Что делать если дети двоечники. Из двоечника в отличники. Как повысить успеваемость школьника? Почему у ребенка проявляется низкая успеваемость
Отец говорит Вовочке, глядя в его дневник:
- За такие оценки я буду пороть ремнем!
- Правильно, папа! И посильнее ее лупи, чтобы знала, как мне двойки ставить!
Не могу понять в чём причина
Часто родители школьника, у которого низкая успеваемость не могут понять, в чём причина, ведь они старались как можно больше развивать ребенка и старались дать всё самое лучшее в плане учёбы. Как оказывается причины идут от слишком завышенных требований к ребёнку, конечно, это касается благополучных семей. Так в чём же причина? Все родители любят своих детей и мечтают видеть их успешными и счастливыми. Перед появлением ребёнка на свет, родители примерно представляют, как его будут воспитывать, какие ценности будут ему прививать и каким будет его поведение. Часто будущие родители, увидев на улице или у знакомых непослушного ребёнка, возмущены его поведением и уверенны, что их сын или дочь, никогда не будет так себя вести. Но, к сожалению родителей, дети не всегда оправдывают возложенные на них надежды. Ещё с младенческого возраста молодые родители начинают сталкиваться с ситуациями, когда их дети отстают в чём-то от своих сверстников, и у многих это вызывает недовольство и разочарование. Например, у соседского ребёнка появился первый зубик, а у вашего нет, причём дети то одного возраста.
Успеваемость и развитие ходят рядом
Или у ваших знакомых дочка научилась читать в четыре года, а ваш сын и в пять лет не имеет желание учить буквы. Все такие ситуации очень расстраивают родителей, и часто вместо того чтобы принимать ребёнка таким как он есть, стараются во чтобы это не стало добиться от него таких же достижений как у других детей, причём всех сразу. И для достижения поставленных целей, сделать своего ребёнка самым умным, родители не уставая, водят его в различные развивающие детские садики и кружки. Часто не замечая, что их ребёнок не успевает за остальными детьми, что приводит к заниженной детской самооценки. Если ребёнок будет постоянно чувствовать, что он не успевает за своими сверстниками, и при этом ещё слышать от родителей недовольные высказывания, и сравнения с другими детьми, то всякое желание к чему-то стремится, у него пропадёт надолго. Поэтому желая видеть своего ребёнка успевающим, обратите на его развитие ещё до школы. Возможно, вашему ребёнку не подходит тот новомодный детский садик, который вы ему подобрали. Ведь все люди разные, и это касается не только взрослых, а в первую очередь и детей.
Не отбить охоту и стремление учиться
Когда наступает школьная жизнь , к ребёнку предъявляется много требований и уже не только со стороны родителей, но и школьных учителей. Объясните ему, что он должен стремиться к знаниям, а если у него не всё будет получаться, это не значит что он плохой. К каждому ребёнку нужен свой подход, поэтому с первых дней школы родители должны наблюдать, что происходит с их ребёнком, какой контакт у него с учителем. В случаях неуспеваемости ребёнка в школе постарайтесь вместе делать домашние задания, поговорите с учителем, что может быть этому причиной. Возможно, всему причиной стеснительность и ребёнок не может отвечать при всём классе на заданный урок. Так же в младших классах для детей становится проблемой, если они не выговаривают какие-то буквы, а возможно ему плохо видно, что написано на доске, такие причины понятно что, решаются с помощью специалистов. А вот если проблема в самом учителе, которая возможно кричит на детей или ругает за каждую невыполненную мелочь, тогда есть два выхода или попробовать с ней поговорить, а если это не поможет, то придётся сменить школу или класс. Ведь самое главное в младшем возрасте не отбить охоту и стремление учиться, а для этого самыми лучшими помощниками должны стать родители, умеющие терпеливо объяснить непонятные задания и вопросы.
Любовь, поддержка и мотивация
Сейчас стало модным обращать внимание на советы детских психологов . А они советует не делать поспешных выводов о интеллектуальных способностей ребенка, если он показывает плохую школьную успеваемость. Есть много историй, когда дети со временем выравнивались и становились лучшими в классе, а те, кто в начальных классах идеально писал и читал, скатывался на низкие оценки, так как не привык думать, а только выполнять. Любите своего ребёнка, постарайтесь понять его, даже если это не сходится с вашими жизненными устоями. Чувствуя поддержку родителей, ребёнку будет легче, и жить и учиться. Не обязательно, что ребенок плохо успевает из-за плохой подготовки или неусидчивости. Часто бывает и так, что ребенок просто не воспринимает преподавателя. Ваша задача поддержать ребенка в трудную минуту, но не потакать ему. Мотивировать как психологически, так и материально - приобрести велосипед в универмаге товары для детей , поставить его на балконе, при этом добавив условие - его пользование, это хорошая сдача экзаменов или как-то еще. Ничего постоянного нет, при обоюдном желании всегда всё наладится.
Многие считают, что изменить «закоренелого» двоечника нельзя, и ребенку ни за что не стать отличником, даже если он будет стараться. По мнению большинства, помочь здесь могут только высококвалифицированные репетиторы: уж они точно «подтянут» ребенка по проблемным предметам так, что он еще год-другой сможет без труда объяснять новые темы своим сильно отстающим одноклассникам. Хорошему педагогу, конечно, вполне под силу исправить ситуацию, но есть у такого подхода и минусы: высокая цена и достаточно большое количество времени, которое придется потратить на дополнительное обучение и прохождение пропущенных, не выученных когда-то тем, которые учитель объяснял в классе. К сожалению, у многих родителей сейчас есть проблемы с финансами: далеко не каждая семья может позволить себе нанять репетитора. Кроме того, зачастую и время поджимает: у особенно изворотливых двоечников, которые мастерски прячут дневник, полный «лебедей» и «колов», едва ли не до майских праздников, в лучшем случае есть лишь несколько недель в запасе, чтобы исправить положение. Несмотря на кажущуюся плачевность подобной ситуации, решить проблему с «двойками» ребенка и даже превратить его в «отличника» можно, не прибегая к дорогостоящим услугам репетиторов и в короткие сроки. Мы провели небольшое исследование и выяснили оптимальные методы, которые позволят вам превратить двоечника в отличника всего за неделю: узнать о них больше вы можете, прочитав нашу статью.
Поймите причину, по которой ребенок получает «двойки», и разработайте план подготовки
Первое, что вам придется сделать, если вы хотите, чтобы ваш «двоечник» вдруг стал «отличником», это понять причину, по которой дневник ребенка давным-давно напоминает лебединое озеро. Далеко не всегда причина, по которой ваш школьник с завидным постоянством получает неудовлетворительные отметки, заключается в том, что он чего-то не знает: ваш малыш вполне может «зарабатывать» двойки лишь потому, что плохо себя ведет на уроках или ошибается из-за собственной невнимательности. Если причина плохих оценок именно в этом, пожалуй, недели будет вполне достаточно: к примеру, в интернете вы можете найти упражнения для детей, которые помогут развить внимательность, и периодически тренироваться с ребенком. Если ваш малыш часто отвлекается на свой смартфон, попробуйте на время лишить его этой «игрушки», выдав взамен обычный кнопочный телефон с минимумом функций. Но для того, чтобы ребенок не взбунтовался, стоит пойти на хитрость: если малыш еще не слишком хорошо разбирается в технике, вы можете сказать, что смартфон сломался и его пришлось отдать в ремонт.
Если же проблема именно в нехватке нужных знаний, ваша задача усложняется, но все еще остается выполнимой. Конечно, исправить четвертные оценки в начале мая практически невозможно, но в нашем случае главное — начать и сохранить правильный настрой до начала следующего учебного года. Отличник — это прежде всего правильное мышление: постарайтесь, чтобы у ребенка и мысли не возникало о том, что у него что-то может не получиться. За неделю вполне реально настроить ребенка так, что он с энтузиазмом будет заниматься даже в выходные и летние каникулы, и учителя наверняка заметят перемены в его поведении. Чтобы заметно повысить успеваемость, придется выяснить, чего конкретно не знает ваш ребенок, и именно с этих тем начинать подготовку.
Не забывайте о правильном питании
Многим этот пункт покажется странным, лишним или даже ненужным, но на самом деле это не так: правильное питание серьезно влияет на мозговую деятельность и активность, а кроме того, очень важно для растущего организма. Постарайтесь не допускать вредных перекусов, кормите ребенка правильно, не используя продукты, которые вызывают стресс : он вашему чаду и без того гарантирован, если предстоит серьезная контрольная или даже экзамен. Постарайтесь, напротив, предлагать ребенку продукты, которые улучшают работу мозга : правильное питание будет хорошим подспорьем на пути к цели стать отличником.
Придумайте стоящую мотивацию для ребенка
Конечно, не стоит платить ребенку за каждую хорошую отметку, как поступают многие: повторяя за большинством, вы рискуете в один прекрасный день обнаружить, что «бесплатно» учиться ребенок не желает. А уж если вспомнить о перспективе поступления в университет, за который наверняка придется платить из собственного кармана, становится совсем грустно: , но высшее образование, как ни крути, все-таки необходимо в большинстве случаев. Вместо того, чтобы покорно оплачивать каждую «пятерку» (не исключено, что трудолюбиво подрисованную вашим же чадом в дневнике), постарайтесь подобрать для ребенка более стоящую и долгоиграющую мотивацию. Наверняка вы сможете найти соответствующий стимул: к примеру, если ребенок мечтает о собаке определенной породы, вы можете разрешить завести ее, если раньше были против. Только убедитесь, что чадо не скинет на вас заботы о щенке через неделю-другую после того, как наиграется с животным; кроме того, объясните, что успеваемость должна быть стабильно высокой всегда, а не только в момент, когда вы принесете собаку.
Двойка – это всегда неприятно. Этой оценкой наказывают за невыполненные уроки, ею можно напугать даже самых «неприступных» учеников. Но, оказывается, эти страшилки не для ребят, выбравших путь «сознательного двоечника». Кто ими становится и как найти на них управу, «Летидору» объясняет психолог-педагог Ольга Юткина.
Ольга Юрьевна Юткина, психолог, руководитель Содружества Педагогов Раннего Развития
«Тройка» или «двойка» – какая разница!
Такое случается, когда родители ждут от детей исключительно победы: для них есть только одна оценка – «пятерка». А приносить домой только хорошие оценки у школьника пока не получается. В итоге ребенку становится все равно, что он получит – «двойку» или «тройку», ведь результат всегда один и тот же: родители расстраиваются. А для того чтобы влепили «два», даже и стараться не нужно.
К более высоким успехам ребенка приведет его усердие. А стараться он начнет только тогда, когда осознает, что даже один лишний балл – это уже маленькая победа.
Кто бы меня похвалил
В возрасте 4-7 лет дети особенно нуждаются в одобрительном отношении взрослых даже за незначительные достижения. Если не поддерживать малыша в его малых успехах, в будущем у него не будет потенциала идти к более высоким успехам.
В младшей школе дети учатся отнюдь не для того, чтобы «быть образованными», а потому что рассчитывают на похвалу за свои старания от счастливых мам и пап. Отсутствие похвалы и поощрений способны перечеркнуть любое рвение к учебе. Эмоциональное «Какой же ты молодец!» в сотни раз эффективнее строгого «Ты должен!».
Если педагог в глазах ребенка не выглядит авторитетным человеком, у своего школьника вы не обнаружите ни интереса к знаниям, ни стимула к учебе. Ребенок не способен настроиться на урок, не может запомнить материал, да и вообще не считает нужным воспринимать информацию на уроке всерьез.
В этом случае родителям нужно найти и подчеркнуть в учителе максимальное количество достойных качеств, которые оценит и сам ребенок. Маленький секрет: на младшеклассника хорошо подействует сходство с любимым героем из фильма.
Двоечником быть круто
Подростки могут решить, что в старших классах девочки обращают больше внимания на «плохих» мальчиков. Отчасти это действительно так, ведь в сложном подростковом возрасте многие школьницы приписывают отрицательным персонажам особенную силу и привлекательность. А «скатиться до двоек» в учебе – это самое простое, что можно сделать, чтобы сразу стать «плохишом» и «лидером».
Здесь помогут хорошие примеры из жизни и активные занятия спортом: продемонстрируйте ребенку, что для мужчины на самом деле значит «быть крутым».
Назло родителям
Все родители заинтересованы в том, чтобы их чадо достойно училось в школе. Но случается, что ребенок идет наперекор желанию мамы и папы, чтобы их «наказать». Например, семейные конфликты или развод родителей могут поселить в душе ребенка сильную обиду: школьник решает, что став двоечником, донесет до мамы и папы мысль, что «я тоже имею на вас влияние!», «вы будете со мной считаться!», «вот только захочу и доведу вас до истерики!».
Главное – не упрашивать школьника взяться за ум, иначе он решит, что это идеальный рычаг для управления родителями. Просто расскажите ребенку что-нибудь из серии: «Ничего страшного! Даже когда после школы ты пойдешь работать дворником, мы все равно будем тебя любить».
Я требую внимания!
Ваш школьник запросто может приносить домой двойки, чтобы заполучить родительское внимание. Возможно, сын уже просил папу помочь с домашним заданием только потому, чтобы тот просто провел вечер рядом с ним, а дочь наверняка пыталась обратить на себя внимание мамы с помощью красивой тетрадки с ровным почерком. Но родители почему-то не проявили сильных эмоций. Тогда ребенок решает, что он идет неверным путем, и начинает думать: «А уж на двойки мама и папа точно отреагируют!».
Вовсе не обязательно часами сидеть рядом с детьми, обсуждая каждую мелочь, случившуюся за день. Достаточно дать понять ребенку, что вас всегда интересуют его дела, несмотря на сильную занятость.
Переоценка возможностей
Например, сосед по парте уделяет урокам всего 10-15 минут и всегда отвечает «на пять». «Значит, и я так могу. Просто прочитаю и все запомню!» – думает ученик. Увы, нет. Возможно, ваш школьник более медленный в восприятии материала, ему не так легко дается запоминание. Но пока еще в силу возраста он неадекватно понимает свои способности и возможности.
Расскажите своему ребенку, что у всех разные подходы к выполнению домашнего задания. К тому же никто на самом деле не знает, сколько потребовалось времени Васе, сидящему за соседней партой, чтобы выучить стихотворение дома.
«У бывших двоечников больше шансов стать богатым»
Сколько «поучительных» историй о том, что самые богатые люди нашей планеты отнюдь не корпели над учебниками, нам рассказывают СМИ. И знакомые всегда готовы привести парочку примеров «несправедливости жизни», в которых их одноклассники-двоечники теперь почему-то успешнее и богаче, чем они – круглые отличники.
Объясните ребенку, что это лишь отдельные истории, которые к тому же далеко не всегда соответствуют действительности. Вспомните, кто из любимых актеров ребенка или просто из взрослых, которых он уважает, в детстве были отличниками: дети возьмут пример с тех, к кому они испытывают симпатию.
Как это происходит? Почему ребенок двоечник, если он совершенно точно не глуп, умеет решать задачи, много читает, имеет широкий кругозор, увлекается массой интересных вещей? Помимо ошибок воспитания со стороны родителей, существует и множество других причин. И главная из них - отношение ребенка к учебе. При этом мальчики становятся двоечниками в три раза чаще, чем девочки.
Так что если у вас девочка - шансов иметь такую проблему мало. А вот родителям мальчишек нужно быть все время начеку, чтобы не пропустить тот роковой момент, когда учеба может вдруг перестать интересовать любимое чадо.
Не стоит романтизировать в своем воображении двоечников: бунтари, самостоятельные, коммуникабельные, они становятся хорошими руководителями, лучше устраиваются в жизни и т.д. Может быть, кому-то из них и повезло, но обратите внимание, что обычно такое случается с теми из них, кто со временем взялся за ум и получил образование либо в учебных учреждениях, либо на практике, постигая секреты дела, начиная с низшей должности и далее, двигаясь по возрастающей. Никакого чудесного, волшебного превращения ленивого ученика в ответственного умного начальника, у которого отличники являются подчиненными, после получения аттестата в школе не происходит. Такова реальность.
Самый действенный стимул заинтересовать ребенка в качественном обучении - повысить мотивацию, показать цели и возможности, которые открывает хорошее образование, прочные знания. Что для этого можно сделать?
Ходите с ребенком на дни открытых дверей в различные учебные учреждения, чтобы он окунулся в студенческую жизнь, почувствовал ее, захотел стать одним из таких студентов.
Посещайте встречи с интересными людьми. Интересуйтесь новостями в сфере трудоустройства: какие новые профессии появляются и чем занимаются люди с такими специальностями. На каких специалистов прогнозируется спрос в ближайшем будущем, экзамены по каким предметам надо сдавать при поступлении в вуз или техникум на ту или иную специальность. Вроде бы вы и не давите на ребенка, но с другой стороны он видит: чтобы получить заинтересовавшую его профессию, нужно иметь крепкие знания. И не для папы и мамы, а для себя, своего счастливого будущего. Ведь только его прилежание, упорство, настойчивость дадут ему возможность заниматься после школы любимым делом.
Подскажите ему, что успешное участие в олимпиадах, портфолио, серебряная или золотая медаль при окончании школы дают дополнительные шансы поступить в выбранное учебное заведение. Таким образом у ребенка появляется стимул работать в этом направлении, еще более целеустремленно учиться.
Пугать двоечника тем, что при таком отношении к учебе он станет дворником, курьером и т.д. не стоит. Это действует только первые раз-два, а потом он привыкает и воспринимает ваши слова просто как констатацию неизбежного с мыслями «Дворник - так дворник». Он видит их каждый день - обычные люди, одеты-обуты, милостыню не просят. И он проживет. Поэтому данный вариант воздействия на чадо не принесет желаемого результата.
Причиной неуспеваемости может быть неумение ребенка после бурной перемены сконцентрироваться на теме урока, настроить себя на рабочую ноту. Как ему помочь? Дома приучать чередовать отдых с умственной работой, тренироваться уметь быстро переходить от отдыха к полной концентрации внимания на поставленной задаче. Четкий режим дня также окажет в этом неоценимую помощь.
Отставать по предметам ребенок может и по причине перегруженности кружками, спортивными секциями, домашними поручениями. Пересмотрите расписание дня ребенка. Выполнимо ли оно?
Может быть, его обижают в классе? Попробуйте вместе с ним разобраться в причинах конфликта со сверстниками. Возможно, ребенок просто сверхчувствительный и любая шутка, обзывание, толчок воспринимается им как катастрофа. Расскажите ему, что такая же история была и с Исааком Ньютоном. И он в детстве был простым школьником, и его обижали. Так он решил отомстить обидчикам не силой, а знаниями и вскоре преуспел в этом.
Неразделенная любовь - частая причина того, что ребенка перестает интересовать учеба. Ситуация трудная, деликатная, тонкая. Но все-таки нужно постараться найти слова, чтобы объяснить ему, что любовь - удивительное чувство и очень редкое. Не всех оно посещает. А многие вообще не умеют любить. Предмет обожания не разделяет эти чувства? А разве обязан? Разве любят по принуждению? Безответная любовь бывает очень часто. Пусть его чувство неразделенное, но все равно это счастье. Иногда любовь со временем становится обоюдной. Иногда же она остается неразделенной. Попросите ребенка представить, что его заставляют любить совершенно другого человека. Просто потому, что он ему нравится. Невозможно? А как же тогда можно заставить в его случае другого человека ответить взаимной симпатией?
С ребенком нужно доверительно говорить. Много, не торопясь, никуда не спеша. Говорить и говорить. Не про успеваемость, которая теперь на нуле, а про его чувства. Предложите фильмы на тему любви, книги (Лермонтова, Пушкина, Куприна, Бунина и т. д.).
И конечно же, нельзя забывать о «проблемах улицы, праздношатающихся компаний сверстников». С ними легко, весело, беспроблемно. Чтобы не потянуло к ним, необходимо создать дома доверительные, теплые отношения. Любите своих детей, чтобы они не пошли искать понимания на улицу в сомнительные компании.
Итак, какой же вывод можно сделать? Любите своих детей, старайтесь понять их, будьте рядом с ними. И все будет хорошо, вопрос «почему ребенок двоечник» даже не возникнет.
Сегодня иметь гениального становится необходимым атрибутом семейного престижа, так же как и иметь дорогую машину или загородный дом. Уже с 5 лет родители стараются отдать детей в подготовительные курсы для подготовки его к школе, старательно учат с ним иностранные языки, записывают в школу танца, музыки и т.д.
Далеко не всем детям под силу освоить такую программу обучения . И если ребенок не желает учиться и отстает от своих сверстников, то уже начиная с этого возраста, родители начинают ему твердить: «Будешь плохо учиться, вырастишь и станешь дворником». Стараясь формировать стремление к получению хороших оценок в школе учителя тоже не раз пугают нерадивых учеников перспективой непристижной профессии слесаря, дворника, уборщицы и т.д. Ничего нет страшнее для психики маленького ребенка, чем заниженная самооценка.
Ошибка родителей в воспитании ребенка , не отличающегося хорошими оценками в школе, заключаются в том, что они желают его вписать в те стандарты, которые соответствует их представлениям о хорошем ученике. Между тем у каждого ребенка есть перспективы и его способности к обучению часто решающего значения не имеют.
Будущее ребенка зависит от отношений его с родителями, от того насколько они его любят и общаются с ним. К сожалению, в современных семьях родители заняты зарабатыванием денег и мало общаются с детьми. Чтобы ребенок был успешным человеком во взрослой жизни необходимо систематически рассказывать ему о жизни, передавать свой опыт и научить его преодолевать трудности.
Согласно статистике , двоечники добиваются в жизни большего, чем отличники. Многие из тех, кто учился в школе и в вузе на «отлично», трудно приспосабливаются в жизни. Они плохо переносят любые изменения, стараются не отклонятся от общепринятых рамок и требований. А успех требует креативного и творческого подхода к делу, для достижения его необходимо уметь рисковать. Двоечники относятся к проблемам жизни легко, так же, как и к учебе. Им легче приспосабливаться, они легче общаются, менее критичны по отношению к себе и к окружающим. Вечное стремление к идеалу отличников, желание быть всегда и во всем первым, часто доставляет им сложности в детстве и в последующей взрослой жизни.
Конечно, не каждому двоечнику суждено стать отличником в жизни. Однако примеров этого множество. Так знаменитый глава «Майкрософта» Билл Гейтс был самым обычным двоечником в школе. Только когда в школе появился первый компьютер, у юного Гейтса пробудились дремавшие в нем способности. Маленький Исаак Ньютон учился хуже всех в школе, особенно тяжело давались ему математика с физикой. Только когда его побил приятель, Ньютон решил победить его в знаниях, и уже через несколько месяцев стал первым в классе.
Альберт Эйнштейн - лауреат Нобелевской премии и создатель теории относительности, учился очень средне. Его родители не питали никаких иллюзий на его счет, и надеялись только на то, чтобы он окончил школу и устроился хоть на какую-то работу. Чарльз Дарвин, доказавший всему миру, что труд сделал из обезьяны человека, в школе шокировал всех безразличным отношением к учебе. Он был любителем поспать за партой и прослыл «тупицей» среди сверстников.
В списке гениальных двоечников очень много знаменитостей и успешных бизнесменов. Причина того, что двоечники достигают успехов в жизни в том, что у многих детей уровень интеллекта невысок, но у них высокий уровень творческого мышления. Они почти всегда плохо учатся в школе, с трудом приспосабливаются к школьным требованиям и не имеют интереса к школьным предметам. Но их привлекает что-то одно, в чем им нет равных. Именно в этом вчерашний двоечник и достигает успеха.
Конечно то, что многие двоечники добиваются больших успехов в жизни, не говорит о том, что все дети должны плохо учиться и родителям необходимо махнуть рукой на образование своего ребенка. Просто перестаньте ругать, а тем более наказывать физически его за плохие отметки и возлюбите своего ребенка вместе с его колами и двойками. Не давайте учителям и сверстникам постоянно напоминать ему о том, что он самый плохой в классе.
Попросите учителей чаще отмечать его хорошие работы и старайтесь развивать стимул для получения лучших результатов. Всегда разговаривайте с ребенком в доброжелательном тоне, помогайте ему делать уроки. Но не забивайте все его время решением домашнего задания и не делайте сами уроки за него. Всячески старайтесь повысить самооценку ребенка, для этого хвалите его за небольшие успехи и никогда не сравнивайте его с другими учениками, которые преуспевают в учебе.
Родители не должны делать трагедию из того, что получил очередную двойку. Научитесь контролировать свои эмоции и вместо того, чтобы сказать: « Ну, вот опять! От чего же ты у меня такой глупый!», спокойным голосом спросите: «Как же так получилось? Ты же у меня такой умный!». Это поможет поддержать его самооценку и дать ему понять, что вы во всем его поддерживаете. Нельзя жалеть ребенка, утешать и просить его не расстраиваться. Не говорите ему: «Ну, подумаешь, ерунда какая, исправишься в другой раз». Такие слова гасят его энергию и лишают стимула к достижению успехов. Главное, в воспитании не отбить у ребенка стремления к творчеству, желания самореализовываться. А двойки – это вовсе не трагедия. Ведь без них было бы просто скучно учиться.
- Вернуться в оглавление раздела " "