Как легче научить ребенка считать. Как научить ребенка считать в уме
Когда карапуз начинает бегать и активно познавать мир, родители задумываются, как научить ребёнка считать в уме и развивать логическое мышление.
Чтобы добиться успеха, важно заинтересовать малыша. Детская память восприимчива к информации, которая подаётся в игровой форме и вызывает любопытство и радость. Если ребёнку скучно, он будет капризничать и ничего не запомнит. Для усвоения азов счёта маме нужно постараться и сделать занятия интересными и разнообразными, тогда кроха моментально сможет считать до 10 и захочет учиться дальше.
Первые уроки
Дети развиваются по-разному, поэтому нельзя назвать точный возраст, когда их можно быстро научить считать. Учёные подметили, что в 2-3 года они активно тянутся к новым знаниям. Это время считается наилучшим для развития как образного, так и логического мышления и всевозможных способностей.
Если малыш хорошо разговаривает и проявляет любопытство, на третий или четвёртый год жизни его можно познакомить с цифрами и научить считать в пределах 10. Вначале лучше освоить числовой ряд до 3, а потом до 5. На занятия нужно тратить около получаса, проводя уроки по 10 минут несколько раз в день. Как только ребёнку становится неинтересно, переключайтесь на что-нибудь другое, иначе стремление к счёту угаснет.
Существует много простых методик, по которым легко обучить трёхлетнего ребёнка азам математики дома.
- Вначале малыш должен научиться различать, где мало, а где много предметов. Например, стол один, а стульев много.
- Ему следует растолковать, что такое «больше» и «меньше». Например, положите на одну тарелку два яблока, а на другую три и попросите сказать малыша, на какой больше фруктов.
- Когда он поймёт принцип, объясните понятие «поровну». Для этого используйте наглядные примеры и давайте задания ребёнку разделить разные вещи пополам.
- Потом к занятиям можно подключить карточки, где нарисованы от одного до пяти предметов. Пусть малыш в уме считает их и говорит ответ.
- Полезно заучивать математические стихи, смотреть детские развивающие передачи, где информация подаётся как игра.
Используйте математику в повседневной жизни. Это хороший способ того, как научить ребёнка считать до 10. Гуляя в парке, попросите кроху сказать, сколько деревьев растёт на полянке. Поднимаясь по лестнице, вслух проговаривайте: «Одна ступенька, две ступеньки, три ступеньки…». Малыш будет слушать, повторять и запоминать. Давайте задания дома: принести три луковицы или вымыть пять чашек. Вы удивитесь, как быстро он освоит счёт. Обязательно познакомьте кроху с нулём. Объясните, что, когда ничего нет, это ноль.
Практические занятия
Попросите малыша представить, что на дереве сидят три белочки, и каждая держит в лапках по одному ореху. Сколько всего орехов у белок? Постоянные игровые уроки позволяют добиться хороших успехов, и четырёхлетние дети начинают мгновенно решать и более сложные задачи.
- Чуть позже стоит приступить к освоению математических действий. Расскажите крохе, что такое плюс, минус и равно.
- Для наглядности подкрепляйте информацию примерами. У Васи было 2 яблока. Ему дали 2 груши. Сколько фруктов оказалось у Васи? Такие же задачки придумывайте и на вычитание.
- Главное, чтобы дети усвоили механизм счёта. В первую очередь надо посчитать, сколько было предметов, потом – сколько требуется приплюсовать, и в конце – сколько стало. Примеры на вычитание решаются аналогично, только со знаком минус.
Чтобы правильно научить малыша складывать и вычитать цифры, воспользуйтесь книгами по раннему развитию. К выбору литературы относитесь внимательно. Некоторые современные источники утверждают, что правильный ответ легко получить без счёта. Это ошибочный подход, так как арифметика - точная наука, в ней нельзя ничего угадать, а можно лишь вычислить.
Когда малыш хорошо сможет считать до десяти, купите магнитные цифры и расскажите, что они обозначают количество предметов, которые мы видим. Например, три котёнка или три груши можно записать одной цифрой 3. Прикрепите макеты чисел на видном месте, и кроха быстро запомнит, как они выглядят.
После 4 лет дети хорошо понимают, как образовываются цифры. Купите числовой ряд. С его помощью легко объяснить, какая цифра стоит спереди, а какая сзади.
Считаем до двадцати
Когда карапуз начнёт прекрасно разбираться в числах от 1 до 10, родители начинают искать способ, как научить ребёнка быстро считать до 20. Чтобы освоить науку, важно не только распознавать числа, написанные на бумаге. Нужно растолковать крохе, что собой представляют единицы и десятки. Ребёнок в 5 лет легко воспринимает эту информацию.
- Вам понадобятся обычные счётные палочки или набор других одинаковых предметов.
- Отсчитайте десять палочек и положите их в ряд.
- Расскажите юному ученику, что это один десяток и его принято называть «дцать».
- Сверху поместите еще одну палочку. Желательно, чтобы она отличалась от других цветом.
- Объясните, что это единица или «один». Если к слову один прибавить «дцать», получится одиннадцать.
- Постепенно добавляйте палочки к верхнему ряду. Так вы выучите числа 12, 13, 14 и дойдёте до 20.
Важно объяснить ребёнку, что сложные числа состоят из единиц, десятков, и добиться, чтобы он чётко понимал, сколько их в каждом числе.
Для закрепления материала полезны математические игры. Вы можете приготовить карточки с цифрами от одного до двадцати. Дать их ребёнку и попросить выбрать те, на которых изображены числа 5, 10, 15 и так далее. Правила игры можно усложнить, чтобы приучать малыша считать в уме. Предложите ему отыскать число на четыре единицы больше 12 или на пять единиц больше 6. Вначале будет сложно, но постепенно малыш сможет считать в пределах 20.
Счёт до ста
Чтобы дети научились считать, нужно показать им, как правильно писать цифры. Благодаря этому они смогут наглядно представить числовой ряд и будут чётко видеть соседние цифры. Когда малыши начнут свободно считать до 20, объясните им, что логика построения чисел одинакова. Если к двум десяткам прибавить 1 – получится 21, прибавить 2 – будет 22, и так до тридцати.
- Учите с детьми, как оперировать десятками. Разложите на столе 10 палочек. Под ними выложите ещё несколько рядов и посчитайте, сколько получилось десятков. Чтобы к 30 прибавить 40, нужно к трём десяткам прибавить четыре десятка. Будет семь десятков или 70. Это дети должны прочно усвоить, чтобы научиться считать до 100.
- Складывать двузначные числа легко, если понять алгоритм вычисления. Когда дети умеют работать с десятками, можно усложнить задачу.
- Попросите их сложить 12 и 14. В этих числах есть единицы и десятки, поэтому маленький ребёнок способен запутаться. Для объяснения вам понадобятся палочки.
- Положите на ровной поверхности 10 штук. Это будет десяток.
- Сверху разместите 2 палочки другого цвета, которые подразумевают единицы. Малыш должен понимать, что вместе палочки образуют число 12.
- Рядом постройте другую комбинацию из палочек, которая олицетворяет число 14.
- В первую очередь сложите десятки. Пусть ребёнок скажет ответ - 20. Потом прибавьте единицы, 2+4 = 6, значит, получилось 6 единиц. Теперь к 20 десяткам надо прибавить 6 единичек. Ответ 26.
Чтобы ученик не сомневался, попросите его пересчитать палочки на столе. Пусть убедится, что их действительно 26. Повторяйте упражнения на протяжении нескольких дней. Когда дети улавливают принцип, они научаются с лёгкостью считать цифры, прибавлять и вычитать в пределах сотни.
Решаем примеры
После того, как ребёнок освоит единицы и десятки и научится считать примеры с помощью палочек, надо рассказать ему о понятии разрядов. Разряд - это порядок цифр в числе. Мы ведём записи в тетради слева направо. В конце числа пишутся единицы, после них десятки, потом сотни и так далее. Это необходимо чётко запомнить.
- Чтобы в первом классе не возникло проблем на уроках математики, детей нужно заранее готовить к решению примеров.
- Во время летнего отдыха посвятите немного времени занятиям. Простой способ, как можно научить ребёнка считать столбиком, заключается в понимании того, что при счёте на листочке бумаги каждый разряд надо располагать строго друг под другом.
- Предложите записывать числа в столбик, придерживаясь правильного порядка. Не требуйте вычислить ответ. Пусть малыш сначала до мелочей освоит, как располагаются цифры в столбике. Через некоторое время можно приступить к нахождению ответа.
Например, при складывании 25 и 7, цифра семь пишется под цифрой пять. Малыш вначале прибавляет единицы 5+7. Получается 12, или один десяток и две единицы. Двоечка пишется в ответе в разряде единиц. Оставшийся десяток приплюсовывается к двойке первого числа. Результат три нужно записать в разряде десятков. Ответ 32.
Правильно научить ребёнка вычислению в столбик помогут кубики с нарисованными цифрами или специальные карточки. При их использовании пример не надо записывать на бумаге. Достаточно выложить его из кубиков или карточек на столе. Маленьким детям так удобнее. Им не надо зачёркивать ошибки и по несколько раз переписывать задание. Для исправления нужно просто поменять карточку или кубик.
Математические способности есть у всех детей. Чтобы малыш пошёл в 1 класс хорошо подготовленным, их нужно развивать как можно раньше. Умение логически мыслить, складывать, вычитать в уме простые и сложные примеры пригодится в жизни. Решение задач развивает память и учит нестандартно думать. Главное, не перегружайте ребёнка. Не пытайтесь, чтобы он запомнил много информации сразу. Постепенно он во всём разберётся и будет радовать вас хорошими отметками в школе.
Умение считать в уме – необходимый навык даже в наш век высоких технологий, когда калькулятор всегда есть под рукой в смартфоне или в других устройствах. Без данного навыка невозможно успешное обучение в школе. Необходимость быстрого подсчета может возникнуть в любой момент и в различных ситуациях, например при посещении магазина. Кроме того, устный счет – важная тренировка для мозга, развивающая память и интеллект. Чтобы малыш смог быстро и правильно называть результат любого арифметического действия, родителям потребуется изучить вопрос о том, как научить ребенка считать в уме.
Когда ребенок готов к обучению
Готовность к счету в уме формируется у детей к 5–6 годам. Преобладание наглядно-образного мышления мешает дошкольникам и младшим школьникам воспринимать и запоминать абстрактные математические понятия. Однако у детей в этом возрасте прекрасно развита зрительная память, что позволяет им быстро запоминать формы и цвета. Поэтому до того, как научиться оперировать абстрактными числами, малыш должен освоить счет на наглядных примерах и познакомиться с определенными понятиями.
- Малыш должен уметь проводить простые математические операции, основываясь на практических действиях с предметами. Если же у него не получается сложить три машинки и еще две, вряд ли он сможет в уме выполнить сложение «3 + 2». В дальнейшем следует постепенно исключать использование различных счетных материалов, в том числе собственных пальцев крохи. Ведь при счете на палочках или пальцах не включается механизм долговременной памяти, что может затормозить развитие математических способностей.
- Для освоения устного счета необходимо, чтобы малыш знал такие понятия, как «больше» и «меньше», понимал состав чисел.
- Ребенок должен понимать, что, даже когда числа меняются местами, их значение и результат действия не меняются. Это можно объяснить ему, например, при помощи карточек с числами.
- Малыш должен знать, что сложение – это операция, обратная вычитанию.
Подготовка к обучению
Готовить ребенка к счету в уме следует уже с самого начала обучения математике.
- Когда малыш знакомится с числами, он должен привыкнуть к тому, что любое число обозначает группу с определенным количеством предметов. Нужно не просто показать ему, как выглядит цифра 3, а продемонстрировать это наглядно, например выложив перед ним три яблока или три одинаковых игрушки.
- Полезно связывать числа с различными сказочными героями или с конкретными понятиями (3 поросенка, 5 пальчиков на руке и т. д.). С помощью позитивных ассоциаций у малыша будут сформированы образы, привязанные к определенным числам.
- Для изучения чисел и их состава можно изготовить коробку с кубиками, разделив ее на 10 ячеек (по 5 в каждом ряду). Во время изучения чисел малыш заполняет кубиками нужное количество ячеек. Такой способ поможет малышу запоминать, сколько кубиков требуется для дополнения каждого числа до 10, что очень важно для освоения устного счета.
Этапы обучения
Обучение малыша счету в уме можно разделить на следующие этапы:
- с использованием наглядных пособий;
- с использованием карточек с цифрами;
- устный счет вслух без использования пособий;
- устный счет шепотом;
- счет в уме.
Не стоит переходить к последующему этапу, пока ребенок не усвоит предыдущий, доводя таким образом навык до автоматизма.
Выполнение в уме математических действий
Сложение и вычитание . Труднее всего детям дошкольного возраста понять, что такое состав числа. Необходимо с помощью ежедневных упражнений и наглядных примеров помочь малышу разобраться в составе чисел от 2 до 10. Ребенок должен знать и понимать, что, например, восемь можно получить несколькими способами: 4 + 4, 3 + 5, 1 + 7, 2 + 6.
Основываясь на полученных знаниях, доведенных до автоматизма, малыш сможет выполнять сложение и вычитание, в том числе с переходом через десяток. Когда ребенок научится этому, проговаривая действия вслух, можно попросить его проговаривать последовательность шепотом, а потом и про себя.
Объясняя малышу принцип счета, результатом которого являются числа второго десятка, необходимо научить кроху разбивать слагаемые, чтобы получались целые десятки и остаток. Например, 5 + 8 = 5 + 5 + 3 = 10 + 3.
Аналогичный прием можно использовать при вычитании: 14 – 8 = 14 – 4 – 4 = 10 – 4. Для осуществления таких действий малыш должен уметь отлично считать до 10.
Подготовку к счету от 10 и дальше лучше начать с игры «Найди пару». Ребенок должен выучить все пары чисел, образующих в сумме 10. Для упрощения счета также стоит разобрать состав круглых чисел: 30 = 10 + 10 + 10, а 5 – это половина 10.
Умножение . Не каждый взрослый способен легко производить сложные математические действия в уме. Но дети быстрее запоминают новую информацию. Если ребенок успешно освоил сложение и вычитание в уме, можно приступать к следующему этапу – умножению.
Здесь опять на помощь придет наглядное пособие – коробки с кубиками. Нужно объяснить малышу, что две коробки по 5 кубиков – это всего 10 кубиков, а 3 коробки по 5 кубиков – 15 и т. д.
Далее можно начинать учить с ребенком таблицу умножения. Учить ее придется наизусть, как стихотворения. Только строчками будут выступать примеры: дважды три – шесть, дважды четыре – восемь и т. д. Можно напевать строчки, написать на бумаге и повесить на стену. Не нужно пытаться выучить больше одного такого «стихотворения» за занятие, сначала следует ограничиться, например, только умножением на два.
Повторяя таблицу умножения в течение недели, ребенок запомнит ее. Тогда можно перейти к следующему этапу – начинать спрашивать малыша по таблице. Но не нужно слишком усердствовать, для крохи это должно быть веселой игрой.
Деление . Это самое сложное для детского восприятия математическое действие. К нему можно приступать только после успешного освоения сложения, вычитания и умножения, а также после запоминания таблицы умножения.
При обучении делению используются счетные материалы, ими могут быть конфеты или игрушки. Например, попросить малыша разделить 6 конфет между двумя детьми.
Когда наглядные примеры станут понятны ребенку, можно переходить к «невидимым» предметам. Например, попросить малыша представить, что у него есть 6 конфет, которые нужно поровну поделить между ним и двумя друзьями, посчитать в уме и озвучить результат.
Через неделю после того, как ребенку наглядно продемонстрировали понятие деления, можно приступать к занятиям по таблице умножения, производя действия в обратном порядке (конечное число делится на делимое). Заключительный этап – проверка пройденного материала.
Среди педагогов нет единого мнения о необходимости освоения детьми еще до школы арифметических действий на умножение и деление, все зависит от индивидуальных способностей малыша. Если родители уверены, что их ребенок готов к таким занятиям, они могут обучать его, не перегружая при этом свое чадо уроками математики.
Упражнения для развития навыка счета в уме
При выполнении данных упражнений необходимо подбирать числовые диапазоны с учетом возраста ребенка, а также сразу проводить работу над ошибками, разбирая их вместе с малышом.
- «Назови числа, в которых…» . Попросить малыша назвать все числа от 1 до 40, в которых есть 2. Ребенок в уме визуально представляет все числа подряд и выбирает те, в которых есть двойка. Такое упражнение отлично тренирует умение визуализировать и способность работать с числами.
- «Веди в уме прогрессию» . Ребенок должен двигаться от 3 с шагом 2, т. е. прибавлять к трем два и далее к полученному числу опять прибавлять 2 (получается 5, 7, 9 и т. д.). Упражнение оттачивает навык сложения, позволяет визуализировать и прорабатывать все числа. Затем упражнение повторяется, но уже на вычитание.
- Использование таблиц Шульте
. Данное пособие представляет собой таблицы со случайно расположенными цифрами, служащие для развития скорости нахождения цифр в определенном порядке.
Нужно попросить ребенка найти все числа в определенном диапазоне (например, от 1 до 15). Упражнение помогает малышу быстро ориентироваться в числах, работая с их образами в уме.
- Наглядные примеры . Для освоения ребенком быстрого счета в уме необходимо проводить обучение на наглядных примерах везде – дома и на улице, предлагая малышу складывать и вычитать. Если проехала машина с номером 351, можно попросить ребенка быстро сложить в уме 3 + 5 + 1 и назвать полученный результат.
Обучение счету в уме всегда должно проходить в форме игры. Если родители замечают, что ребенок не справляется или не способен что-либо понять, не нужно настаивать на выполнении задания. В этом случае лучше попробовать вернуться к более простым примерам и только через некоторое время вновь обратиться к более сложным.
Математика, пожалуй, самая сложная наука для младших школьников. Но понять ее азы просто необходимо именно в 1-2 классах, иначе потом разобраться в премудростях будет нереально. Родителей интересует, как можно научить ребенка быстро и просто решать примеры, ведь это первый камень, о который спотыкаются маленькие ученики.
Как научить решать примеры в пределах 10?
Проще и быстрее всего объяснить ребенку, как решаются примеры в пределах первого десятка. Обязательными условиями для этого будет сознательный устный туда и обратно, знание предыдущего и следующего числа, а также его например 5 это 1 и 4 или 2 и 3.
В первое время хорошо подойдут счетные палочки, при помощи которых ребенок поймет, как складывать или вычитать числа. Нежелательно использовать для счета пальцы или линейку – так ребенок не учится думать. Это мнение большинства педагогов, хотя на деле оказывается, что этот этап некоторым просто необходим. Кто-то быстрей его проходит, а кто-то задерживается. Чем больше будет заниматься ребенок, тем лучше будет результат.
Пример
Для детей отличным примером для обучения счету будет домино. С его помощью легко пояснить: 4-4=0 или 5=5.
Примеры можно визуализировать – рисовать определенное количество яблок, конфет и прочего, отнимая или прибавляя их.
Как научить ребенка решать примеры до 20?
Если счет в пределах десятка уже освоен, пора идти дальше – учится складывать и вычитать числа второго десятка. На самом деле это совсем несложно, если ребенок знает «на зубок» состав числа и имеет понятие о том, что больше, а что меньше.
Сейчас наглядные примеры так же важны, как в освоении первого десятка.
Пример 1
Рассмотрим пример на сложение 8+5. Вот тут и потребуется знание состава числа, ведь 5 – это 2 и 3. К 8 прибавляем 2, получаем круглое число 10, прибавить к которому оставшуюся 3, уже не проблема.
Пример 2
Для обучения вычитанию также потребуется делить числа на составляющие. Чтобы отнять от пятнадцати восемь, нужно первое число разделить на сумму чисел 10 и 5. После этого делим вычитаемое на 5 и 3. Теперь происходит самое интересное – от первой полученной цифры вычитаемого (10) отнимаем последнюю цифру второе из слагаемых числа восемь. Получаем семерку.
Как научить ребенка решать примеры до 100?
Деткам, освоившим счет в пределах двадцати, будет несложно разобраться и в других десятках. Сейчас программа требует, чтобы сложение и вычитание проводилось в уме, а не в столбик. Нужно показать ребенку, как это делать.
Пример
43+25. К 3 единицам прибавляем 5 единиц и записываем его чуть в стороне от знака равенства, оставляя место для еще одной цифры. Затем к 4 десяткам прибавляем 2 десятка и получаем 68. Важно, чтобы ребенок четко понимал, что десятки и единицы нельзя смешивать. Этот же пример можно решить в столбик по тому же принципу.
Если у ребенка не получается решать примеры, следует поговорить с учительницей, чтобы она обратила внимание именно на эту проблему. Но не стоит снимать ответственность и с себя – занятия дома, в спокойной обстановке рано или поздно дадут положительны результат.
Глубокое обучение математике несколько отличается от обычного: «Раз, два, три». Если Вы хотите, чтобы ребенок пришел в школу основательно подготовленным, ознакомьтесь с обзором методик, посвященных теме, как научить ребенка считать. Кто авторы этих систем? Как работают пособия? Эффективны ли они, и какую из них выбрать? Все это Вы узнаете прямо сейчас.
Небольшое предисловие: ранняя математика «да» или «нет»?
Возможно, кто-то удивится, увидев в подзаголовках знакомые имена - Монтессори, Доман, Зайцев и семья Никитиных. Еще бы, ведь они фигурируют как авторы-новаторы, предложившие миру принципиально разные методики чтения или приемы обучения, как Мария Монтессори.
Тем не менее, каждый из этих людей изобрел нечто, заслуживающее самого пристального внимания - нестандартные приемы для обучения математике. Обратите внимание - ни счету, ни сложению и вычитанию, а именно математике . Каждая из методик ценна. У них нет противопоказаний и специальных ограничивающих рекомендаций. Они во многом перекликаются. Их можно использовать так, как понравится ребенку или покажется рациональным Вам: все вместе, по очереди, часть методики или всю методику сразу.
Семья Никитиных: обучение счету по точкам
Обучение счету детей «по Никитиным» может осуществляться по-разному. Этот прием - трансформировавшийся в игру проверочный тест. Пособие представляет собой небольшие квадраты, на которых в определенной симметрии построены числовые фигуры из крупных точек. К ним прилагаются цифровые карточки такого же размера.
Необходимо, чтобы малыш научился систематизировать карточки: сначала по цвету, после по количеству и цифрам. Далее следует стандартный набор математических заданий, подобранных специально, чтобы научить ребенка считать:
- сколько - в разных вариантах;
- подбери цифру;
- найди быстро;
- сравни;
- сосчитай;
- что лишнее и другие.
Таким образом, в игре у детей формируется представление о числе и его связи с цифрой.
Никитинская таблица «Сотни» - способ обогнать сверстников
Вам, вероятно, будет интересно знать, почему многие авторы развивающих методик предпочитают простые геометрические формы - круги, квадраты и т.п.? Как известно, дети - народ отвлекаемый. Так зачем лишний раз рисковать потерей полезных и кратких минут, размещая яркие картинки?
Сама таблица «Сотни» выглядит, как сетка. В центральной ее части расположены цифры, а по периметру - точки в соответствующих количествах. Она легко решает ту еще задачку для родителей — как научить ребенка считать до 100. К перечисленным выше заданиям добавляются действия с числами, содержащими десятки и сотни.
Собственно, эти два простых, но объемных приема, охватывают программу начальной школы касательно счета со знаками «+» и «-.» Сами Никитины приводят пример, как их шестилетняя дочь удивила родителей и составила непростую логическую задачу, используя числа от 50 до 500. А это - высший пилотаж даже для четвероклассника. Кроме этих игр, педагоги разработали и другие не менее полезные приемы, о которых мы еще поговорим в следующих статьях.
Зайцевское «Нет!»: обучение математике не до десяти, а до тысячи…как минимум
Как научить ребёнка считать до 10 - головоломный вопрос, который заставляет рыдать не одну старательную маму. Если бы было достаточно просто сосчитать, а то ведь еще состав нужно усвоить, плюс и минус понять, научиться сравнивать и даже решать уравнения!
Николай Александрович подумал и изобрел методику столь же новаторскую, как и кубики, но под именем «Стосчет». Сам автор предупредил, что сто - это мизер, на который способен мозг пятилетнего ребенка. Поменяв виды деятельности местами, Зайцев определил, что важнее и первоначальнее счет в уме, и лишь потом идут письменные вычисления.
«Стосчтет» - набор пособий, в котором, снова-таки, обыгрывается тема цифр и геометрических фигур. Фигуры необходимы для количественного иллюстрирования цифры.
Лента «Стосчет» знакомит детей со всеми видами математических операций с числами. Дети, усвоившие алгоритм ленты, легко выходят за границы сотни, достигают тысячи и даже перешагивают этот рубеж. Ребенок научается устному счету как бы незаметно для себя. Кроме того, он увлечен, а это много стоит.
Фишки, из которых состоит лента, выглядят как двойной дидактический набор: необходимое количество кругов, квадратов и соответствующая им цифра. Фигуры расположены симметрично и наглядно показывают строение числа в двух вариантах.
Таблица «Стосчет» состоит из таких же фишек, но их размещают прямоугольником. Задания, придуманные автором для детишек, построены таким образом, что дети не решают, а ищут. В процессе игры, они овладевают составом числа, учатся считать и сравнивать и все это без корпения над тетрадью до 23.00.
Гений Гленна Домана: обучение математике
Известнейшая и полезнейшая методика реабилитации тяжелобольных детей с мозговыми повреждениями … Мы не можем не сказать пару слов в защиту Гленна Домана. Будучи врачом, восстанавливавшим ребятишек после травм, автор изобрел свою систему, как один из методов лечения и адаптации. Методика дала прекрасный результат на этой очень непростой аудитории.
В карточках Домана, созданных для детей с ограниченными возможностями, была «замечена» новая методика обучения детей счету.
Что представляют домановские карточки для счета? Это наборы квадратов, на которых расположены точки либо систематизировано, либо хаотически. Показывая карточки несколько минут в день, родители могут научить детей узнавать числа и считать. Если учесть, что Доман оперировал большими числами, вызывает сомнение эффективность решения примеров без специального подсчета точек.
Как научить ребенка считать по Доману? Подходит ли обучение по математическим карточкам автора обычным детям? Как формирование восприятия числа на уровне интуиции (без подсчета единиц) - да. Но как отдельный метод, он оставляет много белых пятен в математическом мышлении человека.
Мария Мотессори - богатейший набор приемов обучения математике
Наиболее емкая и универсальная метода, помогающая родителям разобраться, как учить считать ребенка-дошкольника. Не секрет, что большинство новаторских систем основаны на разработках Марии Монтессори. Эта привлекательная итальянка тоже не была педагогом. Но она придумала все самое лучшее, что только существует в мире педагогики даже сегодня, спустя почти сто лет от основания системы.
Опираясь на различный житейский опыт детей (сенсорику, память, запечатленные образы), Монтессори основала свою методу, в которую входят упражнения на развитие способностей всех видов. Пособия автора выполнены с учетом многих параметров: веса, тактильных ощущений, звука, размера, цвета. Такой подход позволяет задействовать все виды памяти человека и дает возможность усвоить материал комплексно, посредством ощущений.
Математические пособия Монтессори до десяти
Пособия в виде деревянных брусков длиной от 10см до 1 м - штанги Монтессори — помогут справиться с первым десятком. Дети на практике смогут сравнить величины, ведь штанги имеют разную длину и разбиты на единицы - отрезки по 10см. Как научить детей считать еще быстрее? Воспользуйтесь карточками Монтессори. Это фишки, на которых изображены круги и цифры до 10.
Кроме названных брусков, в систему Монтессори входят веретенца, деревянные чипсы, разноплановые цифровые карточки, кегли и многое другое.
Золотые бусины Монтессори - обучение счету от 10 и до …бесконечности
Эффектное и эффективное средство познания математики - золотой актив Монтессори. С ним у родителей не возникает головная боль, которая зовется, как научить ребёнка считать правильно. Занимаясь с бусинами, малыши 4-5 лет усваивают число на интуитивном уровне. Пособия, особым образом сконструированные из «золотых» бусин, раскрывают понятие числа.
Те же бусины, но в других комплектациях, таблицы, доски специальной конструкции, объемные фишки с примерами на сложение, материалы «Дроби», счеты оригинальной конструкции - вот небольшой перечень материалов Марии Монтессори для всестороннего обучения математике.
Материалы Монтессори убедительно иллюстрируют математические формулы. С золотыми бусинами, подкрепленными цифровыми карточками, у Вас не возникнет проблемы, как научить ребенка считать столбиком. Сортируя наборы по разрядам и подбирая к ним цифры, дети в игровой форме поймут взаимосвязь математических понятий и действий.
Интересные факты о вычислениях столбиком
Подготовив ребенка к школе, позже мы неизменно задаемся вопросом: откуда двойки? Почему школьник, отлично решающий дома, не может сказать ответ учителю?
Как ни банально, но это говорит лишь о том, что в его «математическом здании», где каждый кирпичик должен быть на своем месте, есть брак. Чаще все это такие проблемы, как: незнание состава числа, таблицы умножения, принципа разделения числа на разряды.
Не смотря на эффективность описанных методик, все они должны привести к теории. То есть, школьник, усвоив числа образно, должен суметь ответить на все программные вопросы. Однозначно, зубрить придется. Впрочем, это только на пользу. Российская программа дает наиболее четкий алгоритм, как научить ребенка считать в столбик. Об этом рассказали нам родители, чьи дети обучались в иностранных школах.
Выходит, что традиционная запись с переносом или одалживанием разрядных единиц дает прекрасный результат при условии, если он подкреплен знаниями теории.
Ранние методики - математика на «отлично»
Отдельно хочется прокомментировать отрицательную точку зрения касательно методик раннего обучения математике. Если ребенок хочет знать, то эти знания дать ему необходимо. Тем более, что авторы не предлагают усаживать малышей за парту. Все занятия проводятся «между делом» в доброжелательной для детского здоровья форме. И это прекрасная альтернатива, если учесть предшкольную лихорадку, когда дитя в срочном порядке усаживают за рабочий стол, дают в руки учебник и счетные палочки и велят готовиться к школе.
По сути, методики раннего обучения математике - это несколько решений одной задачи. Этакий кубик Рубика, в котором единственно возможный и вполне реальный результат, - математические знания ребенка. Как всегда, мы советуем сочетать полезное и необходимое: нестандартные методы, которые, безусловно, полезны, и школьную программу, составленную и проверенную опытнейшими знатоками своего дела.
Все о пользе устного счета для развития, основные методики освоения счета в уме для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры и секреты успешных занятий.
От всего остального живого мира человека отличает интеллектуальное превосходство. Для того, чтобы оно стало очевидным не только для самого себя, но и для окружающих, мозг необходимо постоянно тренировать. Одним из методов тренировки мозга является устный счет.
Лучший возраст для начала обучения
Большинство специалистов считают, что лучшим возрастом является период от 3 до 5 лет. К 4 годам малыш без труда способен освоить элементарные арифметические действия (складывание и вычитание). Уже к пяти годам ребенок может без труда научиться решать простые примеры и задачи.
Подготовка к обучению
Прежде всего у ребенка должно сформироваться понятие числа. Для малыша эта категория является абстрактным понятием. На первых порах ребенку сложно объяснить, что такое число или цифра.
В качестве обучающего материала может быть выбрано все что угодно: любимые кубики, мячики, мягкие игрушки, машинки и т.д. Важно, чтобы малыш понимал, что с ними можно не только играть, но их возможно посчитать.
Это не должно быть в форме скучного и навязчивого урока, ребенок это просто не поймет. Все должно выглядеть словно игра, как бы «между прочим».
Важно не упустить время, когда ребенок воспринимает все как увлекательную игру, тогда обучение станет для него приятным занятием.
Не забывайте главное правильно — занятий должны быть интересными и приносить удовольствие!
Как правильно учить?
- Обучение ребенка основам математического счета должно происходить только в игровой форме и при желании малыша.
- Обучение счету должно вестись в увлекательной игровой форме и непрерывно (каждый день). Задействуется зрительная и тактильная память малыша.
- Занятия должны быть выстроены в четком алгоритме и иметь систему. Допустим, сначала происходит закрепление понимания «один» и «много», затем «больше» и «меньше».
- Важно объяснить разницу между понятиями «больше», «меньше», «равно».
- В игровой форме, например, спускаясь по лестнице, научите ребенка порядковому счету от 1 до 10;
- Покажите ребенку на предметах, как соотносятся произносимые цифры с реальным количеством;
- Попробуйте на элементарных жизненных ситуациях объяснить ребенку, как происходит увеличение или уменьшение количества предметов, например, к одной машине приехала еще одна, получилось две машины и т.д.
Учимся считать до 10
Необходимо в повседневную жизнь ребенка ввести понимание количества, для этого требуется постоянно акцентировать внимание на предметах, с упоминанием их числа.
Полезно разучивать с ребенком считалочки, стихи в которых упоминаются цифры.
Для обучения ребенка счету от 1 до 10 необходимо использовать различный обучающий материал.
В настоящее время много анимационных обучающих видео, в которых в понятной для ребенка форме любимые мультипликационные герои играя обучают малыша счету.
Здесь используется зрительная память ребенка, также информация воспринимается на слух.
Мнение эксперта
Имитируя действия мультипликационных героев, малыш учится считать.Также следует заниматься по печатным пособиям.
Полезным в подготовке к обучению счету до 10 может стать совместное с ребенком изготовление обучающего материала. Можно вместе вырезать кружки или кубики, а затем их считать. Совместные творческие задания помимо обучения, способствуют объединению семьи.
Несложные задания, помогут малышу не только изобразить вышеуказанные числа и сформировать о них представление, но и потренировать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и внимание.
Учимся считать до 20
Кроме механического способа заучивания дальнейшего счета, такими же методами, как и применялись при изучении счета от 1 до 10, ребенку нужно объяснить понятия «десяток» и «единица».
Мнение эксперта
Клименко Наталья Геннадьевна — психолог
Практикующий психолог муниципальной женской консультации
Все должно быть в форме игры, а не скучного занятия. Для этого можно взять 20 конфет и 2 коробки. Нужно предложить ребенку в одну коробку, считая вслух, сложить 10 конфет.
Взрослый должен рассказать малышу, что это называется «десяток». Придвинув к коробке с «десятком» пустую коробку, нужно складывать туда остальные конфеты поочередно, и произносить вслух счет: 11, 12, 13 и так до 20.
Эту игру можно сопроводить с демонстрацией карточек, на которых будут изображены изучаемые числа.
Важно объяснить ребенку, что после 10, все числа будут состоять из двух цифр.
Первое из которых «десяток» (первая коробка с конфетами), а второе единица (вторая коробка с конфетами).
Ребенок должен понять систему, по которой все цифры идут одна за другой: 11 после 10, 12 после 11 и т.д.
Нужно продолжать активно использовать обучающие мультфильмы, считалочки, песенки, раскраски с заданиями и т.д. — все то, что применялось при изучении счета от 1 до 10.
Когда у ребенка сформируется понимание «десятка» и «единицы», то можно осваивать счет дальше до 100.
Не забывайте уделять внимание и другим
Методики обучения в разном возрасте
Для детей 2-3 лет
Необходимо привить ребенку в игровой форме понимание счета и начальные навыки применения его к предметам. Например, считаем пальчики на одной ручке, просим принести один, два… предмета. Прививаем понятия: «много», «мало», «большой», «маленький».
Для детей 4-5 лет
Нужно использовать желание малыша помочь родителям в домашних делах.
Вместе складывая игрушки в коробку можно их сосчитать или попросить ребенка подать одну или несколько тарелок со стола.
Постепенно у малыша должно быть сформировано понятие «один» и «много», «меньше», «больше», «шире», «уже».
Также ненавязчиво малыша нужно знакомить с пониманием формы предметов: круглый мяч или квадратный кубик и т.д.
Контактное обучение гораздо эффективнее, в этот момент малыш ощущает предмет, включается несколько зон восприятия объекта и обучение проходит легче.
Малыши сравнивают «много» и «один». Разные предметы нужно сравнивать, чтобы выработать понимание их свойств, не перегружая малыша характеристиками предмета. Постепенно ребенок должен сам объединять разные предметы по одному признаку (маленькие -большие, длинные — короткие).
На занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры (предлагается накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.).
Для детей 5-6 лет
Дети учатся сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один.
Основные способы - накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.
Для учеников 1 класса
Прежде всего ребенок осваивает счет группами по 2, по 3, по 5, постепенно его подводят к пониманию десятичной системы исчисления.
В этом возрасте большое внимание уделяется устному счету, для чего применяют обучающие способы с игровым уклоном.
Методика позволяет операции сложения и вычитания в пределах 100 довести до автоматизма, при чем в уме.
Самые интересные приемы
- Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста быстро утомляется, поэтому умение считать нужно прививать в игровой форме.
- Малыш может долго не усваивать материал, нельзя нервничать и кричать, оскорблять ребенка.
- Ребенка нужно поощрять за успехи похвалой.
- Занятия должны быть регулярными и частыми, с четко обозначенной целью.
- Выбирать методику занятий нужно исходя их индивидуальных особенностей ребенка.
Как научиться быстро считать в уме взрослому
- Научиться сосредотачивать внимание на деталях и мысленно проговаривать их.
- Следует не прибегая к калькулятору решать элементарные математические задачи, например, в магазине. У математических действий есть свои особенности, но они не сложные. Надо один раз разобраться, а потом тренироваться. Это должно происходить систематически 5-10 раз в день.
- Освоить простые методики устного счета и ставить себе ежедневные задачи по тренировке мозга. В Интернете множество мобильных приложений с заданиями по тренировке мозга.
В следующем видео о том, как можно научиться считать в уме, расскажет математик.