость, укреплять организм, но и получать заряд положительных эмоций во время взаимодействия с другими детьми.
Группы формируются по возрасту и физическим возможностям. Существует такое деление по возрастным категориям:
- от 3-х лет до 6-ти лет;
- от 7-ми до 11-ти лет;
- от 12-ти до 16-ти лет.
Длительность занятий для детей первой категории устанавливается в пределах 20-30 минут 2 раза в неделю. Ребята средней категории уже могут посещать фитнес-клуб 3 раза с продолжительностью «урока» в 30 минут. Старшей группе разрешено ходить на занятия 3 раза в неделю, заниматься по 40 минут в день и включать в тренировку тренажеры.
Почему фитнес именно для детей
Детям очень нужен фитнес по нескольким причинам:
- Отсутствие необходимости побеждать. Все находятся в равных условиях и поощряются одинаково. Победа не так ценится, как участие.
- Игровая форма занятий. Программа тренировок строится таким образом, чтобы дети хотели вернуться в стены фитнес-клуба, выполняли упражнения и получали от этого исключительно удовольствие.
- Возможность выбирать. Характер каждого ребенка индивидуален. Одним не придутся по душе танцы, другим - упражнения на повторение. Поэтому спортивные заведения дают возможность малышу выбрать направление и вид занятий, которые будут составлять его программу, предварительно дав ему ознакомиться с каждым из вариантов.
- Безопасность. Вероятность травмироваться во время тренировки сведена к нулю. Инструктор ведет за детьми постоянный контроль, а упражнения подбираются особо тщательно.
- Доступность. Двери фитнес-клуба или школы танцев, которые также проводят занятия по детскому фитнесу, открыты для всех деток от 3-х лет. И здесь не играет роль уровень физической подготовки, так как фитнес рассчитан на то, чтобы укрепить малышей.
Немного о тренировках
Все спортивные организации, которые предоставляют услуги по детскому фитнесу, выдают посетителям необходимое оборудование. В первые дни инструктор проводит ознакомление и полный инструктаж.
Для школьников, то есть детей от 6-ти лет, открываются новые возможности. В их программу тренировки включается новый инвентарь - детские тренажеры. В этом возрасте ребенок предрасположен к развитию гибкости, выносливости, скорости, силы и координации. Поэтому специальные тренажеры будут здесь наиболее уместны. Обучение работы с ними проводится в обязательном порядке.
Все занятия начинаются с разминки. На этом этапе с детьми проводят ходьбу на месте, бег, приседания. Далее в тренировку вносят разнообразие танцевальными упражнениями. Они нужны для развития у ребят ритмичности, музыкального слуха. В основном блоке идет упор на укрепление мышц ног, спины, пресса и рук.
Ограничения? К сожалению…
Хотя детский фитнес и призван укреплять организм ребенка, но наличие определенных патологий требует одобрения на посещение тренировок со стороны медработника. Так, в случае хронических заболеваний перед началом занятий необходимо проконсультироваться с лечащим врачом и тренером, разработать и согласовать программу тренировки, которая не ухудшит ситуацию, а будет способствовать выздоровлению. Например, астма предполагает ограничение в занятиях аэробикой. Проблемы с позвоночником усугубятся, если нагрузить ребенка силовыми упражнениями, зато плаванье и аэробика улучшат его состояние.
Детский фитнес - необходимая вещь в жизни детей. Другое дело, что отвести ребенка в фитнес-клуб не все семьи могут себе позволить. В таком случае целесообразно будет заниматься в домашних условиях.
Для этого достаточно проконсультироваться с педиатром и отыскать видеоуроки по выполнению ряда упражнений для детей с рекомендацией тренеров. Интернет-просторы наполнены обучающими обзорами на тематику детского фитнеса, поэтому обеспечить себя информацией не составит труда.
Польза детского фитнеса
Решение включить детский фитнес в жизнь ребенка отзовется исключительно положительными последствиями. Так, в результате тренировок:
- появляется усидчивости детей на уроках в школе, ведь вся их накопившаяся энергия всецело высвобождается на тренировках;
- развивается внимательность, координация;
- появляется уверенность в себе и своих силах;
- укрепляется мышечный корсет, развивается гибкость и подвижность, что позволяет избежать сколиоза и других проблем с опорно-двигательным аппаратом;
- гарантирован крепкий иммунитет и здоровый сон.
И это только часть положительных факторов. Пользу фитнеса для ребенка сложно переоценить. Поэтому смело отдавайте свое чадо в руки опытного тренера и радуйтесь его успехам!
ПРИНЯТА Педсовет ГБДОУ № 1 Протокол № ___ от _____2014 года УТВЕРЖДЕНА Заведующий ГБДОУ № 1 ___________ О.Г. Коданева Приказ № ____ от _____2014 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по оказанию дополнительных платных образовательных услуг Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детского сада № 1 комбинированного вида Невского района Санкт - Петербурга На 2014 -2015 учебный год «Детский фитнес» («Бэби фитнес») 2014 год Содержание: Целевой раздел: Пояснительная записка Цель программы Задачи программы Планируемые результаты освоения программы Содержательный раздел: Содержание работы Формы работы Тематический план Организационный раздел: Список литературы 3 3 4 4 5 6 6 7 8 9 10 2 Целевой раздел: 1.Пояснительная записка Детский фитнес - это система мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья ребенка. До 6 лет у ребенка складывается стереотип поведения, режима. В этом возрасте он легко ко всему привыкает. К тому, что нужно быть здоровым, крепким, и для этого заниматься спортом. На фитнес-занятиях дети получают регулярную нагрузку, учатся общаться со сверстниками. Уроки детского фитнеса проходят в наиболее подходящей для детей форме - игре. При этом они учатся взаимодействовать по правилам, а также думать, зачем в данный момент делают то или иное движение. Постепенно малыши знакомятся со своим телом, узнают на что способны их руки, ноги, спина. Как правило, дети сами задают ритм и тематику каждого занятия своим поведением. Однако существует необходимый тренинг - минимум на каждом занятии: упражнения против сколиоза, плоскостопия и на развитие координации движения. Занятия фитнесом оказывают всестороннее влияние на организм ребенка, и это влияние наиболее значимо для растущего и развивающегося организма. Развитие движений оказывает значительное влияние на становление соответствующих структур мозга. Занятия фитнесом в детском возрасте выступает как необходимое условие формирования основных структур и функций организма. Движения в дошкольном возрасте - это один из постнатальных стимулов развития структур и функций организма и развития резервных механизмов физиологических систем, обеспечивающих надежность их функционирования в различных условиях жизни. В тренированном организме повышается сопротивляемость к негативному влиянию окружающей среды. 3 2. Цель программы Основной целью программы является всестороннее развитие личности ребенка средствами гимнастики. Освоение упражнений программы поможет естественному развитию организма ребенка, создаст необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой у детей. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. 3. Задачи программы Укрепление здоровья: - способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата - способствовать развитию функциональных возможностей организма (дыхательной, сердечно - сосудистой и нервной систем). Развитие психомоторных способностей детей: - развивать мышечную силу, гибкость, скорость, координацию, равновесие. - формировать навыки танцевальных движений. - содействовать развитию музыкального слуха, памяти, внимания. - поддерживать интерес к двигательной активности. - обучать жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам. Развитие творческих способностей детей: - развитие мышление - развивать познавательную активность - формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку. 4 4. Планируемые результаты освоения программы: - приобретение умения ориентироваться в понятиях «фитнес», «здоровый образ жизни»; - улучшение общей физической подготовки; - укрепление здоровья. Предусмотрено проведение диагностики дополнительной образовательной: - начальная диагностика (октябрь); - итоговая диагностика (май). Цель диагностики: Выявление уровня развития ребенка и динамики его развития в процессе освоения дополнительной платной образовательной услуги. 5 Содержательный раздел: 1.Содержание работы: Детский фитнес включает в себя следующие виды занятий по направлениям: 1. Фитбол - гимнастика 2. Бэби - дэнс 3. Топ - Топ Фитбол - гимнастика - это занятия на больших упругих мячах. Задачи занятия: 1. Развитие двигательных качеств. 2. Развитие и совершенствование координации движений и равновесия. 3. Укрепление мышечного корсета, создание правильной осанки. 4. улучшение функционирования сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Бэби - дэнс. Цель занятия: укрепление здоровья, гармоничное развитие личности ребенка. 6 Задачи занятия: 1. Обучение ритмичным движениям в соответствии с характером музыки. 2. Содействие творческому развитию ребенка (свободные пляски) 3. Закрепление приобретенных двигательных навыков. Топ - Топ Цель занятия: укрепление здоровья, профилактика плоскостопия, укрепление мышц свода стопы. 2. Формы работы: Основной формой работы являются групповые занятия: По данной программе проводится 4 занятий в месяц, 32 занятия в год. Длительность занятий в младшей группе 15-20 мин, в средней группе 20-25 мин, в старшей - подготовительной 25-30 мин. Количество детей в группе составляет не более 15 человек. Возраст занимающихся от 3 до 7 лет. Занятия проводятся в спортивном зале. Основное необходимое оборудование для занятий: фитбольные мячи, гимнастические палочки, ребристые дорожки, массажные мячи, кочки; обручи, step-платформы, тонкий канат, малые мячи и д.р. Для занятий необходимо использование музыкального центра. На занятиях используются музыкальные диски: Детские песенки, Музыка с мамой, На зарядку становись. Структура занятия: Все занятия состоят из трех частей: подготовительной (ОРУ),основной, заключительной. 7 3. Тематический план по дополнительной образовательной услуге «Детский фитнес» на 2014-2015 учебный год. 1. Теоретический курс обучения: 1. Вводное занятие. Знакомство с понятием фитнеса. 2. Практический курс обучения: 1. Вводное занятие. Знакомство с детьми: «Покажи, что ты умеешь?» 2. Аэробика: *сказочная2 занятия *спортивная 3. Гимнастика * спортивная * дыхательная 4. Занятия с фитболом10 5. Степ 1 занятие 2 2 2 5 занятий 7. Хореография *танцевальная4 занятия *спортивная4 занятия 8. Разминка, заминка на каждом занятии в течение учебного года Итого: 32 часа 8 Организационный раздел: 1.Адресность услуги: дополнительной платной образовательной Программа адресована детям от 3-х до 7-ми лет. 2. Условия набора: Группы формируются по возрасту Для занятий необходима спортивная форма и кеды на резиновой подошве. 3.Сроки реализации дополнительной платной образовательной услуги: Октябрь 2014 - Май 2015 9 4. Список литературы: Анисимов О.Скрестим пальцы/Айболит, 2001г. №2. Г.И. Погадаев, “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с. Потапчук А.А. "Лечебные игры и упражнения для детей". С.-П. 2007. М.А. Рунова, “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с. Т.А.Тарасова, “ Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” - М.: ТЦ Сфера, 2005-175с. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников/М.ГНОМ и Д, 2003г. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. "Фитнес-данс". С.-П. 2007. Шилкова И.К., Большев А.С."Здоровьеформирующее физическое развитие". М. 2001. Н.А. Фомина -методические рекомендации к программе по ф/в дошкольников «Детский сад-2100», интернет ресурсы. Шилкова И.К., Большев А.С."Здоровьеформирующее физическое развитие". М. 2001. Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - Мн., 1998. 10 11