Дети вундеркинды и их судьбы. Как сложились судьбы известных вундеркиндов (11 фото) Судьбы детей вундеркиндов во взрослом возрасте
ПАШИНЫ ЛОГАРИФМЫ
В то время я работала в институте и часто брала работу домой. Справочники, графики на миллиметровке, логарифмическая линейка, университетские учебники всегда на столе…
Паше только что исполнилось семь лет, когда он спросил меня, что за линейка со стеклышком лежит у меня на столе. Я ответила, что это логарифмическая линейка, которая помогает быстро умножать и делить большие числа с помощью логарифмов. Потому что логарифмы позволяют заменить деление и умножение чисел на их сложение и вычитание.
Паша еще спросил: - А что такое логарифмы? Я ответила, как учили в школе: это показатель степени, в которую нужно возвести основание логарифма (обычно число 10), чтобы получить заданное число.
(Про показатель степени, да еще дробный, я говорила семилетнему ребенку, который еще не учился в школе. Я думала, что это понятие ему незнакомо, но он ничего не спросил.)
Наш разговор случился на прогулке, и нельзя было показать, как работает линейка. Я просто привела пример, я помнила, что логарифм 2 по основанию 10 равен 0,301.
И все. Дальше мы говорили на другие темы.
На следующий день возвращаюсь с работы – а Павлик построил на клетчатой бумаге график логарифмической функции. Откуда взял значения логарифмов?
Павлик объяснил: - Ты ведь сказала, что логарифм 2 по основанию 10 равен 0,301. Значит, логарифм 1/2 равен логарифму 1 минус логарифм 2. А логарифм 5 равен логарифму 10 минус логарифм 2, и так далее…
Ну, знаете ли, мы такие действия, напрягая мозги, производили только в старших классах, и то по подсказке учителя!
Я была поражена! Вижу, что ему интересно, достаю книжечку – логарифмические таблицы Брадиса. Отсюда мы в школе и в вузе узнавали значения логарифмов разных чисел, когда было недостаточно точности логарифмической линейки. А Паша бегло просмотрел эти таблицы и говорит, что и без них может в уме вычислять логарифмы разных чисел. Он запомнил значения логарифмов двух, трех, семи и комбинируя их, действительно быстро и точно вычислял.
Конечно, это не было прорывом, открытием нового. Но семилетний ребенок своим умом дошел до математического аппарата, созданного крупнейшими математиками!
Я, например, со своим неплохим школьным и университетским образованием была уверена, что вычислять логарифмы в уме нельзя. И я никогда не встречала людей в нашей научной среде, которые делали бы это.
Примерно раз в год, начиная с колыбельного возраста, муж записывал на катушечный магнитофон диалоги с Пашей. Недавно нам удалось их оцифровать. В том числе там оказался рассказ семилетнего Паши, как он вычисляет логарифмы разных чисел.
Вот эта иллюстрированная запись, которую я подготовила ко дню рождения Паши.
Жизнь Паши Коноплёва ещё в молодые совсем годы оказалась трагически скомкана и похищена тяжёлой болезнью. О Павле регулярно рассказывает в своём блоге его мать - писательница, журналистка и человек науки - Наталья Коноплёва.
Вундеркинды заканчивают школу, но чаще школа заканчивает вундеркиндов.
Евгений Кащеев
Чуть больше двухсот лет тому назад, 1 сентября 1804 года, в городе Кэбот (штат Вермонт, США) в семье столяра Колберна родился мальчик, которому дали необычное библейское имя Зера. Когда маленькому Зере было пять, он сидел в отцовской лавке, играл со стружкой и от нечего делать проговаривал вслух таблицу умножения. Папа услышал сына, которому никакой математики отродясь не преподавал, и понял, что у Зеры есть способности, которых нет у других детей.
Про Зеру Колберна написано множество статей и книг. Несмотря на то, что свои удивительные математические способности он окончательно потерял в возрасте двенадцати, до сих пор его считают одним из самых удивительных вундеркиндов в истории человечества. История Колберна тра- гична, как и судьба многих одарённых детей. Мы вернёмся к ней позже, а пока просто попытаемся понять, что отличает вундеркиндов от простых смертных и чем обычно заканчивается эта дорога.
СИНДРОМ САВАНТА
Официальная медицина отказывается обращать внимание на аномально одарённых детей. В какой-то мере это правильно - не лечить же вундеркинда от его способностей. Но подобная позиция серьёзно ограничивает возможности исследования вундеркиндов и не позволяет дать ответ на вопрос: может ли обычный человек овладеть сверхчеловеческими возможностями. Наибольший вклад в исследование сверхспособностей человеческого мозга внёс, пожалуй, профессор Висконсинского университета Дарольд Трэфферт. Специалист по исследованию и лечению аутизма, Трэфферт серьёзно заинтересовался тем, что многие дети-аутисты обладают повышенными способностями в определённых узких областях знания. Именно он ввёл в обиход понятие «синдром саванта» и положил начало клиническим исследования вундеркиндов.
Конечно, диагноз «синдром саванта» (от фр. savant - «учёный») не ставится. Слишком разные бывают отклонения, слишком разные причины и следствия. Зато ставится близкий диагноз «синдром Аспергера» или аутистическая психопатия. По сути, синдром Аспергера - это лёгкая форма аутизма. Больной в данном случае не страдает серьёзным дефицитом в коммуникации и легко входит в контакт с окружающим миром и обществом. При этом он порой отстаёт в развитии и может производить впечатление умственно неполноценного человека. Примером может быть ребёнок, который научился говорить лишь в десять лет, но зато уже в пятнадцать говорит совершенно нормально, и никаких проблем из-за столь позднего развития у него не возникает.
Почему же возникает такое отставание? Секрет синдрома Аспергера кроется чаще всего именно в сверхспособностях. Организм затрачивает львиную долю энергии на развитие какого-то отдельного участка мозга. Поэтому ребёнок к десяти годам перемножает в уме пятизначные числа, зато говорит с трудом. Со временем развитие стабилизируется - оттого вундеркинды часто теряют свои способности с возрастом. Трэфферт называет сверхразвитые участки мозга савантов «островами гениальности». Причём находиться эти острова могут в абсолютной пустоте...
Одним из наиболее известных в XX веке савантов был американец Ким Пик, обладатель эйдетической памяти. Пик родился в 1951 году с рядом врождённых заболеваний, в том числе с повреждениями мозжечка и слитыми в единый «ком» полушариями мозга. Научившись читать в два с половиной года, Пик начал поглощать сначала домашнюю библиотеку, все газеты, книги, взятые у друзей и знакомых. В принципе, многие рано начинают читать и читают много, но Пик помнил абсолютно всё прочитанное! Он знал наизусть не только сотни художественных и документальных книг, но также помнил и мог зарисовать любую виденную им карту, записать по нотам просмотренную партитуру любого музыкального произведения. Книжный разворот он читал за 10-15 секунд - весь текст одновременно, а не построчно, как читаем мы. В солидном возрасте (за сорок) он научился играть на фортепьяно и мог по памяти сыграть несколько тысяч произведений.
Известность пришла к Пику, когда сценарист и писатель Фрэнк Морроу «срисовал» с него главного героя культового кинофильма «Человек дождя». После выхода фильма Пик стал очень популярным, он встречался с поклонниками в разных странах, читал лекции и демонстрировал свои способности на людях. Аутизмом Пик не страдал - он был открытым и общительным человеком. Умер он в возрасте 59 лет от инфаркта.
Пик - это типичный пример саванта, но при этом не аутиста. Его удивительные способности, проявившись в раннем возрасте, не исчезли с течением времени, а скорее возросли. Подобные способности наблюдаются сегодня ещё у ряда людей.
Известен британский художник Стивен Уилтшир, который, пройдясь по городу, способен зарисовать в точности карту улиц, по которым шёл. Несколько лет назад Уилтшир демонстрировал трюк: он 20 минут кружил на самолёте над Лондоном, а затем по памяти рисовал панораму города и чертил его план. Ещё один британский савант Дэниэл Таммет специально для телевидения демонстрировал другой трюк: за неделю он выучил в совершенстве исландский язык (для эксперимента выбрали язык, который Таммет точно не знал до того), а затем прочёл на нём лекцию и ответил на вопросы.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КОЛБЕРНУ
Но вернёмся к мальчику по имени Зера Колберн. После того как папа обнаружил его математические способности, он тут же решил разжиться на сыне и начал возить мальчика по окружным ярмаркам. Зера давал ответы на вопросы, сути которых не должен был понимать по причине возраста и социального происхождения. Например, когда у Зеры спрашивали, каков квадратный корень из 106 929, он отвечал раньше, чем бедный стенограф успевал написать на бумаге цифры: 327. «А каков кубический корень из 268 336 125?» Ни секунды не думая, мальчик говорил: 645.
На самом первом публичном представлении в Бостоне в 1810 году Зере задавали следующие вопросы:
- сколько секунд в 2000 годах?
63 072 000 000 секунд.
- если часы тикают 156 раз в день, сколько раз они протикают за 2000 лет?
113 880 000 раз.
- сколько будет 12225 умножить на 1223?
14 951 175.
- квадрат 1449?
2 099 601.
Он никогда не ошибался. Он мгновенно доказал, что число 4 294 967 297 не является простым. В уме он вычислил, что это число можно представить как произведение чисел 641 и 6 700 417. В течение пяти секунд Зера вычислил кубический корень из 413 993 348 677: 7453. Задачи, которые решал Колберн, можно приводить долго. За несколько последующих лет он дал десятки представлений, ответил на тысячи вопросов.
Мальчика заметили, и Дартсмутский колледж предложил дать ему бесплатное математическое образование, - но папа-плотник отказался. Бостонский университет сделал такое же предложение, да ещё присовокупил к этому 5000 долларов, огромную по тем временам сумму, чтобы отец отдал мальчика на обучение. Но тот не отдал.
Более того, 11 мая 1812 года мальчик с отцом высадились в Ливерпуле, где отец продолжил демонстрацию Зеры. Мистер Колберн был чудовищно жаден. Зера приносил ему огромный доход - несоизмеримо больший, нежели столярское дело. И потому старик отвергал предложение за предложением, в том числе известного химика Макинтоша, который предлагал взять мальчика к себе в ученики.
Алчность отца подразумевала, что ему должны просто давать деньги: все без исключения предложения об обучении сына он отвергал. В Лондоне, Дублине, Эдинбурге на выступлениях Зеры продавались литографии с его портретом. Визитёры и почитатели шли очередью, но мистеру Колберну по-прежнему было мало. Он организовал даже что- то вроде кампании по подписке на ещё не готовые мемуары Зеры Колберна.
В 1814 году отец увёз Зеру во Францию, где продолжил эпопею с демонстрацией его народу. Он потратил бешеные деньги на квартиру в Париже и обстановку, и - наконец-то! - поместил мальчика в Наполеоновский королевский колледж.
Но бедный Зера не проучился и года: отцу снова предложили какую-то выгоду в Англии - и он опять увёз сына. В 1816 году он отправил мальчика в Вестминстерскую школу (по протекции и настоятельной рекомендации графа Бристольского), но и там Зера был недолго - до 1819 года. Отец повёз его в Германию, снова во Францию. К этому времени на мемуары Колберна подписалось несколько тысяч человек, а они так и не были изданы, деньги были просто присвоены. Затем повёз мальчика опять в Англию.
Демонстрация способностей, вымогательство из богатых покровителей, частные учителя и смена школ завершилась неожиданно - в 1822 году, потому что в декабре старик Колберн умер
Сначала восемнадцатилетний Зера преподавал математику в одной из английских школ, но вскоре вернулся в США. Сложно сказать, насколько хорошо его встретили мать и пятеро братьев, которых отец бросил в безденежье на 10 лет. Он никогда ничего им не высылал.
Не давая мальчику реальных знаний и пищи для ума, а яростно используя его талант, старик загубил способности Зеры. Уже к 18 годам мальчик не мог извлекать корни из безумных чисел, его возможности угасали. К моменту смерти отца Зера был совершенно обыкновенным человеком, но с искусно взращённой манией величия и уверенностью в собственном абсолюте.
Он довольно легко поступил в школу на должность учителя математики - его способности всё равно были заметно выше среднего. Параллельно он поступил учиться на священника - вероятно, устал от бесконечной математики и физики, от бессмыленных вычислений и расчётов
Конечно, Зера не превратился в бездарность. В 1835 году он стал профессором Норвичского университета, но профессором лингвистики! В 1833 году вышли воспоминания Зеры Колберна. В них он подробно рассказывает о себе, о своём детстве и юношестве - в третьем лице. 2 марта 1840 года Зера Колберн умер от болезни, которую не смогли диагностировать
Кого винить в превращении вундеркинда в обычного человека? Отца? А может, Зера в любом случае потерял бы свои способности, как теряют многие. К сожалению, этот вопрос навсегда останется открытым.
Украинский феномен |
Известным на сегодняшний день феноменом является украинский учёный, врач- нейрохирург Андрей Слюсарчук. Несмотря на то, что его эксперименты попахивают «желтизной», никто из свидетелей не смог найти ни следа обмана. Слюсарчук обладает феноменальной памятью, причём он развил её самостоятельно, врождённых экстраспособностей у него не было. Не так давно Слюсарчук в очередной раз попал в Книгу рекордов Гиннесса, поставив рекорд по запоминанию 30 миллионов чисел после запятой числа «пи». Проверялись способности профессора методом случайной выборки: его просили продекламировать числа, например, с 24256-го по 24398-е, и он их декламировал. Точно так же он декламировал наизусть любой фрагмент из собрания сочинений Тараса Шевченко, зарисовывал по памяти показанные в произвольном порядке сложные геометрические фигуры и демонстрировал свои эйдетические способности другими способами. При этом Слюсарчук имеет три высших образования (первый институт он закончил в 18 лет), в 32 года защитил докторскую диссертацию в области медицины, ведёт активный образ жизни. Кажется, природа ничего не забрала у него взамен уникальных способностей... |
Дети Индиго |
Американский экстрасенс Нэнси Энн Тэпп в 1982 году использовала в одной из своих книг термин «дети индиго», который, как ни странно, прижился и активно употребляется сегодня. Нэнси Тэпп рассматривала человека с позиции изучения его ауры и придавала большое значение её цвету. У некоторых детей Нэнси «обнаружила» ауру тёмно-синего цвета и, недолго думая, объявила эту группу особенной и задала некий тренд, которому нет никакого научного подтверждения. За теорию особо одарённых детей индиго рьяно схватились любители паранормальных явлений и доморощенные мистики. Сформировался некий круг особенностей, отличающих детей индиго от обычных подростков. Среди этих особенностей - асоциальность, индивидуализм, высочайший творческий потенциал и уровень интеллекта, развитая интуиция, импульсивность и нервозность. В общем, за исключением последнего пункта, получился клинический портрет типичного аутиста. Вся теория «детей индиго» является скорее мистификацией, чем научной гипотезой. |
ОШИБКИ ПРИРОДЫ ИЛИ ГЕНИИ?
Другим знаменитым вундеркиндом прошлого был Уильям Джеймс Сидис, родившийся в Нью-Йорке в 1898 году. В отличие от аномальных способностей Колберна, возможности Сидиса были вполне человеческими, просто чрезмерно рано развившимися. К восьми годам он свободно читал книги и прессу на восьми языках (помимо английского - французский, русский, немецкий, турецкий, армянский, иврит, греческий и латынь), а в 1909-м стал самым юным студентом Гарварда. К тридцати годам Сидис знал уже 40 языков и был автором огромного количества книг, монографий и статей по анатомии, транспортной системе, истории, математике и другим столь же отличным друг от друга областям знаний.
Но самое странное то, что мальчик, которому пророчили блестящее будущее, стал никем. Всю жизнь он трудился простым бухгалтером, часто менял место работы, боялся внимания со стороны женщин и категорически не общался с журналистами даже по поводу своих многочисленных разработок и патентов (их он тоже успел получить довольно много). Умер Сидис совершенно неизвестным в возрасте сорока шести лет. Почему мы рассказали о Сидисе? Потому что это довольно типичный пример вундеркинда, впрочем, как и Колберн. Вот его блестящие способности, а вот - их нулевой итог.
Другая сторона медали - это саванты-аутисты, о которых уже шла речь ранее. Хорошим примером может служить жизнь знаменитого британского мастера по дереву Джеймса Генри Паллена. Родившийся в 1835 году, к семи годам Паллен знал всего одно слово, «мама», и то выговаривал с трудом. К немоте прибавлялась его почти полная (с детства) глухота и сильное отставание в умственном развитии. Родители отдали ребёнка в интернат, а в 1850 году его перевели в Эрлсвудскую больницу для умалишённых - и это было удачным решением. Эрлсвуд традиционно продавал работы пациентов, и для повышения доходов их обучали рисовать, делать различные поделки, мастерить что-то. Паллен оказался необыкновенно одарённым плотником и мебельщиком. Не произнося ни слова, он обставил ряд палат мебелью ручной работы, все рисунки собратьев по несчастью поместил в резные рамы, да и сам умел рисовать очень и очень хорошо. Успех пришёл к Паллену, когда больница отправила принцу-консорту Альберту, мужу королевы Виктории, картину «Оборона Севастополя» кисти саванта. Для всех оставалось загадкой, откуда талантливый безумец берёт сюжеты и знания: он не умел даже читать и ни с кем никогда не разговаривал.
Суперинтендант больницы Джон Лэнгдон-Даун выделил Паллену отдельную мастерскую, где тот работал всю свою жизнь. Его шедевром считается модель корабля The Great Eastern, выполненная со скрупулёзной точностью, вплоть до 5516 заклёпок на бортах судна и в деталях воссозданных внутренних интерьеров и мебели. Работу Паллен делал по фотографиям и рисункам судна. В 1916 году Паллен умер, оставив после себя множество работ и ни разу не воспользовавшись деньгами, которые получал за продажу собственных изделий.
Довольно известным современным композитором является японец Хикари Оэ, сын великого японского писателя, нобелевского лауреата Кендзабуро Оэ. Но мало кто знает, что Хикари, несмотря на свои 47 лет, практически не разговаривает и не общается с людьми, поскольку с детства страдает аутизмом. Более того, он практически слеп, у него серьёзные нарушения координации и явственная умственная отсталость. Доктора ещё в 1960-х годах предлагали не спасать жизнь ребёнку (он чуть не умер в результате ряда тяжёлых заболеваний, перенесённых в раннем возрасте), но родители настояли на своём. Хикари учили музыке - и она стала единственным языком, на котором тот разговаривает с окружающим миром. Произведения Хикари Оэ исполняются по всему миру. Знает ли он об этом - сложный вопрос. К слову, практически в каждой книге Кендзабуро Оэ есть персонаж, «срисованный» с Хикари, и в своей нобелевской речи 1994 года писатель не раз упомянул, что не будь Хикари, не было бы и литературного таланта отца.
Конечно, не всё так печально. Некоторые вундеркинды обретают известность и славу, в которой купаются всю жизнь, при этом оставаясь нормальным людьми. Взять хотя бы Моцарта, который в четыре года выступал с произведениями собственного сочинения. Биографию великого композитора мы рассказывать не будем. Лучше приведём современный пример. Норберт Винер, знаменитый учёный, один из основоположников кибернетики и теории искусственного интеллекта, в детстве был вундеркиндом. К 18 годам он был доктором наук и числился профессором в двух университетах - Корнельском и Гарвардском, а в девятнадцать добавил в этот список ещё и Массачусетский технологический. Винер дожил до семидесяти лет, получил ряд престижных математических наград и премий, был женат и имел детей - в общем, жизнь его сложилась счастливо и успешно. Именно поэтому мерить всех вундеркиндов и савантов по одной мерке нельзя. У каждого - свои особенности развития, свои способности.
ВЫВОДЫ И ИТОГИ
К вышесказанному можно добавить несколько занимательных медицинских наблюдений. Во-первых, синдром саванта может быть не врождённым, а приобретённым. История знала случаи, когда сверхспособности проявлялись у человека после тяжёлой черепно-мозговой травмы, после длительной комы, после обнаружения раковой опухоли.
Во-вторых, многие саванты утверждают, что могут распознавать цвета чисел, или слышать краски, или видеть музыку. То есть имеет место явление синестезии - когда при раздражении некоего органа чувств возникает реакция, присущая другому органу чувств. Классический пример синестезии - так называемый «цветной слух», когда композитор воспринимает различные тональности или ноты окрашенными в разные цвета. Некоторые известные композиторы обладали подобными способностями, например, Александр Скрябин, который различал тональности именно по цветовой принадлежности.
С явлением савантизма мы сталкиваемся как с чем-то непознанным и непонятным. Сегодняшняя врачебная этика не позволяет проводить эксперименты на людях, что заметно тормозит развитие психологии и раскрытие возможностей человека в частности. Ведь если один может перемножать в уме астрономические числа - значит, каждый может. Вопрос только в том, как найти в себе такие способности, как вытащить их наружу. Когда-нибудь медицина даст ответ, но очень-очень нескоро.
Не завидуйте белым воронам
Их очень мало. На 5-6 тысяч детей всего один особо одаренный ребенок. Они не такие, как все. Им завидуют, над ними подтрунивают, не понимая, что одаренность – это тяжелый груз, даже пограничное состояние, отход от так называемой нормы. В советской школе вундеркиндов не любили: они слишком напрягали учителей каверзными вопросами или откровенно скучали на уроках. Сегодня они учатся в элитных заведениях, среди себе подобных. Но прозвенит последний звонок – что дальше? Проблемы одаренных детей остаются такими же острыми и нерешенными.
На небесных весах Паше Коноплеву было отмерено столько таланта, что хватило бы на несколько человек. Может быть, поэтому его огонек во вселенной горел ярко, но недолго. Паша прожил очень короткую жизнь – всего 29 лет.
…Она – физик, он – специалист по вычислительной технике, сегодня бы сказали «компьютерщик», по понятиям того времени рядовые неудачники, простые советские «инженеришки» с зарплатой 120 рублей. Сильно нуждались, с трудом сводили концы с концами. Наталье Коноплевой было под тридцать, когда появился желанный ребенок Паша.
– Он даже родился талантливо, не причинив ни боли, ни страданий, – Наталья вспоминает самый счастливый день в своей жизни. – Я чувствовала лишь прилив небывалой радости. Но в роддоме Паша подхватил инфекцию и первый месяц своей жизни провел в больнице.
Участковый врач-педиатр посмотрела на маленького Пашу и мрачно предрекла: «Не нравится мне этот мальчик, будет болеть! И вообще он не жилец!» Однако вопреки ее прогнозу ребенок выкарабкался из болезней, лишь немного отставал от сверстников. Другие дети уже садились, ползали, а Паша не спешил встать на ножки. «Он у вас ходить не будет!» – пугала врач. Но друзья помогли найти хорошего физиотерапевта, и курс массажа сотворил чудо: мальчик пошел. «Ой! Сам пришел! – всплеснула руками педиатр. – Какая радость для мамы! Но он у вас говорить не будет!» Паша строго на нее посмотрел: «Тетя!» – «Ой! Говорит! Надо же! Но в школе он у вас учиться не сможет!»
– Все эти разговоры не могли нас не пугать. Когда Паше было три года, муж решил проверить, отстает ли ребенок в развитии. Задал малышу задачку: в одной корзинке одно яблочко, и в другой одно. Если их сложить в одну корзинку, сколько будет? Паша радостно ответил: два! С тех пор, засыпая, он всегда просил поиграть «в яблочки». Вскоре стал большие цифры складывать, умножать. Нормальным детям это скучно, а ему нравилось – видно, требовалась тренировка для ума. Мы даже повесили на стену большую таблицу умножения.
Она чувствовала себя с ним девчонкой, готовой часами играть, бегать, лазить по заборам. Это было как второе детство, только более счастливое, чем ее.
Читать Паша тоже начал рано. Мама водила пальцем по строчкам, и он понял, как буквы складываются в слова. В числе любимых книжек – «Занимательная математика» и «Математическая смекалка». Когда детский нейропсихолог протестировала Пашу, она обалдела: шестилетний мальчик показал IQ 142. Для сравнения: у Джорджа Буша всего 92.
– Мы скоро поняли, что у нас необычный мальчик. Но это нас не обрадовало, – признается Наталья. – Я сама была отличницей, и это только осложняло мои отношения со сверстниками. Поэтому я сыну не желала быть «белой вороной».
Она работала дома на полставки в 60 рублей в месяц, чтобы больше времени проводить с ребенком. На ее столе лежали справочники, логарифмическая линейка. «Что это?!» – спрашивал Павлик. Мама объясняла: с помощью этой линейки можно заменить умножение и деление сложением и вычитанием, что значительно проще.
На следующий день шестилетний ребенок сам построил график логарифмической функции и попросил: «Давай любую цифру, я буду логарифмы вычислять в уме!».
– Я была потрясена: «Как ты это делаешь?» Нас учили пользоваться таблицами или логарифмической линейкой, но вычислять в уме логарифмы мы не умели. Проверила Пашины расчеты по таблицам Брадиса – все точно! И не столько обрадовалась, сколько испугалась.
В знаменитую математическую школу №2 первоклассников не принимали, и Паша пошел в обычную. Первая школьная оценка – единица. Мальчику, давно освоившему и счет, и чтение, и письмо, было скучно, но мама считала: первый класс надо отслужить, как ликбез. Известный детский психолог Виктория Юркевич сразу поняла, что Павлу Коноплеву надо перепрыгнуть через пару ступенек. «Вы ребенка испортите, если он будет плыть по течению. Я вам даю заключение, чтобы его перевели в четвертый класс», – заявила она родителям.
Директор школы, учительница математики, решила устроить вундеркинду проверку по русскому языку и математике. У Паши была врожденная грамотность, он без ошибки написал «вулкан Попокатепетль», а в слове «саркофаг» сначала поставил на конце «к», а потом подумал и исправил на «г». Это слово он услышал впервые. А уж математическими познаниями он сразил директора наповал.
– По дороге из школы мы сочиняли очередной фантастический рассказ для домашней газеты, – рассказывает Наталья. – В тот раз Паша рассуждал о полете на планету Плутон. «Зачем туда лететь? – удивилась я. – Там ведь темно. Я читала, что на Плутоне солнце светит, как 15-свечовая лампочка». Паша помолчал две минуты и выдал: «Ты ошиблась почти в 7 раз, на самом деле там 100 свечей». Пришли домой, и он по моей просьбе записал решение задачи своими детскими каракулями.
Это решение родители показали профессиональному астроному, чтобы убедиться, что оно правильное. Он подтвердил и посоветовал показать мальчика академику Колмогорову, который руководил созданной им школой для математически одаренных детей – «школой Колмогорова», куда принимали ребят со всей страны. Академик отметил: «Расчеты правильные, мои ученики решают такие задачи». Он только не сказал, что в его школе учатся подростки с 14 лет, а Паше было восемь.
В 4-м классе Паша Коноплев сразу стал отличником. В 15 окончил школу и поступил в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики. Призеру математических олимпиад это было нетрудно. Типичный путь вундеркинда.
– Конечно, из-за разницы в возрасте возникали проблемы в общении, – подтверждает Наталья Коноплева. – Паша был высокий и широкоплечий, но временами вел себя как ребенок. Он ухаживал за девочками на факультете, но они не воспринимали подростка всерьез. Сначала даже пренебрежительно относились, а потом стали обхаживать, чтобы одной помог контрольную сделать, другой – курсовую написать. Девочки приглашали Пашу в общежитие, поили чаем из майонезных банок. Он купил со стипендии недорогой чайный сервиз, а девчонки его выгнали и подарок не приняли: экзамены сдали – больше не нужен! Сессия наступает: «Пашенька, приходи в гости!» Он незлопамятный был, приходил и помогал. А сервиз этот и сейчас у нас дома хранится.
Он решал сложные задачи, а сам оставался маленьким мальчиком, сочиняющим открытку Деду Морозу с просьбой подарить мечту – игрушечный вертолетик! Но пытливый ум прорывается и в этом трогательном послании: «…А кроме этого мне хочется задать Вам вопрос: где вы окажетесь в конце концов, выйдя из Москвы и идя все время на северо-восток?»
Он был в числе тех, кто разработал самые первые программы для отечественного бытового компьютера БК-0010. В журнале «Студенческий меридиан» появилась статья «Укротитель бэкашек» про Пашу Коноплева.
Гении слывут людьми замкнутыми, закрытыми в своей скорлупе. Паша же был общительным и очень теплым человеком. В восемнадцать он стал самым молодым депутатом райсовета на первых в стране демократических выборах. Избирателям понравился этот мальчик с чистыми глазами, который приходил к ним в дома и спрашивал: «Чем помочь?». В «МК» появилась статья на первой полосе о депутате Коноплеве.
В девятнадцать Паша поступил в аспирантуру. Он занимался у профессора Павловского математическим прогнозированием будущего. Его ждала судьба ученого.
Но уже тогда надвигалась тяжелая болезнь, которая совпала с болезнью страны – пустыми прилавками, длинными очередями. Наверное, это совпадение не было случайным.
У Паши болела душа. Начались вспышки отчаяния, и он резал себе руки, чтобы физической болью заглушить душевную.
Пашу лечили «тяжелыми» препаратами, которые в конечном итоге привели к образованию тромба. Он умер в больнице. Еще в 7 утра разговаривал с мамой по телефону, а в 9 его не стало. Тромб попал в легочную артерию.
Он был талантлив во всем – даже самостоятельно освоил нотную грамоту. Осталась музыка его сочинения, записанная на бумаге. Она еще никогда не звучала – ее просто не на чем было исполнить. Пашина мама все ждет, что кто-то сыграет для нее эту мелодию, которая будет музыкальным посланием от ее мальчика.
Вундеркинд — дословно «чудо-ребенок» — мечта многих родителей, но каково приходится им самим? Одаривая человека сверхспособностями в творчестве или науке, природа часто отбирает что-то другое — здоровье, способность дружить и общаться со сверстниками.
Надя Рушева и ее иллюстрации
Надя Рушева родилась в 1952 году, и уже в 11 лет стала знаменитостью. Талант к рисованию она унаследовала от отца — тоже художника. Поначалу ничто не говорило о том, что дочь станет выдающимся мастером: Надя начала рисовать в 5 лет, а в 7 стала делать это регулярно — по полчаса в день после уроков.
Когда Наде исполнилось 11, ее рисунки впервые опубликовали, а уже через год состоялась первая выставка.
Мастера восхищались: девочка рисовала сразу набело, не делая набросков и черновиков.
«Я их заранее вижу… Они проступают на бумаги, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», — говорила она о своих рисунках.
Работы девочки выставлялись в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии, не говоря уже обо всех уголках Советского Союза.
«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же — никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», — говорил о творчестве Рушевой искусствовед Алексей Сидоров.
Надя была первой, кто нарисовал иллюстрации к роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Потрясающе точные образы Воланда, Мастера и других персонажей книги стали для девочки последними.
Надя Рушева скончалась в 17 лет от кровоизлияния в мозг. Его причиной была врожденная аневризма одного из сосудов головного мозга. Художница оставила около 12 тысяч рисунков. Один из самых известных — «Кентавренок» — украшает надгробие на ее могиле.
Саша Путря: яркие краски
Через восемь лет после смерти Нади Рушевой, в 1977 году, в СССР родилась еще одна талантливая девочка — Саша Путря. Ее отец тоже был художником, а жизнь оказалась еще короче, чем у знаменитой предшественницы. В возрасте трех лет Саша уже активно рисовала, вышивала, лепила, выжигала по дереву и даже бралась за научные чертежи. Родители девочки старались ни в чем ее не ограничивать, позволяя рисовать даже на стенах.
«Когда я вырасту большая, непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью», — говорила Саша.
Героями ее рисунков были люди и животные, часто с фантастическими чертами.
А через два года после того, как проявился талант, девочке поставили страшный диагноз: острый лейкоз, рак крови. До конца жизни она будет бороться с болезнью, все короткие перерывы в лечении посвящая рисованию.
В 9 лет Саша посмотрела индийский фильм «Танцор диско» со звездой Болливуда Митхуном Чакраборти в главной роли. С тех пор мотивы индийской культуры — такой же яркой, как и ее фантазии — занимают постоянное место в творчестве девочки.
Сашиным последним рисунком стал этот: контур руки ее отца, поверх которой ее собственная ладонь, а наверху — звезда Сириус. Через два дня девочка умерла, оставив после себя более двух тысяч работ. Ей было всего 11.
Ника Турбина — ученица поэта
Маленькая Ника Турбина страдала астмой, из-за чего плохо спала по ночам. В темноте она постоянно что-то бормотала — а потом слова стали складываться в рифмы, а рифмы — в стихи. В 1983 году, когда Нике было 8 лет, ее стихотворение напечатали в «Комсомольской правде» и их заметил известный поэт Евгений Евтушенко.
Стихи так ему понравились, что он помог Нике издать ее первый сборник — «Черновик». Книга вышла через год после первой публикации и была переведена на 12 языков.
«…Жизнь моя — черновик. Все удачи мои, невезенья Остаются на нем, Как надорванный Выстрелом крик»
В Италии Ника Турбина удостоилась премии «Золотой лев» (когда-то ее получила и Анна Ахматова), а в США даже провели специальную конференцию о технике перевода ее стихов.
Увы, Ника Турбина стала классическим примером «синдрома бывшего вундеркинда». Так психологи называют невроз, который выражается в постоянном желании демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться — и невозможности это делать.
Когда Нике исполнилось 13, Евгений Евтушенко перестал плотно заниматься ее делами, и она решила, что не оправдала его надежд. Она ушла из дома, а затем вышла замуж за своего психиатра. Их разница в возрасте составляла 60 лет: ей было 16, ему — 76.
Через год она ушла от мужа, начались проблемы с алкоголем, нервные срывы. Нике пыталась помочь ее учитель Алена Галич, но безуспешно: периодически девушка совершала попытки самоубийства, пока одна из них не увенчалась успехом. Впрочем, точная причина ее гибели до сих пор не установлена. Девушка выпала из окна, но сделала ли она это сама или ее сбросил пьяный гражданский муж — неизвестно. Есть свидетели, которые якобы слышали ее крики о помощи. Алена Галич добилась, чтобы девушку похоронили на Ваганьковском кладбище, недалеко от других известных поэтов.
Максим Трошин и его «чувство беды»
В раннем проявлении его дарования тоже косвенно виновата астма: для успешного лечения родителям Максима порекомендовали отдать мальчика в музыкальную школу на отделение духовых инструментов. Вскоре он сам начинает писать музыку: песню «Соловей» Максим написал в 9 лет.
В начале 90-х о талантливом мальчике заговорили.
«Максим относился к категории людей с обостренным чувством совести, с обостренным чувством беды, боли о Руси. Он чувствовал так, как не каждый взрослый сможет. И я счастлив, что соприкасался с такой породой людей, с этим русским дуновением ветра…», — говорил известный актер Александр Михайлов.
В 1993 году Максим исполнил песню «Ликует Рим» в честь защитников Белого дома; другую посвятил погибшему певцу Игорю Талькову, с которым чувствовал внутреннюю связь.
Он был очень верующим человеком: служил звонарем, руководил церковным хором, даже исполнял обязанности иподиакона.
За неделю до его 17-летия тело Максима Трошина нашли в реке Десне. В тот вечер он должен был ехать выступать в Москву. Обстоятельства гибели мальчика до сих пор не известны.
Advertisement
По статистике на 5-6 тысяч детей всего один вундеркинд. Но как им в жизни помогают сверхспособности? Это мы и решили выяснить…
Ника Турбина
i11.fotocdn.netНеобычайно талантливая девочка уже в 4 года писала стихи, а когда ей исполнилось 9 лет в Москве вышел первый сборник ее стихов «Черновик», который впоследствии был переведен на 12 языков. В 10 лет на венецианском поэтическом фестивале девочка удостоилась «Золотого льва». В 16 лет у Ники случился нервный срыв, и она уехала в Швейцарию на лечение в психиатрической клинике. Там девочка жила гражданским браком со своим психологом-профессором, который был старше Ники на 60 лет! Девушка стала пить и все больше погружаться в себя и через год вернулась в Москву. Ника начала все чаще злоупотреблять алкоголем и, однажды, во время очередной пьянки с друзьями, она сорвалась с подоконника.
Павел Коноплев
img.uduba.comПавел Коноплев уже в 3 года умел читать и делал в уме сложные математические вычисления. В 5 лет мальчик научил маму вычислять в уме логарифмы. В 7 лет, как и положено Павла отправила в первый класс, программа которого была скучна и примитивна для юного гения. Так, его перевели из 1-го класса сразу в 4-й. Мальчик учился на «отлично», но у него возникли проблемы другого характера: он не мог наладить общение со своими одноклассниками, так как последние не хотели принимать в свою компанию первоклассника. Уже в 15 лет Павел поступил в университет, а в 18 лет стал самым молодым депутатом на первых в стране демократических выборах. В 19 он поступил в аспирантуру.
Павел был в числе первых специалистов, разработавших самые первые программы для отечественного бытового компьютера БК 0010. Он стал известен на всю страну. А будущее должно было быть блестящим.
Но у Павла все чаще стали происходить нервные срывы, вспышки тревоги и отчаяния. Так, у вундеркинда начали проявляться признаки душевного расстройства. Родители поместили его в психиатрическую больницу. Его состояние немного стабилизировалось, но причина возникновения нарушений не была установлена. В 29 лет Павел внезапно скончался в больнице от тромбоза легочной артерии.
Надя Рушева
cultobzor.ruНадя начала рисовать с 5 лет и уже в первом классе она могла делать красочные иллюстрации к сказкам. Однажды, за один вечер она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане». С 12 лет у девочки регулярно проходили выставки. Всего у нее было 15 выставок. К сожалению, в 17 лет Надя скончалась в больнице из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
Евгений Кисин
nashagazeta.ch
Евгений в 6 лет поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, а в 10 впервые выступил с оркестром, исполнив 20-й концерт Моцарта. В 11 лет Евгений дал сольный концерт. Через несколько лет он начал выступать за рубежом.
Сейчас Евгений Кисин ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Америке и Азии, выступая с ведущими оркестрами мира и всегда собирая аншлаги. У музыканта множество премий, в том числе, звание почётного доктора музыки Манхэттенской школы музыки и почётного члена Королевской академии музыки.
Акрит Ясвал
upload.wikimedia.orgАкрит уже в 4 года читал книги по анатомии, химии и физике. Мальчик из Индии в 7 лет провел операцию соседской девочке и смог восстановить ей подвижность пальцев после сильного ожога. После этого случая к нему стали обращаться доктора за консультацией. В 12 лет он пошел учиться на врача в колледж. Сейчас Акриту 24 года и больше всего он хочет найти способ, как излечить рак.
Ким Ун Ён
cdn1.listovative.com
Корейский мальчик в 4 года знал 4 языка и решал сложные математические задачи. Ким был занесен в книгу рекордов Гиннесса, как самый умный человек в мире с IQ, равным 210! В 8 лет он был приглашён НАСА для прохождения обучения в Colorado State University в США. В 15 лет получил степень доктора наук и вернулся на Родину, где до 2007 года преподавал в провинциальном университете.
Грегори Смит
15858-presscdn-0-65.pagely.netdna-cdn.com
Грегори в возрасте 2-х лет научился читать, а уже в 10 лет поступил в университет. Мальчик занимался не только точными науками. Он основал международную организацию по защите прав подростков, встречался с президентами и премьер-министрами разных стран. Четырежды был номинирован на получение Нобелевской премии, но так и не получил ее.
Арран Фернандес
Получив домашнее образование, еще в 5-летнем возрасте Аран сдал экзамены на получение аттестата об общем среднем образовании. В 2010 году его приняли в математический колледж Фицуильям при Кембриджском университете. Арран является самым молодым студентом Кембриджского университета. В 2000 году он опубликовал в Энциклопедии целочисленных последовательностей несколько последовательностей. В прямом эфире на британском телеканале соревновался в вычислениях в уме с популяризатором математики Джонни Боллом. Арран выиграл, показав свою гениальную способность вычислять в уме корни 5-ой степени из больших целых чисел.
Полина Осетинская
tatarstan-symphony.com
Полина начала играть на рояле в возрасте пяти лет, а в шесть уже дала свой первый сольный концерт в зале Вильнюсской филармонии. Обучением девочки занимался отец, заставляя девочку играть часами, не оставив времени ни на что другое. И ему это удавалось, ведь Полина была очень одаренной. В 14 лет девочку пригласили в США на гастроли с приличными гонорарами за концерты. Но Полина не только отказалась ехать, но и вовсе ушла из дома, перестав общаться с отцом.
Андрей Хлопин
www.livekuban.ruВ 10 лет Андрей стал автором трех научных гипотез на тему астрономии и благодаря этому попал в Книгу рекордов Гиннеса. Так, Андрей стал самым юным автором научной гипотезы в мире. Сейчас Андрей не занимается наукой, учится на юриста и увлекается боксом.