Почему первоклассникам не задают домашнее задание. Домашнее задание первоклассника. Делать ли уроки вместе с ребенком
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Приложение
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.
Гигиенические требования к максимальной величине недельной образовательной нагрузки
10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
Для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
Для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках; В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4-м уроках.
10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
Для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
10.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).
10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, …. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов...
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).
10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч.
10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг; ...
Не секрет, что многие мамы и папы первоклассников сталкиваются с проблемами при выполнении домашних заданий. Конечно, даже если у ребенка мама — настоящий учитель, он не всегда воспринимает ее как учителя. Ведь мама — в первую очередь мама, человек, которого малыш уже хорошо знает, изучил все «рычажки» за которые можно дернуть, чтобы получить тот или иной результат. А потому нередко выполнение уроков домов превращается в пытку для всех. Как же правильно делать домашние задания?
Меня, как маму первоклассника тоже остро интересует этот вопрос. начитавшись множество литературы, пришла к следующему заключению, которое попытаюсь воплотить в жизнь.
Итак, самое главное — найти способ заинтересовать ребенка учебой. Нужно придумать какую-нибудь игру или соревнование, чтобы ребенку захотелось самому выполнить все уроки. Хотя, конечно, каждый день играть в уроки не получится. Также можно дать ребенку здоровый моральный стимул, например, в качестве награды за вовремя выполненные задания будет вечерняя «битва» в настольной игре.
Тайм-менеджмент важен не только для мамы, но и для маленького покорителя наук. А потому необходимо составить режим дня и как можно строже следовать его исполнению. В правильный распорядок дня необходимо включить время для отдыха и прогулки после школы. Потом начинать делать домашние задания. И для вас и для ребенка желательно выполнять уроки в одно и то же время. А также рекомендуется определить сколько времени школьник будет делать уроки. В идеале надо уложиться в два часа. Если перед малышом поставить часы или даже завести будильник, то это будет еще одним дополнительным стимулом для скорейшего выполнения работы. Делайте паузы через каждые 15 минут. Было бы здорово,использовать маленький колокольчик, который бы «отмерял» переменки между уроками.
Во время занятий лучше всего отключить телевизор и компьютер, даже если они находятся в другой комнате. Ребенку будет обидно, что он учится, пока все остальные смотрят телевизор.
Старайтесь не сердиться если ребенок ошибся. Неприятные эмоции задерживаются в памяти дольше и могут надолго засесть в ребенке негативным осадком, который будет «взбалтываться» каждый раз, когда он садиться за выполнение домашних заданий. Лучше наоборот хвалить и подбадривать школьника за успехи. Будьте терпеливы, ведь это для нас все элементарно, а для него — это целая неизведанная планета.
Необходимо вырабатывать в ученике самостоятельность и ответственность. Ведь уроки — это его работа, которую он должен выполнять, причем сам, своим умом. Не спешите решить за него и подсказать правильный ответ. Лучше подтолкните его в правильном направлении, чтобы он сам нашел решение. И если он вдруг закричит: «Ага, я понял!» — можете смело гордиться собой.
Стоит ли использовать черновик? Не всегда его применение положительно сказывается на успехах ребенка. Ведь это утомительно и скучно все писать по два раза! Лучше использовать его для решения сложных задач, а все, что можно сразу писать в чистовик.
Интересоваться делами ребенка — важно и нужно. Спрашивайте его, что произошло в школе, как у него отношения с одноклассниками, учителями. Ведь школа — это не только оценки.
Пусть вкус «гранита науки» будет «приятным» для наших детей.
А как вы делаете домашние задания?
PS: Совсем скоро на блоге « » начнется интересный конкурс! Не пропустите и! До встречи!
Здравствуйте. Как Вы считаете, должны ли быть домашние задания и оценки в 1 классе? Спасибо.
С уважением, Наталья
Когда дети моих друзей идут в первый класс,
я всегда пожимаю руку будущим родителям
школьников и говорю: «Держись! Если что -
обращайся!». И все сначала отвечают: «Да ладно!
Это же только первый класс!»
Но через месяц все дружно пьют валерьянку.
Здравствуйте, Наталья. Знаете, Вы написали такой… извечный вопрос родителей первоклассников. Хотя ответ на него уже был частично дан в разных моих статьях на этом сайте. Наверное, всё-таки стоит всё систематизировать и дать ответ в одном месте. Итак, сначала про домашнюю работу .
- У детей кратковременная память. Когда ребёнок выходит с урока - он сразу забывает 70% информации. Без домашней работы очень сильно тормозится учебный процесс. Ребёнок не закрепляет материал и приходит на следующий урок, не помня практически ничего из пройденного.
- Домашняя работа - это приучение ребёнка к самоорганизации, самообразованию. Все эти навыки необходимы при дальнейшей учёбе.
Есть ли необходимость в домашних заданиях в первом классе? По закону - только рекомендательные задания на дом. То есть хотите - делаете, хотите - нет.
Лично моё мнение - домашние задания нужны с первого класса. Поверьте опыту учителей с многолетним стажем. Если вы не приучите своего ребёнка к выполнению домашних заданий в первом классе, то намучаетесь во втором.
Почему домашние задания: а) необходимы; б) не страшны первокласснику?
- Ребёнок дома повторяет пройденное на уроке и приходит на следующий урок по этому предмету подготовленным. Если домашнюю работу ученик не делает, то через некоторое время он начинает резко отставать от своих одноклассников. Он чувствует, что его знания хуже, чем у других. Ребёнок теряет уверенность. Отсюда вырастает масса психологических проблем. ваш ребёнок сейчас играет определённую социальную роль - школьник. И будет играть её ещё лет 10. У этой роли есть свои правила. И если он неуспешен как школьник, ему будет неуютно в школе и классе, как бы учительница ни старалась сгладить его ситуации неуспеха.
- Письменная домашняя работа первоклассника занимает примерно 1/3 часть от письменной классной работы. В первом классе самого письма очень немного. Первокласснику обычно рекомендуют прописать пару строчек слов или предложений (бывает по 3-4 строчки), а также решить задачу и 5-6 примеров по математике. Если ребёнок собран, то на всю письменную домашнюю работу у него уйдёт максимум 30 минут. Если малыш несобран - вы одно предложение будете с ним писать до вечера. Ребёнка надо приучить учиться. Научить учиться. Научить понимать слово НАДО, а не только ХОЧУ. Но лучше эти муки пройти в первом классе, чем только начинать во втором. Учительница одна не справится. Особенно на первых порах родители обязательно должны участвовать в учебном процессе. Тем более что сейчас учителя просто завалены, к сожалению, огромными письменными отчётами (на мой взгляд, не нужными никому).
- Устная домашняя работа — это, как правило, выучить и пересказать. Тут уж учитель вам ничем дома не поможет. Да, память, речь и мышление надо развивать. И родители должны принимать в развитии собственного ребёнка самое активное участие.
- Письменная домашняя работа + устная домашняя работа = 1 час. Естественно, с перерывами. И это точно лучше, чем 3 часа сидеть с планшетом и играть в стрелялки.
Про оценки в первом классе
Я - оценивала. Всегда. Конечно, сначала только поощрительными оценками (наклейками и пр.). Но лично знаю и учителей, которые оценивают начиная с третьей четверти второго класса. Знаете, какой шок испытывают родители второклассников, когда впервые видят оценки своих детей? И когда понимают, что теперь им целых полтора года надо как-то быстренько всё догнать по всем предметам, не упустив ещё и новый материал второго класса...
Да, по закону учитель не имеет права никак оценивать ребёнка в первом классе. Но законы, к сожалению, не пишут педагоги-практики. Законы пишут люди, которые никогда не работали в школе. И если вы хотите успешной и радостной школьной жизни для своего ребёнка, то выберите себе учительницу и просто доверьтесь ей. И будьте счастливы.
С уважением, Ольга Узорова.
«По приказу Министерства образования и науки домашние задания в 1-м классе отсутствуют. Но все же, какое задание можно давать на дом первоклассникам, если они хотят выполнять домашнюю работу как «взрослые ученики»?»
Домашние задания в первом классе не задаем!
Но у части учителей существуют опасения. Как же мы научим чему-либо детей без домашнего задания, если у нас (по нормам СаНПиН) на уроке письма первоклассникам разрешается писать 8 минут? На уроке обучения грамоте или чтения за 35 минут сколько времени мы сможем уделить каждому ребенку? Те же проблемы с математикой и окружающим миром, не говоря уже о таких предметах, как трудовое обучение или рисование, ведь пока дети приготовятся к уроку... урок и закончится!
И родители боятся того же. Ответственные и заинтересованные стараются нагрузить ребенка: диктуют диктанты, решают примеры - то есть начинают изобретать нагрузку для ребенка вместо учителя. Наша задача - внушить родителям мысль, что делать этого ни в коем случае не стоит.
Итак, учителю нужно, с одной стороны, поверить в своих учеников и не нагружать их, с другой стороны, убедить родителей, чтобы те не стремились придумывать «специальные» домашние задания для детей.
Объясните родителям, что главное сейчас - не натренировать навыки детей, а развить психологические функции, необходимые для продуктивной учебной деятельности.
Вот какие советы можно дать.
1. Читайте вместе с ребенком книги по очереди (причем взрослый должен читать гораздо больше). Главная задача родителя - не «натаскать» малыша на быстрое чтение, а привить ему интерес к чтению. Опасайтесь, чтобы ребенок не сделал для себя вывод: это «трудно и неинтересно». Подумайте, получит ли удовольствие от прочитанного первоклассник, если он еле-еле читает по слогам?
2. Развивайте запоминание зрительных образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках письма). Предлагайте ему найти разные буквы в компьютере, в книгах, сделать из пластилина, проволоки... На улице вместе с ребенком рассматривайте и читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его писанием бесконечных строчек букв. Ведь если ребенок еще не умеет правильно писать букву, а мама просит многократно написать ее, то результат, увы, предсказуем: рука ребенка «запоминает» неправильное движение, формируется навык неправильного написания. Дорогие родители, вы хотели добиться такого эффекта?
3. Помогайте ребенку осознавать смысл арифметических действий - например, определяйте вместе с малышом, где предметов больше, а где - меньше, на любых бытовых примерах: яблоки и конфеты, этажи и ступеньки, карандаши и птички... Не стоит вырабатывать «показательные» навыки - например, умение по порядку называть числа до 100 («Мой-то умеет до ста считать, а у соседей - только до 50!»). Есть ли в этом другой смысл, кроме родительского тщеславия?
4. Постоянно обращайте внимание ребенка на явления и закономерности окружающего мира - это ваш лучший вклад в изучение не только предмета «Окружающий мир», но и в общее развитие ребенка. Вокруг нас так много вещей, которые могут вызвать детское удивление, пробудить исследовательский интерес. Не заучивайте параграфы, а беседуйте с ним обо всем, что привлечет его внимание. «Почему зимой рано темнеет?», «Как работает телевизор?», «Расскажи мне про динозавров...» И чем больше таких вопросов задает ребенок, тем лучше!
5. Пробудите его творческую фантазию: все операции, которым первоклассник должен научиться на уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше спросите своего первоклассника: «Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй его». Предложите: «Давай вместе будем раскрашивать» или «Давай склеим эту поделку» (сейчас продается огромное количество книг-раскрасок или книг с моделями, чертежами, выкройками).
И еще несколько советов психологического плана, которые тоже пригодятся родителям первоклассников.
Наблюдайте и разговаривайте, обсуждайте с ребенком ВСЕ, что происходит вокруг него и с ним в окружающем мире, в том числе на экране (телевизора, кинотеатра, монитора).
Хвалите его за интересные вопросы. Ответы на них вы можете найти вместе с ним в книгах, в Интернете.
Спрашивайте, что было ему интересно, что он запомнил, чего не понял.
Мастерите и рисуйте вместе с ребенком то, что ему интересно, и то, что вы сами умеете и любите.
Любите успехи (это легко!) и неудачи (а это трудно!) вашего ребенка. Будьте с ним рядом всегда и везде, доверяйте ему.
Мы начали разговор о том, что могут предложить своим первоклассникам родители с домашними заданиями. А что мы, учителя, можем предложить тем, кто очень хочет выполнять домашнее задание? Например, следующее: подумать, какие еще слова с новым звуком они знают; выучить понравившуюся загадку или найти другие загадки об этом предмете; понаблюдать погоду в течение дня, чтобы на уроке завтра к этому можно было вернуться; принести то, что они рисуют или раскрашивают дома и т.п. Арсенал таких заданий безграничен. Конечно, он зависит от опыта и фантазии учителя, но каждый педагог может найти то, что его ученики будут делать легко, с интересом и пользой для себя, выполняя домашнее задание «как большие».
Одна из сложностей, с которой сталкиваются первоклассники в школе (помимо адаптации, новых людей вокруг, необходимости высиживать уроки по 45 минут), - это домашние задания. И хотя официально задавать на дом в первом классе ничего нельзя, учителя все равно дают «творческие работы» или просят «доделать то, что не успели в классе», и дети после основных уроков в школе сидят дома с прописями или проектами. Насколько это необходимо, можно ли обойтись вообще без домашней работы и учитывают ли в школах опыт европейских стран, где вплоть до средней школы уроки на дом не задают, - редакция Chips Journal спросила у самих учителей.
Агеев Вячеслав,
учитель начальных классов школы №2117
Я сейчас учу первоклассников и не задаю им домашние задания. Стараюсь объяснить на уроках материал так, чтобы дома ничего не нужно было делать. Но иногда даю упражнения, чтобы они повторили, как пишутся буквы, цифры, но не более того. Ну и почитать что-нибудь. Это просто тренировочные упражнения, и они не обязательные.
Эти упражнения не отражаются ни в каких отчетах, нигде не учитываются, оценки за них не ставятся. Задания предназначены больше родителям: когда они приходят забрать своих детей, я рассказываю, какие моменты они могут потренировать дома. Они принимают решение, нужно им это или нет.
Чаще всего родители сами просят дать им какие-нибудь тренировочные упражнения на дом. Бывают родители, которые просят давать полноценные домашние задания в индивидуальном порядке.
На родительских собраниях часто возникают споры. Одни говорят: «Задавайте нашим детям домашние задания», другие говорят: «Не положено. Мы не должны сидеть с ребенком дома и заниматься». Я стараюсь объяснить всем, что без постоянной системной работы не получится поставить красивый почерк, освоить сложение и вычитание. Чтобы сформировался какой-то навык, нужна постоянная тренировка.
Я сейчас учу первоклассников
и не задаю им домашние задания. Но иногда даю упражнения, чтобы они повторили, как пишутся буквы, цифры, но не более того. Ну и почитать что-нибудь...
Мой прошлый класс без проблем перешел на домашние работы во втором учебном году - как те, кто занимался с родителями, так и те, кто не занимался дома.
Я не призываю родителей каждый день сидеть с детьми и делать задания. Я призываю их уделять время ребенку, заниматься с ним иногда. Могу давать какие-то задания, но, повторю, все они носят рекомендательный характер.
Елена Полуэктова,
методист начальных классов школы №1368
Домашнюю работу задавать в первом классе запрещено. Это закреплено в требованиях СанПиН к общеобразовательным учреждениям. Ни одна школа не может нарушить эти нормы. Учитель имеет право только рекомендовать детям творческие домашние задания, связанные с развитием мелких мышц рук: рисование, лепку из пластилина, творческие работы из бумаги.
Нормы СанПиН основаны на исследованиях психологов и физиологов. И запрет домашних заданий в первом классе связан с тем, что ребенок не всегда может правильно выполнить задание без учителя, который должен проконтролировать множество моментов: посадку, положение ручки при письме. Не каждый родитель готов контролировать это.
К тому же у первоклассников еще недостаточно четко сформирована учебная мотивация, и они психологически не всегда могут понять, почему должны выполнять то или иное задание в определенном объеме определенным образом.
Домашнее задание влечет за собой проверку. Вряд ли дети будут с первого раза выполнять все правильно. Чаще всего они будут делать ошибки. И если мы с первого года будем проверять, указывать на ошибки, то нарушится комфортная среда нахождения ребенка в школе.
В нормативных документах не указано, какое наказание может понести учитель за то, что он дает домашние задания первоклассникам. Каждая школа сама решает, какие санкции применять к педагогам. Обычно, перед тем как начать учебный год, с учителями первых классов проводится рабочее совещание, изучаются все нормативные документы. Если учителя что-то забыли, им напоминают правила работы в первом классе.
Карина Задикян,
психолог начальных классов школы №1354
Конечно, обязательного домашнего задания и жесткой оценочной системы в первом классе не должно быть, но я против полного отказа от работы дома. Педагог должен рекомендовать домашние занятия и обязательно давать обратную реакцию. Балльная система не нужна, потому что в первом классе дети не готовы ее воспринять, но обратную связь все равно надо давать.
Особенно если ребенок старается, как это можно не оценить? Обычно родители таких детей сами приходят и просят давать задания, интересуются, занимаются. А если ребенок отстал - например, болел и пропустил какие-то темы, это же не значит, что ему дома нельзя заниматься, чтобы нагнать класс.
Домашнюю работу задавать в первом
классе запрещено. Это закреплено в требованиях СанПиН к общеобразовательным учреждениям. Ни одна школа не может нарушить эти нормы.
Тем более что практически все дети усваивают уроки не полностью. У них еще не сформирован социальный статус ученика. Нужно удержать концентрацию, внимательно слушать, выполнить требования, усвоить информацию. Для ребенка это сложно - конечно, часть информации он теряет.
Все дети разные. В первом классе им особенно трудно, потому что все приходят с разным уровнем развития - интеллектуального, социального. Кто-то приходит из сада с уже хорошими коммуникативными функциями, кто-то приходит из дома, не может встроиться в коллектив, испытывает постоянный стресс, закрывается и не может погрузиться в учебный процесс. С этого все начинается, а потом проблемы налипают, как снежный ком.
Если родители дома хотя бы 15-20 минут не уделяют уже пройденному материалу, не повторяют его с ребенком в спокойной обстановке, то часть программы теряется и учебный процесс вязнет.
Занятия дома можно превращать в игру. Например, можно поиграть в Alias - он развивает и мышление, и чтение, и развитие речи, и аналогии. Это не домашнее задание, это игра - но это отработка навыков. Родители должны заниматься с детьми, а учитель - давать обратную связь и говорить, на что нужно обратить внимание.
В первом классе в первую очередь надо работать с родителями. Нужно объяснять им, что происходит с детьми. Очень важно, чтобы они нас понимали, и нам важно показать родителям, что мы понимаем их. Нельзя допускать, чтобы они воспринимали учителей, как тех, кто находится по другую сторону баррикад. Мы заинтересованы в одном и том же - чтобы ребенок был успешным.